Сегодня завершается визит во Владивосток главы МИД Японии Иорико Кавагути. Его значение выходит за рамки протокольных контактов двух стран. Япония предложила России $7,5 млрд на разработку нового нефтяного месторождения Восточной Сибири. Токио хочет опередить Пекин в конкуренции за российскую нефть. С подробностями корреспондент ИТАР-ТАСС в Токио ВАСИЛИЙ ГОЛОВНИН, специально для Ъ.
Иорико Кавагути прибыла во Владивосток в качестве сопредседателя межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую с российской стороны возглавляет вице-премьер Виктор Христенко. Объем товарооборота между двумя странами пока находится на крайне низком уровне около $5 млрд. Тем не менее осторожные японцы, до последнего времени не спешившие инвестировать в экономику России, судя по всему, готовы всерьез включиться в борьбу за освоение энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока. Госпожа Кавагути привезла во Владивосток предложение японской стороны, которое должно стать сильным ходом Токио в конкуренции с Пекином за нефть Восточной Сибири.
Токио готов выделить до $7,5 млрд на разработку одного из открытых, но пока "спящих" месторождений в этом районе. Правда, при одном условии строительство экспортного трубопровода от байкальского города Ангарска должно пойти вначале к тихоокеанскому побережью в зоне Находки, а не на китайский город Дацин.
Нефтегазовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", в которых японский бизнес участвует на паях с крупными западными компаниями, для Токио важны и перспективны, но стратегического значения не имеют. В отличие от нефтепровода АнгарскНаходка, который в случае реализации станет важнейшим фактором энергетической безопасности Японии. По расчетам японских экспертов, для обеспечения рентабельности по нему нужно перебрасывать по 50 млн тонн нефти в год, и ее Токио обещает закупать практически целиком. Это позволит снизить до 60% зависимость Японии от поставок с Ближнего Востока, доля которых сейчас достигает 90%.
Есть и другой фактор. По настоятельному совету США Токио стремится не допустить того, чтобы первый на Дальнем Востоке российский экспортный нефтепровод замыкался на Китае. Между тем такая перспектива вполне реальна, поскольку с Пекином у Москвы уже подписаны многочисленные документы о строительстве ветки на Дацин, проведено ее технико-экономическое обоснование. К тому же трасса на Дацин относительно коротка 2,4 тыс. км и ее стоимость $2,5 млрд.
Линия на Находку почти 4 тыс. км, расходы на ее сооружение не менее $5 млрд. Их Япония выражает готовность в основном взять на себя. Трасса на Находку, по мнению Токио, дает возможность выйти на широкий круг покупателей в бассейне Тихого океана, лишив Китай монопольных прав в регионе на российскую нефть. К тому же, как напомнила на прошлой неделе Иорико Кавагути, в отличие от ветки на Дацин весь маршрут от Ангарска до побережья Тихого океана пройдет по территории России. По ее мнению, это даст Москве полный контроль над нефтепроводом и может стать хорошим стимулом к освоению территорий Дальнего Востока.
Японцы уже пообещали, что при сооружении трубы к Тихому океану они готовы вложить до $1 млрд в сопутствующие социально-экономические проекты в Приморье, что вызвало восторг у губернатора Сергея Дарькина. В субботу на встрече с госпожой Кавагути во Владивостоке полномочный представитель президента России на Дальнем Востоке Константин Пуликовский тоже поддержал проект трассы АнгарскНаходка и даже с гордостью назвал себя "японским лоббистом".
Правительство России весной этого года приняло решение построить оба нефтепровода, но главное пока не сказано какой из них будет сооружен первым. Дело в том, что запасов уже освоенных нефтяных месторождений в Восточной Сибири на две трубы не хватит.
Лоббируя маршрут АнгарскНаходка, Токио обещает выделить $7,5 млрд в виде низкопроцентных правительственных кредитов и государственного страхования частных инвестиций и поставок. По данным токийской деловой газеты "Нихон кэйдзай", предложение в общих чертах было изложено японским экс-премьером Иосиро Мори, который 17 июня встретился в Москве с Владимиром Путиным. Идея произвела впечатление, но Россия, похоже, все еще боится продешевить. Кроме того, Москва понимает, что ее отказ от китайского варианта нефтепровода испортит ее отношения с Пекином. По данным "Нихон кэйдзай", российский президент в послании Дзюнъитиро Коидзуми пока пообещал лишь "позитивно рассмотреть" японские инициативы.
Этим же завершилась и вчерашняя встреча Иорико Кавагути с Виктором Христенко во Владивостоке. Российский вице-премьер сообщил журналистам, что консультации о строительстве трассы АнгарскНаходка продолжатся. Окончательное решение, по его словам, "примут после проведения всесторонней экспертизы, которая будет учитывать результаты технико-экономического обоснования и экологические аспекты". Ожидается, что это произойдет в сентябре, если, конечно, в японо-китайской схватке за сибирскую нефть не произойдут новые повороты.
Японский МИД откачивает российскую нефть
Темы дня
- Жителей Петербурга заверили, что дома не перестанут прогревать вплоть до 9 мая
- ЗакС Петербурга внес в Госдуму законопроект о штрафах до 500 тысяч рублей за рекламу интимных услуг
- Петербуржцам рассказали, когда начнется период отключения горячей воды
- Призывникам в Петербурге начали отправлять повестки
30 Июня 2003, 04:03
Все новости рубрики
- Сообщение о реабилитации: Юрия Чайкова, осужденного за убийство милиционера 20-летней давности, признали невиновным в других вменявшихся ему преступлениях
- Президент РФ встретится с членами Совета законодателей при Федеральном собрании на территории Петербурга 28 апреля
- 14 апреля 2023, 09:18
- В Петербурге перед началом майских праздников растет спрос на официантов и мангальщиков
- 13 апреля 2023, 18:54
- Петербургские ученые создали "умную" одежду, вырабатывающую энергию
- 13 апреля 2023, 18:39
- Петербуржцы с трудом находят поликлиники, где можно привиться от коронавируса
предыдущая |
следующая |
предыдущая |
|
следующая |
Все новости
Общество
Лучшее в Петербурге
В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте
Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей
Как это сделано
написать письмоКофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты
Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.
Проверено на себе
Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал
В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.
Пресс-релизы
03.09.22