USD 13.11.2024 97.9559 0.0009
USD ММВБ 06:30 0.0000  
EUR 13.11.2024 104.2533 -0.5989
EUR ММВБ 06:30 0.0000  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Такси будущего с настоящими проблемами

В беседе с "Санкт-Петербург.ру" Шахар Вайсер, основатель GetTaxi, посетивший Северную столицу на презентации мобильного сервиса компании, дал экспертную оценку организации транспортной инфраструктуры в целом и таксомоторной деятельности Петербурга в частности.

Такси "в законе"

В Петербурге в скором времени может появиться городской закон "О легковом такси". В общих чертах он повторяет федеральный закон, однако у него есть и свои региональные особенности. В Петербурге лицензированным такси будет разрешено ездить по выделенным полосам, предназначенным для движения городского транспорта.

Новый законопроект предполагает ограничение максимального количества такси на улицах города. Согласно законопроекту, в случае, если разрешения деятельности по перевозкам будет больше, чем максимально разрешенное количество такси, выдавать документы будут по итогам аукционов.

Как и федеральный закон, городской закон о такси предусматривает, что за рулем такси может быть только лицензированный водитель. Документ на работу такси, планируют выдавать на пять лет.

Для безопасности пассажиров в каждом такси обяжут указывать телефон для предъявления претензий тем, кого не устроило качество поездки.

Обеспокоились депутаты петербургского ЗакСа и внешним видом такси. Эсер Алексей Палин предложил разрешать деятельность по перевозке пассажиров и багажа только тем компаниям, на чьих автомобилях будут наклейки-шашечки контрастного цвета, а также оранжевые фонари на крышах машин.

Эксперты уже подвергли внесенные предложению критике. Транспортники считают, что, по сути, это дублирование федерального закона. По их мнению, лучше бы озаботиться транспортной инфраструктурой. Например, Петербург остро нуждается в новых парковках. Кроме того, нет системы расчета максимального количества такси. При этом получить разрешение на работу можно довольно легко.

Однако законопроект уже прошел необходимую юридическую экспертизу и может быть вынесен на рассмотрение Законодательного собрания уже в этом году.

Внедрение инноваций

Экспертную оценку организации транспортной инфраструктуры Северной столицы "Санкт-Петербург.ру" дал Шахар Вайсер, основатель GetTaxi, посетивший Северную столицу на презентации мобильного сервиса компании.

Компания GetTaxi является мировым лидером услуг заказа такси. Система позволяет вызвать машину одной кнопкой со смартфона и обеспечивает подачу автомобиля в течение рекордно коротких для мегаполисов сроков (10-15 минут), направляя к пассажиру ближайший автомобиль.

Сервис активно развивается за рубежом - в Израиле, Великобритании и США, а Петербург стал вторым после Москвы российским городом, в котором появилась инновационная служба заказа такси.

"Любой город, будь то Нью-Йорк или Санкт-Петербург, заинтересован в том, чтобы пересадить своих жителей на общественный транспорт. А для этого необходимо его сделать, в первую очередь, доступным. То есть, если такси будет приезжать в течение 5 минут, и минимальный тариф при этом будет составлять 50 руб., для многих GetTaxi окажется предпочтительнее личного автомобиля. Например, сегодня в Израиле мы направляем машину в течение 3 минут, а в Лондоне — 5 минут. В Москве наше такси приезжает, в среднем, за 12 минут", - рассказал Вайсер в начале беседы о преимуществах внедрения новых технологий.

Решать проблему изнутри

По признанию Шахара Вайсера, всех транспортных проблем в городе его компания решить не сможет. "Выделенная полоса, пробки - это то, что происходит уже после того, как вы заказали такси", - объясняет он. Однако GetTaxi - кодовое слово отдачи работ легальным таксистам. У компании нет своего таксомоторного парка, все водители, нанятые на работу, могут быть как частниками, получившими лицензию, так и работниками какой-либо таксомоторной компании. Однако Вайсер утверждает. что никакой угрозы или конкуренции для такси Петербурга GetTaxi не создаст.

