"Сегодня принято считать производства продуктов питания бизнесом. На мой взгляд это ошибка. Бизнес - это игра на фондовом рынке. Аграрно-промышленный комплекс — это система жизнеобеспечения. И в условиях вступления в ВТО эта система жизнеобеспечения либо будет всесторонне и комплексно поддержана государством, либо нас ждет повторение 90-х, правда со значительно меньшим запасом прочности", - говорит вице-президент исполнительный директор Союза пищевых предприятий Санкт-Петербурга Игорь Подлипенцев.
По мнению Подлипенцева, решить вопрос продовольственной безопасности без гарантии платежеспособного спроса для производителей со стороны государства невозможно. Если действующее законодательство не позволяет гарантировать спрос, значит нужно менять законы, не соответствующие Доктрине продовольственной безопасности.
"Сегодня давление на петербургские пищевые предприятия со стороны торговых сетей сильнее, чем со стороны конкурентов по ВТО. Однако паники среди директоров пищевых предприятий в связи с ВТО не наблюдается. Возможно, потому, что директор не имеет права паниковать. По нашей оценке, в рамках финансового кризиса скорее всего люди будут меньше тратить, выбирать более дешевые продукты. В этих условиях даже просто удержать объем продаж на сегодняшнем уровне будет непросто. И каждая упаковка импортной продукции будет отнимать покупателя у наших предприятий. А запаса прочности после десяти лет работы с торговыми сетями может не хватить", - считает эксперт.
По его мнению, существует несколько вариантов развития отрасли: оптимистический, пессимистический, реалистический и счастливый.
В случае оптимистического варианта обеспечение продовольственной безопасности будет признано приоритетным по сравнению со свободой торговли, а законодательная база будет изменена таким образом, что и на прилавках торговых сетей и в рамках государственных закупок однозначный приоритет будет отдан отечественным производителям, причем производителям местным и с неубыточными ценами. Строгий контроль со стороны надзирающих служб защитит рынок от любых не полезных для здоровья импортных продуктов. Рост налогов, тарифов и разнообразных нетарифных платежей монополиям будет остановлен. Вместо компенсации части процентной ставки по кредитам, которая в первую очередь выгодна банкам, будет адресная поддержка государством конкретных проектов в АПК, признанных необходимыми для обеспечения продовольственной безопасности. В этом случае, отрицательных последствий вступления в ВТО для отрасли может и не быть.
Если рассматривать сценарий пессимистический, то Доктрину продовольственной безопасности отменяют, контроль за качеством импорта минимизируют. Внутренние цены на энергоносители доводят до мировых. Заводы перепрофилируются под бизнес-центры, хозяйства — под коттеджные поселки и базы отдыха. Продовольствие в основном завозится из-за рубежа, скоропортящиеся продукты производятся на нашей территории транснациональными корпорациями. Главное преимущество этого сценария — он не трудоемкий. Если ничего не делать, то так скорее всего и произойдет. Главный недостаток — что мы будем кушать и по каким ценам от нас с вами уже навсегда не зависит. Помимо того, кормить придется не только чужих крестьян, но и чужих топ-менеджеров и их акционеров.
Счастливый сценарий: в рамках мирового финансового кризиса в несколько раз и надолго подешевеет нефть. Импортное продовольствие станет не по карману российскому массовому потребителю. Эффект 98 года сработает еще раз без всяких усилий со стороны государства. Конечно, дважды в одну реку войти нельзя. Уже нет тех резервных мощностей, нет тех кадров, зато есть торговые сети и новые цены на энергоносители.
Наконец, если рассматривать сценарий реалистический, то поддержка отечественного производителя будет проходить в рамках действующего законодательства. Результат будет как в пессимистическом, но не сразу. Года три лучшие предприятия будут вести борьбу за живучесть. Те, кто выживут, удачно продадут свой бизнес транснациональным корпорациям.