В предвыборную кампанию Зюганова 2012 года вошел как доверенное лицо кандидата. Савельев рассказал "Санкт-Петербург.ру" о том, что ждет страну после выборов, что станет с оборонно-промышленным комплексом и как избежать крови при смене власти.
Вы входили в партию "Родина", потом - "Патриоты России". Почему не сразу в КПРФ?
Я действительно входил в партию "Родина" до момента ее уничтожения путем слияния с партией Миронова и партией "Пенсионеров", а вот в партию "Патриоты России" не входил, хотя принимал активное участие в работе "Народного правительства", образованного руководителем политической партии "Патриоты России" Геннадием Семигиным. Он первый создал это народное правительство, в нем работали интересные, знаковые и профессиональные люди: Игорь Родионов - генерал армии, Оксана Дмитриева - депутат Госдумы и др. Там я выполнял роль виртуального министра образования. Кстати, это народное правительство первым ввело в практику разработку федерального бюджета, альтернативного бюджету Госдумы, и Дмитриева очень умело воспользовалась этим обстоятельством и этим навыком при работе в Госдуме в составе "Справедливой России".
В Коммунистическую партию (КПРФ) я вступил в два этапа: в августе 2011 года вступил в "Народное Ополчение" Зюганова в знак протеста против создания Путиным "Народного фронта", а осенью напросился в КПРФ.
Чем отличается платформа "Справедливой России", куда Вы отказались вступить, от КПРФ?
Не вступил в "Справедливую Россию", потому что знал всю ситуацию изнутри: как распадалась партия "Родина". Когда проходил съезд по объединению партий, я был единственным человеком, который публично и открыто выступил против Миронова (Сергей Миронов — руководитель партии "Справедливая Россия" - Ред.). Но это не возымело результатов, потому что при тайном голосовании против проголосовали всего 4 или 5 человек: наверное, делегаты петербургского регионального отделения партии "Родина", которое я тогда возглавлял. Все остальные проголосовали "за".
По сути, отбрасывая мелкую политическую шелуху, политическая платформа партии "Справедливая Россия" является частным случаем одного из разделов Программы Коммунистической партии Российской Федерации: ни одного отличия от позиции КПРФ. Понимая, что сегодня даже Жириновский вопит о национализации, себе в программу справедливороссы записали лозунг об "эволюционной национализации природно-сырьевых ресурсов".
Социалистическая модель развития, как теоретическая платформа КПРФ, — единственная возможность для человечества сохраниться и развиваться. А социализм — первая стадия коммунизма.
По какой причине вам не нравится Миронов?
Очень много причин. Одна из них — циничный захват с помощью Кремля партии "Родина". Между тем "Родина" стремительно развивалась. Но, видимо, она была неудобна действующей власти, поскольку в Государственной Думе "Родина" практически всегда голосовала солидарно с коммунистами, в том числе по такому щекотливому для власти вопросу, как события в Беслане (Юрий Петрович провел собственное расследование теракта в Беслане — Ред.). По сути, "Родина" была как бы левым радикальным флангом КПРФ. И партию решили "слить" под Миронова, который был и остается "хвостиком" Владимира Владимировича Путина: команды Сереге-сержанту всегда отдает подполковник Путин.
Коммунизм будет или нет?
Если человечество захочет сохраниться, то переход к коммунизму закономерен. Однако эпоха коммунизма не наступит, пока существует религия. Если исчезнут религиозные отношения, то возможен переход к коммунизму, если нет — коммунизм невозможен. А вот социализм как модель гармонического развития общества без кризисов и потрясений не только возможен, но и неизбежен.
Коммунистическая идеология и религия — конкурентные философии?
Я принес Вам не мир, а меч - это религия... Социализм всегда приносит мир и справедливость.
Кто будет голосовать за Зюганова? Строит ли верить предвыборным рейтингам? Каковы прогнозы на второй тур?
Власть рисковать на этих выборах не будет, и, на взгляд оппозиции, будет тотальная фальсификация результатов выборов. Выборы в Госдуму и в Законодательное собрание Петербурга являлись простой репетицией.
Я участвовал в выборах в Законодательное собрание города от КПРФ и изучил механизмы, как воровали голоса. И я мог бы присоединиться к лозунгу — не знаю, кто его выдвинул, о "Партии жуликов и воров". Лично у меня как представителя партии КПРФ в восьмом избирательном округе украли почти тысячу голосов. Реально "Единая Россия" в нашем округе набрала не более 31% с учетом всех "каруселей", подставных списков псевдоизбирателей, "открепительных" талонов и прочего. Им нужно было взять в свои руки Законодательное собрание, и они не стеснялись в методах фальсификаций. В частности только в восьмом избирательном округе "Единая Россия" обобрала, попросту украла у 5 других партий свыше 14% голосов (у КПРФ примерно 3%) и нагло добавила своему кандидату, обеспечивая его проход в ЗАКС: при 31% он туда не попадал.
