Странная арифметика
В нашу рубрику "Письмо губернатору" написала жительница Пушкина Людмила Казимировна Локуциевская. Женщина была возмущена ценами на социальное такси, которое запросило 220 руб. за поездку от дома пенсионерки до Казанского кладбища. Это всего 8 км, а стоимость была озвучена уже с учетом 50% скидки. Путем нехитрых математических вычислений получается, что полная стоимость поездки — 440 руб. Тем временем частные таксопарки на это же расстояние без предоставления льгот готовы отвести пассажира за 150-180 руб. Занятная арифметика получается. Редакция "Санкт-Петербург.ру" перепроверила данные читательницы и получила те же результаты.
Неадекватность в расчете поездки еще ранее заметили и активисты из числа инвалидов-колясочников. Быстрова Светлана, например, лично обзвонила 10 таксопарков и выяснила стоимость поездки туда-обратно из Лисьего Носа (ул. Железнодорожная) в Колпино (ул. Металлургов. д.6,) а также скорость подачи автомобиля. Службы городского такси оценили поездку минимум в 1 тыс. 600 - 1 тыс. 800 руб., максимум в 2 тыс. 100 — 2 тыс. 300 руб.. Машина подается от 40 минут до полутора часа. В то время как в соцтакси та же поездка стоит 2 тыс. 970 и 3 тыс. 560 руб., а заказ должен быть оформлен как минимум за сутки, а лучше за трое.
Есть и другие многочисленные примеры, которые демонстрируют, что бюджетные средства, заложенные на реализацию этой социальной программы, явно перерасходуются. Не говоря уже про лишние деньги, которые приходится платить пассажирам.
Это все программа
В комитете по социальной политике нам пояснили, что в целях единого расчета стоимости поездок на социальном такси, осуществляемом транспортными организациями, в Городском центре установлена автоматизированная программа расчета стоимости поездок "City Guide". Эта программа рассчитывает кратчайшую протяженность маршрута при оформлении заявки с учетом информации об автомобильных пробках и проведении автодорожных работ. Протяженность маршрута может быть рассчитана по городу либо по окружной дороге. Оптимальный вариант маршрута определяется возможностями программного обеспечения.
Раз уж проблема исключительно в программе, которая выбирает не те маршруты и задает более высокую стоимость, так может лучше потратиться на ее модернизацию, чем ежемесячно терять бюджетные деньги?
А пристегнуть?
В Санкт-Петербурге проживает свыше 730,8 тыс. инвалидов, это более 14,6 % от общей численности городского населения. При этом колясочников насчитывается 12 тыс. 225 человек. Учитывая "доступность" городской среды Северной столицы, социальное такси для инвалидов становится практически единственной возможностью для передвижения: не у всех есть средства для покупки личного автотранспорта, а тем временем большинству из них часто приходится ездить к врачам и просто хочется общаться с другими людьми.
Людям с ограниченными возможностями нужен специально оборудованный транспорт с аппарелями или подъемниками для коляски. Именно такие автомобили по закону должны предоставляться петербургским инвалидам. Машины действительно есть, но на более чем 12 тыс. нуждающихся в них людей всего 2 единицы такого транспорта. Оборудование остальных микроавтобусов далеко от реальных потребностей инвалидов.
Колясочники, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "Санкт-Петербург.ру", рассказывают, что большинство таксопарков предлагают неоснащенные газели, куда коляску иногда поднимают при помощи фанеры. Зачастую водители своих пассажиров даже не пристегивают.
Наш собеседник Анатолий Смыслов сетует: "Самое главное для меня как колясочника, у которого не только ноги, но и руки плохо работают, то что я не могу пересесть в легковушку, а машин спецтранспорта очень мало и их заказать сложно. К тому же есть машины спецтранспорта, в которые инвалид с высоким ростом не заедет. В большинстве машин отсутствуют специальные крепления для фиксации коляски, и велика вероятность падения".
Вера Родинкова рассказала "Санкт-Петербург.ру", что уже два раза, пользуясь социальным такси, травмировала себе ноги. "Первый раз я вылетела из коляски 9 июня, меня поймал муж, который сидел напротив. Прищемила ноги между коляской и сидением, порвала связки, до сих пор еще болят. Еще я поехала на митинг, привязалась своими ремнями, и все равно мою коляску прижало сидениями. Снова хоть и небольшое, но повреждение. Водители не виноваты, просто на дорогу люди выбегали. Нужно, чтобы в каждой машине сделали ремни безопасности, иначе очень страшно ездить. Только в одной машине ехала очень комфортно, это такси "6 000 000". Там меня и пристегнули, и коляску пристегнули".
2 машины на 12 тыс. инвалидов-колясочников?
В такси "6 000 000" изданию рассказали, что социальным обслуживанием у них занимаются всего две машины, которые оборудованы в соответствии со всеми требованиями по перевозке инвалидов-колясочников. Они пользуются огромным спросом. Полностью оборудовать автомобиль, по словам представителя парка Алексея, стоит приблизительно столько же, сколько и сам автомобиль, около 500 — 600 тыс. руб.
В настоящее время в реализации закона принимают участие 59 транспортных организаций, прошедших квалификационный отбор в комитете по транспорту. В соответствии с положением о порядке проведения, перед комитетом стоит задача выявить перевозчиков, в полной мере отвечающих квалификационным требованиям, среди которых наличие специально оборудованного транспорта. Так почему во всем городе таких автомобилей оказалось всего 2 на 12 тысяч инвалидов-колясочников?
Пресс-секретарь комитета по социальной политике Екатерина Майборода ситуацию объяснила тем, что город такое количество машин устраивает, и раз нет дополнительных заявок, значит дополнительных единиц спецтранспорта Санкт-Петербургу не требуется. "А если инвалидов что-то беспокоит в обслуживании, то у них есть телефоны и адреса, куда можно обращаться с жалобами".
По данным "Санкт-Петербург.ру", подобные жалобы в письменном виде пользователи социального такси писали не раз и не два. Но воз и ныне там.
Эльвира Егорова, "Санкт-Петербург.ру"