USD 23.11.2024 102.5761 +1.8963
USD ММВБ 00:05 100.6798  
EUR 23.11.2024 107.4252 +1.3490
EUR ММВБ 00:05 106.0762  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Российские поезда оснастят Wi-Fi

В поездах дальнего следования вскоре должен появиться Wi-Fi

Тем, кто часто ездит из Петербурга на поезде, знакома ситуация, когда Сеть "не ловит". Однако крупнейшие российские мобильные компании совместно с РЖД заявляют о том, что проблема будет решена, также на маршрутах появится и Wi-Fi.

Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" узнал, когда может появиться Сеть в поездах, будет ли выход в Интернет платным и на какую сумму увеличится стоимость билетов на поезда.

Интернет-поезд

Оснащение поездов дальнего следования точками доступа  Wi-Fi, а также оборудованием для обеспечения мобильной связи 2G, 3G начнется в конце этого года. "К концу 2012 года планируется начать внедрение аппаратуры и предоставление пассажирам услуги доступа к сети Интернет и мультимедийному контенту в фирменных поездах ОАО "Федеральная пассажирская компания (ФПК)", - рассказала "Санкт-Петербург.ру" пресс-секретарь ОАО "ФПК" Ольга Внуковская.

Сейчас МТС, "Билайн", оператор спутниковой связи "Стэк.ком" и "Мегафон" разрабатывают проект и рассматривают возможность своего участия в нем. Конкурсы на установку систем должны состояться в марте этого года.

Направление Москва—Санкт-Петербург —  одно из приоритетных. Желание "подключить" составы к Интернету пассажирская компания объясняет результатами исследований и опросов самих пассажиров.

Данные о затратах заинтересованных в проекте компаний по оснащению поездов оборудованием не разглашаются. Но по предварительным расчетам оснащение каждого состава сотово-спутниковой системой будет стоить около 5-7 млн руб. В распоряжении ОАО "ФПК" 90 фирменных поездов, из них 9 курсируют в составе "Северо-Западного филиала "ФПК". В основном фирменные поезда северо-западного направления связывают Петербург с Москвой, также с Адлером, Псковом и т.д.

Технические решения

Сейчас "дочка" "РЖД" "Федеральная пассажирская компания (ФПК)" ждет от заинтересованных сторон  уникальные технические решения.  По заявлениям операторов сотовой связи, возможны варианты как со спутниками и роутерами в поездах, так и с установкой "мобильных башен" вдоль железнодорожных путей.

В конце прошлого года сотрудники ОАО "ФПК" совместно с мобильными компаниями  провели  испытания услуг широкополосного доступа к сети Интернет, телевидению, сотовой связи на участках Москва—Адлер, Москва—Екатеринбург, Москва—Мурманск, Москва—Климов. В тесте участвовала МТС, "Билайн", оператор спутниковой связи "Стэк.ком", "Мегафон". Испытывалось как спутниковое оборудование, так и сети 3G.

"Проводя испытания, мы ставили целью выяснить, возможно ли в принципе предложить пассажирам  услугу высокоскоростного доступа к сети Интернет на всем протяжении маршрута. В условиях расстояния нашей страны этот вопрос очень важный, так как для этого необходим постоянный сигнал, - рассказал представитель ОАО "ФПК". -  Было использовано оборудование, принимающее сигнал и от спутника, и от сетей 3G.  Во время пропадания сигнала спутника, комплекс переключался на связь 3G и наоборот. На всем протяжении испытаний проходили непрерывная регистрация данных по качеству связи и измерение зоны покрытия сотовых операторов вдоль  участков железных дорог".

В итоге на 80% пути был обеспечен доступ в Сеть с высокой скоростью (до 4 Мбит/сек). Результаты признаны компанией-перевозчиком успешными.

По мнению специалистов связи, устанавливать телефонные вышки — более затратная процедура. "Расчеты показывают, что на дальних  железнодорожных маршрутах (на удалении от Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов на 100 км и более) использование спутникового оборудования обходится в 2,5-3 раза дешевле развертывания сети, строительства установок вдоль железных дорог", - прокомментировала "Санкт-Петербург.ру" сотрудник филиала ОАО "МТС" "Северо-Запад" Юлия Неменова.

Подобные решения характерны для всех операторов: выгоднее использовать спутниковое решение, чем строить башни с ограниченным радиусом действия вдоль железных дорог, особенно если учесть тот факт, что в основном доступ к сигналу будет необходим именно пассажирам, а не малочисленным местным жителям. Также строительство базовых станций вдоль железнодорожных линий требует инвестиций со стороны операторов и длительных сроков окупаемости.

Техническое решение оборудования спутниковой связью выглядит следующим образом: на одном из вагонов состава устанавливается спутниковая антенна, далее сигнал поступает на установленные в вагонах 3G фемтосоты, точки доступа Wi-Fi и репитеры 2G, что позволяет обеспечить для пассажиров весь комплекс услуг мобильной связи - голосовые услуги и Интернет.

Интернет увеличит стоимость билетов

Предполагается, что часть затрат или все затраты на установку оборудования возьмет на себя выигравший конкурс оператор сотовой связи. Именно поэтому доступ в Интернет вполне может стать платным. "Тарифы на услугу будут определяться в ходе подготовительных  работ по проекту. Наша задача — сделать услугу максимально доступной для пассажиров, исходя из этого и будут приниматься решения по стоимости", - отметили в ОАО "ФПК".

Также может повыситься и стоимость билетов. Правда, по заверению ОАО "ФПК", на незначительную сумму — на 1 руб.

Операторы мобильной связи не исключают, что доступ в Интернет появится не только у пассажиров поездов дальнего следования, но и у тех, кто ездит на пригородных маршрутках. По данным ОАО "ФПК", все вопросы о том, какие поезда будут подключаться в первую очередь, технические составляющие "будут решаться далее, ближе к началу внедрения, все зависит от многих факторов". "В крупных городах окупаемость наземной сети, то есть не спутников, возможна за счет пассажиров электричек, которые формируют более 95% пассажиропотока", -  отметила сотрудник филиала ОАО "МТС" "Северо-Запад" Юлия Неменова.

Зарубежная практика

В Европе и Америке компании-перевозчики также предоставляют доступ в Интернет, часть компаний позволяет воспользоваться бесплатным трафиком. Демократичные страны в плане бесплатного Интернета для пассажиров как общественного городского транспорта, так и поездов, электричек  — Норвегия, Эстония, Литва,  Финляндия и т.д. Бесплатный доступ к Интернету предлагают аэропорты в Германии, однако к примеру, в аэропорту Слипхол Амстердама 30 минут Интернета стоят 4 евро, платный трафик предлагает лондонский аэропорт Хитроу и другие.

При этом, по словам самих пользователей, во всех европейских зданиях аэропорта легко можно найти доступную бесплатную сеть Wi-Fi.

В России растет количество бесплатных хот-спотов, где можно получить доступ к наиболее популярной глобальной сети совершенно бесплатно, но медленными темпами, чаще компании предлагают альтернативный платный доступ к услуге.

Марина Беляева

Фото: fotokritik.ru

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы