Фото: pravoslavie.by
"Дары волхвов": в очереди за Благодатью
Евангельский рассказ
Как пишет апостол Матфей, волхвы жили где-то на востоке. Увидев в небе Вифлеемскую звезду и поняв, что это знамение, они последовали за ее движением по небосводу и спустя некоторое время прибыли в Иерусалим. Там они без всякой задней мысли поинтересовались у царя Иудеи Ирода, где можно увидеть только что родившегося Царя Иудейского. Ирод, разумеется, встревожился, ведь в его семье в последние дни пополнения не было, но вида не показал. Вежливо распрощавшись с Волхвами, Ирод попросил их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, чтобы "пойти и поклониться ему". Как выяснится в дальнейшем, у действующего царя были совсем другие планы. Волхвы же последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем Иисусом, поклонились ему и принесли дары: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). Каждый дар имеет символическое значение: золото — царский дар, показывающий, что Иисус родился для того, чтобы стать Царем Иудейским, ладан — традиционный дар священнику, а в случае с Иисусом — учителю и истинному Первосвященнику, смирна — дар тому, кто должен умереть, отсылающий к будущей искупительной жертве Христа. После этого волхвам во сне было дано откровение о том, что возвращаться к Ироду и сообщать о местонахождении нового Иудейского Царя не стоит, и они поехали домой другим путем. Ирод разгневался и приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Иисус спасся благодаря бегству в Египет, а эпизод "избиения младенцев", описанный в Евангелии от Матфея, до сих пор символизирует чрезмерную жестокость по отношению к беззащитным.
По утверждению О. Генри в рассказе "Дары волхвов", именно волхвы, принесшие дары младенцу в яслях, завели моду делать рождественские подарки.
Кавалькада царей-волхвов в Испании
В католицизме поклонение волхвов отмечается 6 января - в день праздника Богоявления. В испаноязычных странах накануне проходят массовые шествия — la festividad de los Reyes Magos (кавалькады царей-волхвов) как часть рождественских гуляний, которые испанцы отмечают большую часть зимы. В этот день с пяти до десяти вечера центральные улицы испанских городов перекрываются, чтобы дать место торжественной костюмированной колонне во главе с легендарными волхвами Мельхиором, Гаспаром и Бальтасаром, идущим к люльке Христа. В испанских рождественских традициях нет такого персонажа, как Санта-Клаус или Дед Мороз, и именно волхвы доставляют испанским детям рождественские подарки в ночь на 6 января. По завершении праздничного шествия дети должны послушно вернуться домой и лечь спать, оставив для подарков волхвов свою обувь и ведерко с водой для верблюдов. Накануне дети передают волхвам письма с пожеланиями относительно подарков к Рождеству, и они исполняются только в случае прилежной учебы и послушания. Послушных детей на следующее утро ждут заказанные и доставленные волхвами рождественские подарки, а непослушных — брикеты угля вместо подарков. Ведерко с водой окажется пустым, потому что воду из него выпьют утомившиеся верблюды. Утром 6 января испанские семьи завтракают традиционным круглым сладким пирогом с цукатами, орехами и кремом — "росконом". Разумеется, хулиганы получают от волхвов не настоящий, а сладкий уголь из карамели. Испанское телевидение ведет трансляцию кавалькад и карнавалов в прямом эфире.
"Дары волхвов" в Санкт-Петербурге
Что касается сегодняшнего дня, реликвия покинула пределы Греции впервые за 500 лет по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла для того, чтобы попасть в Москву, Санкт-Петербург, Минск и Киев. В Петербурге им поклонились уже более 70 тыс. верующих. Храм Казанской иконы Божией Матери на Московском проспекте встретил святыню километровыми очередями и переполненными автобусами, в которых согревались замерзшие на морозе паломники. Сегодня приложиться к святыне можно до 22:00, в пятницу — с 6:00 до 13:00. Верующих допускают группами. Люди прикладываются не более секунды, чтобы не создавать толчеи.
Чудесные исцеления
Разумеется, верующие ждут от святыни чудес. В Интернете можно найти несколько историй, связанных с исцелениями страждущих. К примеру, православный интернет-магазин "Зерна" рассказывает о подобном случае: "В 1985 году Дары привозили в новую церковь греческого города Салоники. Среди встречавшего святыню народа на паперти стояло несколько бесноватых. Они рычали и душераздирающе кричали. Одну женщину вели к Дарам волхвов, но она остановилась и стала упираться. Четверо крепких мужчин не могли сдвинуть ее с места. А она кричала: "Убирайся прочь, Младенец Вифлеемский!" Женщину подвели к ковчегу с силой, перед которым она упала ничком. Тогда один монах взял цветок, украшавший ковчег со святыми Дарами волхвов и перекрестил им несчастную. Другой монах поднял ковчег и издали перекрестил ее. Бесноватая вновь стала кричать, лаять, рычать. Наконец ее силой подтащили к святыне. Бесноватая замолкла, несколько минут лежала, как мертвая, потом поднялась и медленно вышла из церкви. На другой день эта женщина вновь появилась у ковчега со святыми Дарами волхвов и уже без всяких препятствий приложилась к святыне." Как сообщили "Санкт-Петербург.ру" волонтеры у Храма иконы Казанской Божьей матери, они таких чудес в Петербурге не видели.
Экспертизы "Даров" не будет
Русская православная церковь не будет проверять подлинность реликвии. Напомним, что накануне приезда святыни в Сети разгорелась дискуссия, связанная с подлинностью артефакта. В частности, священник неканонической Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов на своей странице в Facebook заявил, что "Дары Волхвов", как и "Пояс Богородицы", - подделка и могут быть на балу сатаны в качестве перевозочного средства." Председатель Епархиальной миссионерской комиссии города Москвы иеромонах Дмитрий (Першин), напротив, дал комментарий для "Известий", в котором подчеркнул, что "Совершенно неважно, каким именно способом дошла до нас вифлеемская весточка, если, откликнувшись на нее, мы встречаем Христа. Святыни, прибывшие с Афона, подобно навигатору указывают нам путь к Рождеству Христову. Почитая символы Рождества, мы просим Христа Спасителя родиться уже в наших сердцах, как когда-то в вифлеемском вертепе." Кроме того, перед началом Рождественского богослужения в ночь с 6 на 7 января 2014 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриарх Кирилл (Гундяев) с амвона уверил паству, что "те самые Дары волхвов были бережно сохранены Девой Марией, Матерью Спасителя, и переданы Ею в Иерусалимскую Церковь, где хранились до IV в., а затем были перенесены в новую столицу Восточной Римской империи город Константинополь. Когда же возникла опасность иноземного вторжения в Константинополь, то эта святыня была перенесена на Гору Афон, где с тех пор хранится в монастыре святого Павла".
"Пилите, Шура, пилите, они золотые!"
Мы пообщались также с экспертом из Музея истории религии, чтобы прояснить происхождение материальных ценностей христианской культуры. "Сама история появления даров достаточно запутанная, - сказал "Санкт-Петербург.ру" старший научный сотрудник музея Сергей Подлесный. - Те комментарии, которые сейчас звучат в СМИ из уст представителей РПЦ и оргкомитета, озвучивают официальную версию, согласно которой Дары были поднесены Христу по Рождеству. Затем они до V века хранились в семье Богородицы, после чего были перевезены в Константинополь. Но информация более научного характера говорит, что никаких древних упоминаний о наличии даров вообще нет. Есть сведения древних путешественников о неких золотых сосудах, которые хранились в Константинополе. Но как они выглядели и что в них было, неизвестно. К XVI-XVII веку относятся сведения о артефактах, которые имеют отношение к "Дарам волхвов" и находятся на Афоне. И только с XIX-XX века появились сведения о "Дарах" в том виде, в котором они сегодня представлены в Петербурге. Сейчас набирает обороты практика возить "Дары", они уже ездили по греческим городам". Как оказалось, наш эксперт живет непосредственно рядом с Новодевичьим кладбищем, и воочию наблюдает очередь к "Дарам волхвов". "Ничего плохого в этом нет, что тысячи людей собрались по такому поводу, - продолжил Подлесный. - Так же тысячами ходят на концерты и стадионы. А тут артефакт, за ним стоит история. И это повод если не испытать катарсис, то подумать и поговорить. Вообще мне кажется, что нашим людям даже нравится времяпрепровождение в очереди: постоять, поговорить. Как я вижу, и те, кто в очереди, и полиция в достаточно благодушном настроении. Но сам я как-то не удосужился постоять, дел много".
Эксперт: "Никаких древних упоминаний о наличии даров нет"
Об актуальности поклонения "Дарам волхвов" в зимнем Петербурге мы спросили и у депутата ЗакСа Виталия Милонова. Ответ парламентария звучал весьма благостно: "Актуальность появления реликвии подтверждают не слова депутата, а сами люди. И они сделали свой выбор. Но они должны искать объект духовного поклонения не только в реликвиях, которые привозят из-за границы. Пусть это послужит катализатором, но каждая литургия в храме в Петербурге или области — это чудо. Дай Бог, чтобы те, кто стоит сейчас в очереди, задумались о том, что, может, стоит сходить и в храм. Хорошее дело, когда люди стоят, претерпевают неудобства, просто потому, что иначе это не организовать, - сказал Милонов. - Я и сам уже поклонился "Дарам" 14 января вместе со служителями, с братией, сразу по окончании литургии".
Петр Сапожников, Анастасия Семенович, "Санкт-Петербург.ру"