Последним "полномочным" главным художником города был Иван Уралов, занимавший этот пост почти 10 лет — до января 2005 года. Слухи о его скорой отставке появились еще в декабре 2004 года — когда в городе впервые была введена должность главного ландшафтного архитектора и на этот пост была назначена Лариса Домрачева (она же — Канунникова). По оценкам многих специалистов, эта должность изначально предполагалась как альтернатива должности главного художника. Де факто так и получилось.
После ухода Уралова полномочия главного художника несколько урезали и назначили на этот пост Георгия Шереметьева. Он проработал до 2009 года, а после его увольнения временно исполняющим его обязанности была назначена Лариса Канунникова (кстати, занявшая кабинет главного художника еще до его увольнения - тогда Шереметьева "выслали" из здания на улице Зодчего Росси в здание Лениздата). Так с тех пор она и "исполняет обязанности" — в меру своих сил и своей компетенции.
"Лариса Викторовна - эксперт по ландшафтам, - рассказал нашему корреспонденту Иван Уралов. — О ее деятельности на посту начальника благоустройства и городского ландшафта тоже трудно говорить однозначно".
И то верно. Г-жа Канунникова — специалист по ландшафту городов с жарким климатом (она защищала диссертацию на тему "Принципы проектирования ландшафта озелененных территорий городов Туркменской ССР").
"Южные мотивы" очевидны в Северной столице — достаточно пройтись по пешеходным зонам на Малой Садовой (проект 1999, совместно с О.А. Харченко), Захарьевской улице (2001, архитектурная мастерская Л.В. Домрачевой), Большой Московской улице (ул. Правды) (2004 — 2005, архитектурная мастерская Л.В. Домрачевой).
Так вот — южные мотивы. По мнению того же Ивана Уралова, декорирование улиц в стиле, который принят в жарких южных городах (Сухуми, Гагры, Симферополь), абсолютно не подходит северному Петербургу...
А если говорить об эстетике городской среды в целом — она, по мнению специалиста, полностью разрушена.
"Во времена перестройки, когда рождались такие неблагоприятные для города направления, как реклама и розничная торговля, все было плохо по объективным причинам, а сейчас, казалось бы, должно стать лучше. Но почему-то возникают трудности, - считает г-н Уралов. — Что касается Канунниковой, то должность главного художника и его личность должна быть гораздо масштабнее, чем просто должность ландшафтного дизайнера, это должен быть определенный монументальный масштаб личности. Таким человеком был, Василий Петров - золотое время для этой области! Канунникова, на самом деле, не подходит на должность главного художника. Ландшафтный дизайн - это ее увлечение, она очень много работала самостоятельно и в организациях занимающихся благоустройством, наработала опыт. Ее связывали хорошие отношения с прошлым губернатором. Это сыграло свою роль, как мне кажется. Тогда, когда мы еще работали вместе, был момент поисков. Когда-то возобладала тенденция менять благоустройство с уклоном в современный вектор, появились некоторые эксперименты, которые плохо воспринимались в среде консервативного Петербурга. Решение были приняты не безошибочно. В нашем городе мы экспериментируем по живому, в самом центре города. А нужно экспериментировать делать это в новостройках. И улицы, сделанные рукой Ларисы Канунниковой (например, Правды или Большая Московская), мне не очень нравятся, поскольку они сделаны не для Петербурга".
Горожане также весьма неоднозначно оценивают воплощенные в жизнь проекты Ларисы Канунниковой — согласно опросам, проходящим на нашем портале, улица Правды очень многих не устраивает — один петербуржцы считает ее оформление "кошмаром", других не устраивает отсутствие деревьев, дающих благодатную тень в жаркие летние месяцы. Да и фонтан Омеги на Песочной набережной многие также предпочли бы заменить на деревья.
Кстати, тема зеленых насаждений в целом становится все более и более "больной" для города. КГА вроде бы ежегодно высаживает тысячи деревьев, однако зелени в Петербурге становится все меньше и меньше. Экологи неоднократно отмечали, что высадка деревьев производится с многочисленными нарушениями — в результате приживаются они с большим трудом и чаще гибнут. Иван Уралов также считает, что ситуация с зелеными насаждениями в городе — тревожная.
"В целом зеленые насаждения находятся в очень плохом состоянии, не используются методики постепенной замены стволов, нет политики "зеленого строительства". Необходимо создать регламент озеленения применительно к любому малому или большому участку и системно приводить город в порядок", - считает он.