На президентских выборах ситуация, безусловно, повторится. Революция после выборов невозможна - экономическая ситуация не сложилась, ее время придет, настанет после того, как в ближайшее время резко упадут цены на нефть и газ.
После выборов Путина, его победы будет хуже — будет кризис и коллапс.
Не кажется ли Вам, что в действительности Зюганов как лидер КПРФ безнадежно устарел? И партии для успеха на тех же президентских выборах нужен новый лидер? Кто бы мог им стать?
Зюганов - умный человек. Упрекать его в том, что он на протяжении многих лет повторяет одно и то же, равносильно тому, что упрекать своих стареющих родителей, когда они вам постоянно говорят, что любят вас. Тем не менее я думаю, что после этих президентских выборов роль молодого поколения в КПРФ резко возрастет и левые идеи начнут распространяться более стремительно, чем это происходило ранее.
Является ли КПРФ оппозиционной партией? Вы участвуете в митингах?
Безусловно, КПРФ — резко выраженная оппозиционная партия. И лично я участвую в митингах оппозиции, часто выступаю.
Какой итог митингов, в том числе Петербурга: боятся ли протестного движения те, кто участвует в выборах?
Протестные акции ни к чему не приведут, но они важны. Многие выступают, и молодые люди начинают понимать, что их голоса не бесполезны, что их обманывают: по телевизору президент Медведев говорит, что выборы были честными, а все видят другой результат.
Они полезны для развития молодого поколения. А повлиять не могут, потому что было сказано: "Мы ни при каких обстоятельствах власть никому не отдадим". Но революция будет, иначе власть не сменить, и это произойдет в обозримом будущем. К сожалению, иначе ничего не получится.
В ходе предвыборных дебатов Геннадий Зюганов сказал, что любит демократичную Россию. Нынешняя компартия отклонилась от коммунистического курса? Если да, то по каким причинам? И можно ли тогда программу господина Зюганова считать коммунистической?
Вопрос сложный. 1917 год — власть в Российской империи перешла к большевикам и они стали строить коммунистическое будущее. Исчезло понятие частной собственности к 1927 году. И встал вопрос: что такое социализм и как его развивать? Социализм, который проповедовали Маркс, Энгельс, Ленин, не давал ответа на главный практический вопрос: каким образом будут развиваться экономические взаимоотношения в стране при отсутствии частной собственности и понятия прибыли. Теоретически совершенно не был проработан вопрос о методах распределения среди населения создаваемого общественного продукта. Этот упущенный раздел социалистической теории развил Иосиф Сталин, введя понятия фондов накопления и потребления и их распределения, что позволило СССР развиваться невиданными темпами в новейшей истории XX-го века.
Хрущев первым стал экспериментировать с экономической теорией социализма, первым стал вводить в механизм расширенного воспроизводства механизмы рыночных отношений: появилось понятие "прибыль". Само понятие прибыли, особенно неконтролируемой государством прибыли в конце 80-х годов, стремительно расшатало социалистическую экономическую теорию, хотя частная собственность при социализме существовала в сферах кооперации и колхозов: переход от чистого социализма Сталина к социализму времен Хрущева-Брежнева-Горбачева девальвировал саму идею социализма, привел к нарастанию негативных последствий для всей экономики СССР.
Сегодня мир изменился настолько, что теория Маркса, Энгельса, Ленина и даже Сталина на современном этапе требует коррекции. КПРФ представляет будущую экономику России в виде некоего двухслойного пирога, в виде двухуровневой планово регулируемой социалистической экономики. Первый уровень — государственное регулирование и управление на верхнем уровне экономики, который создает примерно 80% совокупного Валового продукта страны и обеспечивает безусловную геополитическую и продовольственную безопасность России. В настоящее время в сфере экономики во всех без исключения странах, включая страны Америки, Европы и Азии, доля государственного управления колеблется от 20 до 60%: исключение составляет Россия, в которой сегодня приватизировано свыше 95% экономики.
Второй уровень - частный мелкий и средний бизнес, создающий около 20% ВВП и обеспечивающий всеобщую экономическую занятость населения, поддерживаемый государством на уровне выдачи беспроцентных кредитов и госзаказа в период становления: сфера чисто рыночных отношений.
Теоретически, подобная модель социалистической двухуровневой планово регулируемой экономики пока еще в полном объеме не исследована, в частности не до конца проработан вопрос о том, как будет перекачиваться часть огромного общественного продукта, создаваемого на верхнем уровне экономики, на уровень малого и среднего предпринимательства: беспроцентный кредит и госзаказ являются всего лишь первым и очевидным шагом. При этом мы сохраняем все главные идеи и преемственность Коммунистической партии Советского Союза.
Подобная двухуровневая модель социалистической экономики сможет обеспечить темпы прироста ВВП в объемах 8-15% ежегодно. В то же самое время путинская декларируемая модель "эволюционного пути развития России" в лучшем случае позволит России развиваться с темпами 1-3% в год: при таких темпах мы сможем только вернуться к экономическим показателям РСФСР советского периода через 30-40 лет. Такого времени у России сегодня нет.
Путин говорит об эволюционном пути развития экономики, приводит слова Столыпина. А что такое эволюционное развитие? Это как в Европе. А у них, между тем, прирост валового внутреннего продукта в год — от 0,5 до 3% максимум. По отношению к советскому периоду наша экономика разрушена в среднем на 60%, и если мы будем осуществлять по 2- 3% рост ВВП, то только через 30-40 лет мы вернемся к тому, что было в 1987 году. Нам нужно развиваться с темпами, как Китай, 8-15% в год.
Вы считаете, что нужно национализировать все?
К примеру, возьмем Газпром. В период РСФСР образца 1987 года, когда Горбачев начал свои преобразования, в Газпроме РСФСР работали 37 тыс. 200 человек, и они добывали природный газ в объеме 640 млрд кубических метров при объеме заработной платы в 330 млн долл.
На данный момент в нашей стране добываются все те же 640 млрд кубов при доле Газпрома около 80% (примерно 520 млрд кубических метров газа). Но сейчас в Газпроме работают 400 тыс. человек, и их фонд зарплаты составляет около 11 млрд 350 млн долл.
Аккуратное сравнение эффективности хозяйствования советского Газпрома и нынешнего Газпрома показывает, что при добыче любой единицы природного газа на одного работника советского Газпрома приходится около 15 "работников" нынешнего Газпрома. При этом соответствующие финансовые затраты только на зарплату в нынешнем Газпроме почти в 50 раз выше, чем в советском Газпроме! Какая же это эффективная структура?
Если мы произведем национализацию Газпрома, то достаточно оставить только около 50 тыс. реально работающих на скважинах и перекачивающих станциях людей, остальные люди нам не нужны. Высвободившиеся 10 млрд зарплаты сразу же пойдут в бюджет страны. А что такое 10 млрд: на эти деньги Россия сможет сделать около 500 межконтинентальных баллистических ракет типа "Булавы", и навсегда (то есть лет на 40) закрыть вопрос о безопасности нашей страны.
Перед национализацией мы объявляем референдум. Перед этим мы объясним людям на подобных примерах и на ситуации в других стратегических отраслях, что мы получим после национализации. Расчеты показывают, что только национализация нефтегазового сектора способна приносить в бюджет страны дополнительно около 80 млрд долл.
Почему сам Геннадий Зюганов не эксплуатирует эту тему?
Он озвучивает позицию необходимости национализации стратегических отраслей экономики как основу для стремительных темпов ее развития без той детализации, о которой я сейчас говорю.
Каковы приоритеты внешней политики? Главное — против США? "Правительство народного доверия прекратит сердюковский погром Армии и Флота. Мы возродим Вооруженные Силы и оборонно-промышленный комплекс России", - пишет Зюганов. А мы хотим сделать военное государство? И сколько на это будет уходить денег?
Если говорить о каких-то задачах, то задача нашего поколения — оставить Россию нашим потомкам в том состоянии, в котором передали ее нам наши славные предки. Наша задача сохранить то, что сегодня называется Россией: контуры географических границ России, огромные природные ресурсы, которые являются основой жизни как россиян, так и будущего человечества, сохранить и приумножить наши лесные богатства, инкубатор и зеленые легкие Европы и Азии, сохранить удивительные национальности коренных народов и обитателей внутри нашей России.
Борьба за огромные природные ресурсы — причина всех современных войн. Легендируется борьба за "демократию", однако идет борьба за нефть и газ. И дальше борьба пойдет за ресурсы под разными предлогами: в советский период России - борьба с коммунизмом, сейчас - отсутствие демократии. Это как в басне Крылова: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". И миру тоже хочется кушать, им нужны природные ресурсы. А больше, чем у России, природных ресурсов нет ни в одной стране. Хотя достаточно много нефтегазовых ресурсов имеется в Иране.
Я очень хорошо знаю Иран: познакомился с этой удивительной страной ариев в период обучения иранских студентов в "Военмехе". Потом попал в знаменитую "Черную книгу" Госдепа США: он причислил меня, русского ученого, профессора и педагога к злейшим врагам Америки наравне с Бен Ладеном, Хуссейном, кстати, агентами ЦРУ по совместительству: я очень оскорблен таким соседством в этом списке. "Военмех" и лично я не готовили и не создавали никакой ракетной программы Ирана.
О природных ресурсах Ирана достаточно сказать, что доказанные запасы природного газа Ирана и России вместе составляют 53% мировых разведанных объемов газа. Неоднократно министр природных ресурсов Ирана говорил мне: "Сколько раз мы предлагали России: давайте объединимся, сделаем газовый ОПЕК и станем диктовать цены на газ всему миру. Однако ваша Россия на это не реагирует". В Иране огромные запасы нефти и газа, поэтому Иран сейчас объявлен "нехорошей страной", врагом США и всего "цивилизованного мира, его пытаются захватить любой ценой, даже путем развязывания "третьей" мировой войны с вовлечением в нее азиатских государств.
Все это я говорю к тому, что сейчас разворачивается очередная борьба за ресурсы. Для того чтобы их захватить, нужно иметь мощные вооруженные силы. Весь западный мир боится только одного: они боятся неотвратимости наказания за преступление агрессии. Начиная с 1945 года основу военной доктрины США составляла возможность нанесения первыми ядерного удара по России в облике СССР. У нас никогда в Советском Союзе — и я это точно знаю - не было доктрины нападения первыми на США или любую другую страну.
Самое большое "пугало" - ядерное оружие. Его никто кроме США пока не применял, однако все боятся его страшных последствий в виде "хиросимизации". Сдерживание, которое было во времена Советского Союза и Америки, позволяло миру развиваться достаточно спокойно на протяжении более 50 лет. После 70-х годов Советский Союз по военной мощности превзошел все страны мира вместе взятые. Но наш ядерный потенциал всегда всего лишь был фактором сдерживания: мы никогда это оружие не применяли, и Америка это знала. Однако только иметь оружие — мало, нужно, чтобы потенциальный враг знал, что люди, которые стоят в управлении страной, в случае первого нападения неотвратимо, на 100%, дадут команду на нанесение ответного удара. Эти две составляющие (мощнейшее ядерное оружие и политическая воля руководителей России) поддерживали нормальную политическую температуру на Земле.
Изначально, по официальной точке зрения, на перевооружение армии отводилось по заявлениям руководства России около 20 трлн руб. на 10 лет или по 70 млрд долл. каждый год, хотя во времена Советского Союза расходы на ВПК и вооруженные силы составляли по оценкам США сумму порядка 270 млрд долл. (1989-1990 годы). Запланированных денег должно хватить, чтобы восстановить в вооруженных силах безнадежно устаревшие вооружения и военную технику. В то же самое время специалисты утверждают, что заявление Путина о поставках в армию и флот 400 межконтинентальных баллистических ракет в течение ближайших 10 лет не соответствует реальному состоянию дел в ракетной индустрии России и является просто напросто одним из предвыборных трюков кандидата в президенты. Более того, Генеральный конструктор наших знаменитых стратегических ракетных комплексов "Тополь-М" и "Булава" прошлым летом публично утверждал, устав безнадежно сражаться в кабинетах Правительства России, что по состоянию на 2011 год с его организацией не подписан ни один договор на создание этих образцов вооружения.
Вы следите за ситуацией в Сирии? В случае победы Зюганова изменится ли внешнеполитический курс России в отношении этого государства и Ближнего Востока?
Конечно, не изменится. Что сейчас происходит на Ближнем Востоке? США и их страны — сателлиты по НАТО дезорганизуют страны, которые потенциально способны поддержать Иран. В очередности таких стран Сирия является одной из последних, не считая Палестины. Сейчас уничтожат Сирию, на территории которой есть достаточно большое количество и ракетных комплексов. Уничтожение Сирии, окружение Ирана, предъявление Ирану каких-либо ультиматумов, ядерный шантаж. А если падет Иран, то всякий разумно мыслящий человек понимает, что это неотвратимо приведет к распаду России вдоль Волги в течение каких-то 10-15 ближайших лет.
Какие книги Вы бы посоветовали прочитать обязательно?
"Таинственный остров", "Белая стрела", "Остров сокровищ", "Маугли" и можно много перечислить. Нужно читать книги патриотического направления. И те книги, которые воспитывают духовную и нравственную личность.
Уровень западного образования сейчас возрастает, а наше образование идет вниз, особенно благодаря Андрею Фурсенко. Мы приближаемся к точке пересечения, а пойдем еще ниже: ЕГЭ, введение этих бакалавров-недоумков, которые не понимают, что такое промышленность — он хуже, чем выпускник техникума. Но я надеюсь, что идеи социализма восторжествуют, тогда потребуются знания.
Текст: Марина Беляева
Фото: Юрий Строфилов