Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" узнал, когда может появиться Сеть в поездах, будет ли выход в Интернет платным и на какую сумму увеличится стоимость билетов на поезда.
Интернет-поезд
Оснащение поездов дальнего следования точками доступа Wi-Fi, а также оборудованием для обеспечения мобильной связи 2G, 3G начнется в конце этого года. "К концу 2012 года планируется начать внедрение аппаратуры и предоставление пассажирам услуги доступа к сети Интернет и мультимедийному контенту в фирменных поездах ОАО "Федеральная пассажирская компания (ФПК)", - рассказала "Санкт-Петербург.ру" пресс-секретарь ОАО "ФПК" Ольга Внуковская.
Сейчас МТС, "Билайн", оператор спутниковой связи "Стэк.ком" и "Мегафон" разрабатывают проект и рассматривают возможность своего участия в нем. Конкурсы на установку систем должны состояться в марте этого года.
Направление Москва—Санкт-Петербург — одно из приоритетных. Желание "подключить" составы к Интернету пассажирская компания объясняет результатами исследований и опросов самих пассажиров.
Данные о затратах заинтересованных в проекте компаний по оснащению поездов оборудованием не разглашаются. Но по предварительным расчетам оснащение каждого состава сотово-спутниковой системой будет стоить около 5-7 млн руб. В распоряжении ОАО "ФПК" 90 фирменных поездов, из них 9 курсируют в составе "Северо-Западного филиала "ФПК". В основном фирменные поезда северо-западного направления связывают Петербург с Москвой, также с Адлером, Псковом и т.д.
Технические решения
Сейчас "дочка" "РЖД" "Федеральная пассажирская компания (ФПК)" ждет от заинтересованных сторон уникальные технические решения. По заявлениям операторов сотовой связи, возможны варианты как со спутниками и роутерами в поездах, так и с установкой "мобильных башен" вдоль железнодорожных путей.
В конце прошлого года сотрудники ОАО "ФПК" совместно с мобильными компаниями провели испытания услуг широкополосного доступа к сети Интернет, телевидению, сотовой связи на участках Москва—Адлер, Москва—Екатеринбург, Москва—Мурманск, Москва—Климов. В тесте участвовала МТС, "Билайн", оператор спутниковой связи "Стэк.ком", "Мегафон". Испытывалось как спутниковое оборудование, так и сети 3G.
"Проводя испытания, мы ставили целью выяснить, возможно ли в принципе предложить пассажирам услугу высокоскоростного доступа к сети Интернет на всем протяжении маршрута. В условиях расстояния нашей страны этот вопрос очень важный, так как для этого необходим постоянный сигнал, - рассказал представитель ОАО "ФПК". - Было использовано оборудование, принимающее сигнал и от спутника, и от сетей 3G. Во время пропадания сигнала спутника, комплекс переключался на связь 3G и наоборот. На всем протяжении испытаний проходили непрерывная регистрация данных по качеству связи и измерение зоны покрытия сотовых операторов вдоль участков железных дорог".
В итоге на 80% пути был обеспечен доступ в Сеть с высокой скоростью (до 4 Мбит/сек). Результаты признаны компанией-перевозчиком успешными.
По мнению специалистов связи, устанавливать телефонные вышки — более затратная процедура. "Расчеты показывают, что на дальних железнодорожных маршрутах (на удалении от Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов на 100 км и более) использование спутникового оборудования обходится в 2,5-3 раза дешевле развертывания сети, строительства установок вдоль железных дорог", - прокомментировала "Санкт-Петербург.ру" сотрудник филиала ОАО "МТС" "Северо-Запад" Юлия Неменова.
Подобные решения характерны для всех операторов: выгоднее использовать спутниковое решение, чем строить башни с ограниченным радиусом действия вдоль железных дорог, особенно если учесть тот факт, что в основном доступ к сигналу будет необходим именно пассажирам, а не малочисленным местным жителям. Также строительство базовых станций вдоль железнодорожных линий требует инвестиций со стороны операторов и длительных сроков окупаемости.
Техническое решение оборудования спутниковой связью выглядит следующим образом: на одном из вагонов состава устанавливается спутниковая антенна, далее сигнал поступает на установленные в вагонах 3G фемтосоты, точки доступа Wi-Fi и репитеры 2G, что позволяет обеспечить для пассажиров весь комплекс услуг мобильной связи - голосовые услуги и Интернет.
Интернет увеличит стоимость билетов
Предполагается, что часть затрат или все затраты на установку оборудования возьмет на себя выигравший конкурс оператор сотовой связи. Именно поэтому доступ в Интернет вполне может стать платным. "Тарифы на услугу будут определяться в ходе подготовительных работ по проекту. Наша задача — сделать услугу максимально доступной для пассажиров, исходя из этого и будут приниматься решения по стоимости", - отметили в ОАО "ФПК".
Также может повыситься и стоимость билетов. Правда, по заверению ОАО "ФПК", на незначительную сумму — на 1 руб.
Операторы мобильной связи не исключают, что доступ в Интернет появится не только у пассажиров поездов дальнего следования, но и у тех, кто ездит на пригородных маршрутках. По данным ОАО "ФПК", все вопросы о том, какие поезда будут подключаться в первую очередь, технические составляющие "будут решаться далее, ближе к началу внедрения, все зависит от многих факторов". "В крупных городах окупаемость наземной сети, то есть не спутников, возможна за счет пассажиров электричек, которые формируют более 95% пассажиропотока", - отметила сотрудник филиала ОАО "МТС" "Северо-Запад" Юлия Неменова.
Зарубежная практика
В Европе и Америке компании-перевозчики также предоставляют доступ в Интернет, часть компаний позволяет воспользоваться бесплатным трафиком. Демократичные страны в плане бесплатного Интернета для пассажиров как общественного городского транспорта, так и поездов, электричек — Норвегия, Эстония, Литва, Финляндия и т.д. Бесплатный доступ к Интернету предлагают аэропорты в Германии, однако к примеру, в аэропорту Слипхол Амстердама 30 минут Интернета стоят 4 евро, платный трафик предлагает лондонский аэропорт Хитроу и другие.
При этом, по словам самих пользователей, во всех европейских зданиях аэропорта легко можно найти доступную бесплатную сеть Wi-Fi.
В России растет количество бесплатных хот-спотов, где можно получить доступ к наиболее популярной глобальной сети совершенно бесплатно, но медленными темпами, чаще компании предлагают альтернативный платный доступ к услуге.
Марина Беляева
Фото: fotokritik.ru