Строительство первой детской железной дороги в Ленинграде было начато еще в 1939 году, пути должны были пройти от Невского лесопарка до реки Оккервиль, но помешала Великая Отечественная война. В итоге дорога, созданная специально для детей, была открыта только в 1948 году между Елагиным островом и Озерками.
В 1958 году в честь десятилетия руководство Октябрьской железной дороги подарило своему "детскому филиалу" первый узкоколейный тепловоз серии ТУ2-167, а в 1962 году обновился вагонный парк и на пути вышло 10 новых вагонов серии 3AW, построенных во Вроцлаве (Польша).
В 1965 году в связи с застройкой территории Комендантского аэродрома протяженность дороги сократилась до 3 км 100 м. В начале 90-ых началось строительство в Коломягах, и пути Малой Октябрьской железной дороги урезали снова, до 2 км. На дороге осталось всего две станции - Озерная и Юный. Особо не разгонишься!
Однако совсем недавно, 12 июля 2011 года, детская железная дорога получила еще одну, новую трассу протяженностью целых 10 км. Сегодня поезда детской узкоколейки идут в двух направлениях: на север (от ст. Озерная до ст. Юный ) и на юг ( от ст. Молодежная в Купчино до ст.Царскосельская).
Для чего же доверяют железную дорогу с настоящими рабочими поездами, сложной системой управления и современной техникой простым школьникам? Ответ очевиден — учиться. Малая Октябрьская детская железная дорога — единственный центр по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии учащихся Санкт-Петербурга и пригородов.
В течение четырех лет здесь бесплатно обучают школьников 5-9 классов: ежегодно организуется работа 47 кружков железнодорожного профиля и 18 кружков других направлений. Ребята узнают назубок правила дорожного движения, учатся вести поезд и постигают азы многих профессий на железной дороге. А еще детей здесь кормят.
На фото: Даниил
Даниил, бригадир поезда:
"Учатся у нас всего пять лет, но я прошел два года за один. Сам всегда мечтал быть железнодорожником, и когда увидел объявление в газете, сразу же пришел сюда".
В зимний период занятия проходят в учебных классах, а в летнее время ребята проходят практику на производственной базе. Юные железнодорожники в этот период работают по всем специальностям всего по 4 часа в день. Инструктор, взрослый человек, внимательно следит, чтобы ребенок за лето попробовал себя во всех ролях: побыл и начальником поезда, и бригадиром, и диктором, и даже машинистом, если квалификация позволяет.
На фото: Иван
Иван, начальник поезда, 2-й год обучения:
"В первый год проходят основной курс железных дорог, азы. Второй год более серьезный, здесь уже больше физики: это вагонные мастера, которые осматривают колесные пары, дежурные диспетчеры, кондукторы, начальник и бригадир поезда, который наблюдает и руководит поездной бригадой во время пути, стоянок и посадок.
На третьем году начинается курс помощника машиниста, а на четвертом году, если сдашь зачет, можно быть машинистом.
Работать можно практически все лето, а можно только минимум отработать - 12 часов. Но я стараюсь как можно больше".
Возможность прокатиться на детском поезде есть у всех желающих. Дорога в летний период (июнь — август) работает для пассажиров — с четверга по воскресенье с 10:30 до 16:00. Интервал между отправлениями — часовой. Билеты можно купить непосредственно на станциях. Детский — 50 руб., взрослый — 100 руб., для детей до 5 лет бесплатно. В настоящее время движение по северному направлению приостановлено в связи с поломкой паровоза, но южной работает исправно и открыт для пассажиров.
Как попасть: после выхода из вагона метро на станции Купчино попадаете по подземному переходу на другую сторону платформ. Проходите вдоль кассы метро и справа будет металлическая дверь с надписью "Малая октябрьская железная дорога".