USD 28.09.2024 92.7126 +0.3052
USD ММВБ 00:05 92.4074  
EUR 28.09.2024 103.4694 +0.2763
EUR ММВБ 00:05 103.1931  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Японский МИД откачивает российскую нефть

30 Июня 2003, 04:03

Сегодня завершается визит во Владивосток главы МИД Японии Иорико Кавагути. Его значение выходит за рамки протокольных контактов двух стран. Япония предложила России $7,5 млрд на разработку нового нефтяного месторождения Восточной Сибири. Токио хочет опередить Пекин в конкуренции за российскую нефть. С подробностями – корреспондент ИТАР-ТАСС в Токио ВАСИЛИЙ ГОЛОВНИН, специально для Ъ.

       Иорико Кавагути прибыла во Владивосток в качестве сопредседателя межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую с российской стороны возглавляет вице-премьер Виктор Христенко. Объем товарооборота между двумя странами пока находится на крайне низком уровне – около $5 млрд. Тем не менее осторожные японцы, до последнего времени не спешившие инвестировать в экономику России, судя по всему, готовы всерьез включиться в борьбу за освоение энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока. Госпожа Кавагути привезла во Владивосток предложение японской стороны, которое должно стать сильным ходом Токио в конкуренции с Пекином за нефть Восточной Сибири.

       Токио готов выделить до $7,5 млрд на разработку одного из открытых, но пока "спящих" месторождений в этом районе. Правда, при одном условии – строительство экспортного трубопровода от байкальского города Ангарска должно пойти вначале к тихоокеанскому побережью в зоне Находки, а не на китайский город Дацин.

       Нефтегазовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", в которых японский бизнес участвует на паях с крупными западными компаниями, для Токио важны и перспективны, но стратегического значения не имеют. В отличие от нефтепровода Ангарск–Находка, который в случае реализации станет важнейшим фактором энергетической безопасности Японии. По расчетам японских экспертов, для обеспечения рентабельности по нему нужно перебрасывать по 50 млн тонн нефти в год, и ее Токио обещает закупать практически целиком. Это позволит снизить до 60% зависимость Японии от поставок с Ближнего Востока, доля которых сейчас достигает 90%.

       Есть и другой фактор. По настоятельному совету США Токио стремится не допустить того, чтобы первый на Дальнем Востоке российский экспортный нефтепровод замыкался на Китае. Между тем такая перспектива вполне реальна, поскольку с Пекином у Москвы уже подписаны многочисленные документы о строительстве ветки на Дацин, проведено ее технико-экономическое обоснование. К тому же трасса на Дацин относительно коротка – 2,4 тыс. км и ее стоимость $2,5 млрд.

       Линия на Находку – почти 4 тыс. км, расходы на ее сооружение – не менее $5 млрд. Их Япония выражает готовность в основном взять на себя. Трасса на Находку, по мнению Токио, дает возможность выйти на широкий круг покупателей в бассейне Тихого океана, лишив Китай монопольных прав в регионе на российскую нефть. К тому же, как напомнила на прошлой неделе Иорико Кавагути, в отличие от ветки на Дацин весь маршрут от Ангарска до побережья Тихого океана пройдет по территории России. По ее мнению, это даст Москве полный контроль над нефтепроводом и может стать хорошим стимулом к освоению территорий Дальнего Востока.

       Японцы уже пообещали, что при сооружении трубы к Тихому океану они готовы вложить до $1 млрд в сопутствующие социально-экономические проекты в Приморье, что вызвало восторг у губернатора Сергея Дарькина. В субботу на встрече с госпожой Кавагути во Владивостоке полномочный представитель президента России на Дальнем Востоке Константин Пуликовский тоже поддержал проект трассы Ангарск–Находка и даже с гордостью назвал себя "японским лоббистом".

       Правительство России весной этого года приняло решение построить оба нефтепровода, но главное пока не сказано – какой из них будет сооружен первым. Дело в том, что запасов уже освоенных нефтяных месторождений в Восточной Сибири на две трубы не хватит.

       Лоббируя маршрут Ангарск–Находка, Токио обещает выделить $7,5 млрд в виде низкопроцентных правительственных кредитов и государственного страхования частных инвестиций и поставок. По данным токийской деловой газеты "Нихон кэйдзай", предложение в общих чертах было изложено японским экс-премьером Иосиро Мори, который 17 июня встретился в Москве с Владимиром Путиным. Идея произвела впечатление, но Россия, похоже, все еще боится продешевить. Кроме того, Москва понимает, что ее отказ от китайского варианта нефтепровода испортит ее отношения с Пекином. По данным "Нихон кэйдзай", российский президент в послании Дзюнъитиро Коидзуми пока пообещал лишь "позитивно рассмотреть" японские инициативы.

       Этим же завершилась и вчерашняя встреча Иорико Кавагути с Виктором Христенко во Владивостоке. Российский вице-премьер сообщил журналистам, что консультации о строительстве трассы Ангарск–Находка продолжатся. Окончательное решение, по его словам, "примут после проведения всесторонней экспертизы, которая будет учитывать результаты технико-экономического обоснования и экологические аспекты". Ожидается, что это произойдет в сентябре, если, конечно, в японо-китайской схватке за сибирскую нефть не произойдут новые повороты.

Kommersant

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы