Принятая Доктрина продовольственной безопасности России обнадежила руководителей предприятий пищевой промышленности и в целом агропромышленного комплекса. Установлена новая идеология развития отрасли: вместо невидимой руки рынка продовольственную безопасность страны снова берется обеспечить государство.
"На протяжении последних двух десятилетий действовала, по сути, противоположная концепция, - говорит вице-президента, исполнительный директора Союза предприятий пищевой промышленности Санкт-Петербурга Игорь Подлипенцев. - Считалось, что предприятия, созданные в соответствии с законодательством с целью извлечения прибыли, в процессе ожесточенной конкурентной борьбы друг с другом и с зарубежными корпорациями решат задачу наполненности торговых полок продуктами питания. Задача действительно была решена уже давно - путем попадания в серьезнейшую зависимость от импорта".
По мнению пищевиков Петербурга, для реализации Доктрины должны быть приняты долгосрочные программы развития АПК и его отраслей, а также проведены необходимые изменения в законодательстве и выстроены системы управления.
"Пока что механизма замещения продовольственного импорта как такового нет. Предлагая тому или иному предприятию АПК увеличить производство того или иного продукта питания в каком то конкретном объеме, местная власть почти всегда встречает понимание, резервные мощности есть почти у всех и заработать дополнительные доходы предприятие не нужно уговаривать. Но гарантировать безубыточный сбыт будущей продукции при действующем законодательстве органы власти не могут. А сделать это надо обязательно, иначе невозможно наращивать никакое производство", - говорит Подлипенцев.
Для Петербурга и области эта ситуация усугубляется доминированием торговых сетей, повлиять на торгово-закупочную политику которых пока не удается.
"К тому же необходимо помнить, что импортное продовольствие либо подпитано дотациями стран экспортеров, либо поступает к нам из стран с несопоставимыми природно-климатическими условиями. Например, себестоимость масла из Новой Зеландии и говядины из Латинской Америки всегда будет в разы ниже нашей просто потому, что у них там климат такой. Ввоз же этого масла и есть многолетний разрушитель отечественного Агропрома и продовольственной безопасности. Каждый килограмм масла — это 25 кг. сырого молока, то есть дневной надой хорошей коровы. Представьте, сколько тысяч этих дневных надоев содержит каждое судно с маслом приходящих в петербургский порт. И сколько коров будет отправлено в забой по причине трудностей со сбытом. Причем сколько таких судов придет, например, в будущем году мы не знаем", - рассказывает эксперт.
И уж совсем не понятно, как избежать разрушительного влияния более дешевой продукции из стран Таможенного союза. Поддержка Белоруссией своих сельхозпроизводителей в пересчете на гектар сельхозугодий превосходит этот показатель в России в десятки раз. Творог из Белоруссии точно также отнимает место на петербургской полке у хозяйств Ленинградской области, как и масло из Новой Зеландии.
Очевидно, что эти товарные потоки должны быть направлены в те регионы России, где своего сельского хозяйства нет, но в рамках сегодняшней рыночной парадигмы непонятно кто и как этим должен заниматься.
"Так что пока что получается, что не только гарантии сбыта на дополнительно произведенное продовольствие никто не может дать, но и точно известно, что дополнительное продовольствие будет конкурировать на потребительском рынке с заведомо более дешевыми продуктами из ближнего и дальнего зарубежья", - резюмирует Подлипенцев.