Вызывает серьезные опасения и облик "лица города" - Невского проспекта. Согласно нашим опросам, каких-либо изменений к лучшему большинство горожан пока не заметили, скорее наоборот. Несмотря на то, что КГА полгода назад принял регламент оформления главной улицы города, несоответствующие требованиям уродливые рекламные конструкции продолжают появляться на Невском проспекте.
"В худшую сторону изменился Невский проспект, - считает депутат ЗАКСа Максим Резник. — Возникли уродливые дома-импланты. Я считаю, что лучше пусть бы и растяжки рекламные висели, чем возникали не вписывающиеся в ансамбли здания вроде "Стокманна".
Ситуация с разработкой и утверждением разнообразных регламентов в городе вообще странная. Например, еще в 2004 году Региональным архитектурно-художественным фондом (РАХФ, директор — В. Сиваков) в 2004 году по заказу ГУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" был разработан регламент оформления причальных сооружений, по отзывам специалистов — очень удобный и продуманный. Одно "но" - хоть и разработан, но не был утвержден, а потому постоянно нарушался. В течение 2008 — 2009 гг. Виктор Сиваков доказывал городской администрации, что в связи с изменившейся градостроительной ситуацией работу над регламентом необходимо продолжить. По его инициативе было собрано совещание с участием представителей КГИОПа, КГА, КУГИ и Всемирного клуба петербуржцев, по результатам которого глава КГИОП одобрила идею продолжения работы над регламентом. А через месяц стало известно, что продолжением работы над регламентом будет заниматься не РАХФ, а ГУ "НИПЦ Генплана СПб" и Лариса Канунникова. Виктор Сиваков попытался выяснить, почему это произошло, однако Канунникова от общения с ним уклонилась.
Председатель же КГА Киселева сообщила, что разработанный РАХФ регламент никуда не годится, поскольку "не охватывает всех аспектов и перспективных направлений благоустройства Петербурга и пригородов" и намекнула, что обвинять КГА в "воровстве регламента" некорректно.
Аналогичная история случилась и с проектом маршрутов пассажирского водного транспорта и дизайн-проектами причальных сооружений, разработанными РАХФ по заказу ГУ "Управление водного транспорта", с просьбой подготовить проект маршрутов пассажирского водного транспорта и дизайн-проектов причальных сооружений. Подготовленный проект оказался в КГА, после чего был объявлен внутренний (по сути секретный) конкурс внутри "ГУ НИПЦ Генплана СПб" на разработку дизайн-проектов причальных сооружений (несмотря на то, что официально в функции НИПЦ такая работа не входит). О результатах работы "ГУ НИПЦ Генплана СПб" при этом ни в первом, ни во втором случае ничего неизвестно.
Итого, попытка Ларисы Канунниковой "поиграть" в главного художника Петербурга на данный момент можно однозначно назвать не самыми удачными — все направления работы, исключая разве что цветочное оформление, отчетливо "буксуют", при этом стиль работы КГА явно "непрозрачен", налицо и явное перераспределение заказов в пользу "своих" структур. И все это не лучшим образом сказывается на городе.
Что же можно сделать в этой ситуации, зададимся мы справедливым вопросом?
Во-первых, восстановить должность главного художника Санкт-Петербурга. Кстати, об этом говорилось и на прошедшем в декабре Совете по культурному наследию Санкт-Петербурга. При этом эксперты предлагают сделать невозможным "совмещение" такого ответственного поста с любой другой деятельностью
"Необходимо создать новый комитет по эстетике городской среды, - считает Иван Уралов. — Это был бы комитет, который следил бы за внешним обликом города. Конечно, эстетику, рекламу и состояние фасадов нужно отдать в этот комитет. Подобные структуры существуют во многих странах. Необходимо ввести должность главного художника. При этом ландшафтный дизайнер и главный городской художник — это разные должности, их нельзя смешивать. Должны функционировать обе должности".
Как подчеркивает бывший главный архитектор города, чиновник не должен самостоятельно проектировать что-либо, он должен управлять профессионалами, которые работают в мастерских. И это логично: иначе мы непременно придем к ситуации "сам придумал, сам разработал правила "под идею", сам спроектировал, сам утвердил и сам выделил себе финансирование".