"Петербургские власти часто поверхностно пытаются решить вопрос с таксомоторной деятельностью. Нужно смотреть в корень, а вы продолжаете лечить симптом, - поясняет Вайсер. - В первую очередь, нужно сделать такси доступным для горожан.  GetTaxi может сыграть свою роль в лицензировании таксомоторной деятельности, причем за это нам ничего не нужно. Городу просто вместе с лицензией нужно выдавать пакет услуг GetTaxi, и тогда мы подключим все такси к единой системе. С одной стороны, это будет хорошо для пассажиров - человеку придется ждать машину всего пару минут. С другой - выгодно для всех таксопарков. С нашей системой мы расширяем рынок такси в два-три раза. Если такси будет доступно и по цене, и по времени, им будут пользоваться не только, когда нужно поехать в аэропорт, но и в так называемую булочную. Поэтому предполагать, что GetTaxi конкурируют с таксопарками - ошибочно. Напротив, мы даем любому таксопарку в несколько раз больше заказов, работу, которой раньше не было".

Что касается взаимодействия с городскими властями, Вайсер отметил, что в Петербурге есть подвижки. Основатель GetTaxi в беседе несколько раз подчеркнул, что компания не ищет от города никакой поддержки кроме пропаганды.

"При всем сарказме и недоверии в России к какому-либо действию, власти Петербурга понимают, что им нужно объединиться с тем, кто реально может решить вопрос пробок, безопасности на дорогах", - отметил собеседник.

За границей сейчас уже налажен обратный процесс, когда власти сами находят заинтересованные компании. В Америке, к примеру, запустили тендер на систему автоматической диспетчеризации такси, который инициировал сам мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. В свою очередь Блумберг получил письмо от мэра Тель-Авива Рона Хульдаи, где тот делится опытом - сервис GetTaxi оказал положительное влияние на транспортную инфраструктуру города - и советовал коллеге запустить его в Нью-Йорке.

"Город должен пропагандировать и поддерживать инновации. Мне не нужны никакие бюджеты. Нужно, чтобы город просто сказал: мы хотим создать в Петербурге транспортную инфраструктуру наравне с Лондоном и Нью-Йорком, чтобы люди могли расплачиваться кредитными картами, чтобы такси быстро приезжали на заказ, чтобы туристы могли сюда приезжать", - комментирует Вайсер.

На совместную работу с инновационной компанией настроены профильные комитеты Смольного. Так, Иван Громов, председатель комитета по информатизации и связи Петербурга, на презентации нового сервиса, заявил: "Мы подробно изучили GetTaxi. Это удобный инновационный сервис, не имеющий в нашей стране аналогов. В настоящий момент комитет рассматривает продвижение этого продукта в установленных законодательством рамках".

Лицо Петербурга - "бомбилы"

По мнению Шахара Вайсера, "бомбилы" в Петербурге существуют только потому, что они могут подъехать к пассажиру быстро и дешево. У рынка есть потребность в таких услугах, но достойной альтернативы им нет. "Так вот способ борьбы с "бомбилами" - это создать эту альтернатву", - утверждает Вайсер.

Юрий Вейков, вице-президент Ассоциации таксомоторного транспорта городов России, рассказал, что сегодня потребности Петербурга в такси составляют 10-15 тыс. автомобилей, а официальное обслуживание населения осуществляют 20 тыс. неорганизованных частных перевозчиков и всего 8 тыс. зарегистрированных водителей.

Отдельной проблемой является скопление нелегалов в аэропорту, которые едва ли не хватают прилетевших за рукав, чтобы усадить в машину. Именно такое лицо города предстает прибывающим в Северную столицу иностранцам. "Проблема аэропорта, действительно, самая глобальная. Мы не можем решить все, пусть этим занимается город. Мы можем только предложить собравшимся в аэропорту водилам в тренировочных штанах стать более цивилизованными. Тем, кто уже цивилизован - зарабатывать больше. Мы лишь платформа для этого", - комментирует ситуацию господин Вайсер.

Городские власти сейчас действительно пытаются конвертировать нелегала в легального водителя. Именно на это направлена выдача лицензий на таксомоторную деятельность. Однако на этом пути Петербург делает лишь первые шаги.

Обращаться за специальным разрешением перевозчики должны в комитет по транспорту. Разрешение выдается в течение 30 дней с момента обращения и действует на протяжении 5 лет. Для водителей данная процедура абсолютно бесплатна, все расходы берет на себя комитет по транспорту. За незаконное предпринимательство водителям грозят штрафы от 5 до 50 тыс. руб. А все автомобили, на которых таксисты подрабатывали нелегальным извозом, изымаются и отправляются на штрафстоянку на период проведения судебного разбирательства.

По мнению многих экспертов, такая организация таксомоторной деятельности не способствует ее легализации. Когда штраф равен выручке водителя всего лишь за несколько дней, а лицензия и вовсе ничего не стоит, водителю нечего терять.

За границей, где организация таксомоторной деятельности ушла на десятилетия вперед, все происходит иначе. К примеру, в Лиссабоне лицензия на такси стоит столько же сколько и автомобиль - около 60 тыс. долл. И весь город охватывает лимитированное число такси - 6 тыс. Срок окупаемости такой лицензии -10 лет, поэтому водитель будет дорожить тем, что составляет его хлеб, тем, на что собирали деньги всей семьей. В Нью-Йорке лицензия стоит и вовсе 1 млн долл. "Желтых" такси на Манхэттене - ограниченное количество - 13 тыс. 776 машин. Там эта лицензия используется как актив: купленная раз и навсегда она передается водителями едва ли не из поколения в поколение.

По мнению Вайсера, первые шаги по легализации таксомоторной деятельности в Петербурге сделаны успешно. "Я не могу ругать ваши власти, вы только на пути к организации. Однако, я уверен, далее будет необходимо лимитировать количество лицензий и сделать их платными", - делится мнением создатель GetTaxi.

И напоследок - ставка на быстроту

По словам Шахара Вайсера, самое сложное как для рядового петербуржца, так и для представителя власти, понять: нужно не бояться действовать новыми методами. Да, GetTaxi не собирается бороться с "бомбилами" посредством силовых рейдов, но планирует создать им все условия для легальной работы. Каждый пассажир лично после поездки оценивает своего водителя. Соответственно сами пассажиры постепенно будут устранять тех, кто не хочет меняться, а продолжает слушать шансон и курить в машине.

Да, неожиданным для Петербурга станет возвращение расчета стоимости поездки не по километражу, а по времени в пути. Но, как утверждает Вайсер, это будет удобно и водителям, и пассажирам.

"Самое сложное отказаться от возможностей. Пассажир не может выбрать марку и класс машины, также не может выбрать никакие дополнительные услуги. Когда начинаешь выбирать допуслуги - стреляешь себе в ногу. Базовая услуга должна быть отшлифована, вы должны сделать заказ буквально одной кнопкой. Мы сделали ставку на быстроту", - рассказывает Вайсер.

Проверено на себе

Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" делится опытом пользования сервисом GetTaxi:

Я решила воспользоваться услугой заказа такси "одной кнопкой", как говорится, не отходя от кассы - сразу же после презентации нового сервиса - в гостинице "Коринтия" на Невском. Скачать приложение на телефон оказалось достаточно просто. Машина действительно вызывается несколькими "кликами". А затем я как ребенок радовалась тому, что вижу на экране телефона фото моего водителя и могу следить за тем, как едет моя машинка.

 Такси будущего с настоящими проблемами

Такси я заказала к одному из выходов из отеля - на Стремянную, 8. Мне пришлось подождать машину всего 12 минут. В марках машин я не разбираюсь совсем, а оцениваю их лишь категориями "большая", "красная". Так вот, моя машинка была небольшая, но удобная, и очень порадовали фирменные наклейки GetTaxi, по которым свою машину видишь издалека. Что немаловажно: не нужно бегать среди припаркованных машин и отыскивать свою.

До улицы Профессора Попова, 23 мы доехали за 23 минуты - время в пути мне сообщил водитель, который кстати молчал всю дорогу, что я неимоверно ценю в таксистах. Мои 23 минуты в пути стоили 350 руб. У таксиста не оказалось сдачи с тысячной купюры, но он сам сбегал разменять деньги и сдал мне сдачу.

В целом, поездкой, а особенно ее стоимостью я была довольна.

Для примера, простая арифметика - путь от Стремянной,8 до ул. Проф. Попова, 23:
- такси "Везет": 15 минут ожидания машины, 355 руб.
- такси "6 миллионов": 15 минут ожидания машин, 410 руб.
- такси "068": 15-20 минут ожидания машины, 410 руб.

Анна Носик

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы