USD 23.11.2024 102.5761 +1.8963
USD ММВБ 00:05 100.6798  
EUR 23.11.2024 107.4252 +1.3490
EUR ММВБ 00:05 106.0762  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

ПМЭФ-2013: Станут ли в России знания дороже нефти

Участники панельной сессии «Экономика знаний» объяснили, почему знания и инновации продавать выгоднее, чем нефть и газ.

Каким бы абстрактным не казалось обывателю словосочетание "экономика знаний", сегодня прогрессивные умы от экономики и науки возлагают на эту сферу большие надежды. По их мнению, если наше правительство правильно расставит приоритеты, в скором времени российские знания и инновации смогут продаваться на мировом рынке наравне, а то и дороже природных ресурсов, от экспорта которых так зависимо отечественное хозяйство. Простыми словами, экономика знаний — это процесс превращения знаний в деньги. К знаниям в данном случае относят информационные технологии, науку и образование в целом, а также здравоохранение и любые другие области, где новые идеи способны играть решающую роль.

"Пора признать: тезис о том, что мы развиваемся быстрее всех, безнадежно устарел"


Для тех, кто не верит, что инновации и знания можно продавать дороже природных ресурсов, член Российской академии наук Абел Аганбегян привел в пример опыт коллег из Индии. Там экспорт математических программ за рубеж составляет 65 млрд долл. в год — больше, чем российский экспорт нефти, газа и цветных металлов.

"Российская промышленность почти не растет, сельское хозяйство деградирует, продолжительность жизни нашего гражданина — 76 лет, тогда как в развитых странах этот показатель давно перевалил за 80. Главная сфера, за счет которой мы можем ускорить наше развитие — это экономика знаний. Это не воздух, это конкретные деньги. Сейчас доля экономики знаний составляет в России всего 15% (в Западной Европе — 35%, в Америке — 45%). Тезис о том, что мы развиваемся быстрее всех, давно устарел, а при таких показателях у нас просто нет перспективы".

"Мы еще не очень хорошо научились внедрять то, что производим"

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко не считает, что интеллектуальные ресурсы страны нужно противопоставлять сырьевой экономике как чему-то более отсталому, от чего надо в принципе отказаться. Градоначальник придерживается мнения, что  оба направления, если только они будут идти рука об руку, смогут привести отечественную экономику к уровню "недосягаемости".

"Начну с того, что экономика знаний в петербургском ВВП составляет не 15%, а 25% в отличие от России. К 2020 году мы достигнем показателя в 30%, а к 2030 — 45%. Что касается отдачи Петербурга для всей страны, то мы можем предложить разработки в сфере разведки и добычи полезных ископаемых, которыми горды наши мероприятия. Кроме того, мы накопили потенциал в сфере исследования арктических широт. Все это будет востребовано. Да, мы еще не очень хорошо научились внедрять то, что мы производим. Многое из изобретенного в России было доведено до ума за рубежом, теперь же это надо научиться внедрять здесь".

"Логика догоняющих — это обеспеченный провал"

Бывший министр образования, а теперь советник президента Андрей Фурсенко, в противовес другим спикерам, не приравнивает экономику знаний к сфере IT. Для него такие технологии не завтрашний, а сегодняшний день, а в чем-то "даже и вчерашний".

"Экономика знаний — это не только и не столько информационные технологии, как те области, в которых возможен прорыв за счет принципиально нового знания. А такой прорыв возможен и в авиации, и в энергетике. Наша беда в том, что мы расставляем приоритеты исходя из того, что мы видим у других стран. Логика догоняющих — это обеспеченный провал. Надо оттолкнуться от чего-то другого. Например от того, что нужно создать 25 млн высокотехнологических рабочих мест, где будет принципиально иное качество труда и принципиально другая зарплата. Новая мотивация и новый человек".

"Молодым не нужно зарплаты в 150 тыс. , они хотят заниматься саморазвитием"

Ректор СПб НИУ ИТМО Владимир Васильев решил, что все это, конечно, замечательно, но молодые люди, склонные больше рефлексировать, чем отвечать запросам государства, ставят себе совсем другие задачи.

"Молодежь хочет реализовывать свой духовный и интеллектуальный потенциал. Государство требует от них 25 млрд высокотехнологичных рабочих мест, высокой выработки — по 700 тыс. долл. на каждого. А им это не надо, их не интересует карьера. Когда нашим ребятам из ИТМО предлагают 150 тыс. дол в год, они не идут. Им лучше 40 тыс., но чтобы было время на саморазвитие. Нам нужно для начала решить этот разрыв, тогда мы продвинемся в экономическом развитии".

"России нужны инженеры-неудачники"

Председатель правления компании KMPG Олег Гощанский также предлагает философский подход к развитию экономики знаний в России. По его мнению,  соотечественникам для начала необходимо осознать то, что ошибки — это неизбежная часть творческого и инновационного процесса.

"В нашей стране страшно ошибаться, этого у нас просто нельзя. А в Канаде, например,  есть даже специальное общество инженеров-неудачников. Только после многочисленных ошибок получаются толковые идеи. Именно такая подвижка нужна в нашем сознании для дальнейшего развития. У нас, конечно, не все так плохо: есть Росавиация, "Яндекс" и платежная система "QIWI", которой удивляются даже японцы… Но российская экономика — это не экономика знаний".

Валерия Лобжанидзе, "Санкт-Петербург.ру"

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы