Две станции Петербургского метрополитена — "Чернышевская" и "Площадь Ленина" - сегодня отмечают 50-летие. Открытие второго участка Ленинградского метрополитена состоялось 1 июня 1958 года на станции Площадь Ленина. Протяженность данного участка составила 3,4 км.
Как сообщили "Санкт-Петербург.ру" в пресс-службе ГУП "Метрополитен", к 50-летию станции Чернышевская и станции Площадь Ленина для коллекционеров и жителей города метрополитен продолжил выпуск серии "Юбилейные жетоны Петербургского метрополитена". Жетоны с изображением юбилейных станций можно будет приобрести во всех кассах метрополитена.
Станция Чернышевская является одной из самых глубоких (70 м) в мире. Наклонный ход содержит 3 эскалатора, на время их установки это были самые протяженные в мире эскалаторы. Главным украшением зала являются серебристые вентиляционные решетки на пилонах и серый мрамор. Путевые стены уложены белой кафельной плиткой. На всей подземной станции использовано закарнизное освещение, это была первая станция, на которой проектировщики полностью отказались от люстр и светильников. Вестибюль станции украшен рельефом с портретом русского философа, революционера Н. Г. Чернышевского.
По первому проекту станция "Чернышевская" называлась "Чайковская", и все ее оформление хотели пронизать мотивами творчества великого композитора. Был и второй вариант проекта - станция "Кирочная" (по названию улицы). В 1958 году станцию назвали Чернышевская. До строительства метро на этом месте существовала Николаевская гвардейская богадельня.
Темой оформления станции в конкурсе проектов была деятельность русских революционных демократов. Конкурс проектов совпал с появлением в печати в 1955 году постановления "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", отсюда и такое появилось такое скромное решение.
Наземный вестибюль был создан архитекторами Гецкиным и Шуваловым. Высокий пятигранник с огромным витражом на главном фасаде разместился на проспекте Чернышевского. Подземный зал спроектирован архитекторами Жук и Майофис, первоначально планировалось построить станцию закрытого типа, но в итоге станция построена пилонного типа с укороченным центральным залом.
Станция Площадь Ленина в проекте носила название "Финляндский вокзал". Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитектора Андреева и встроен в здание Финляндского вокзала. Стену кассового зала украшает мозаичное панно, посвящённое выступлению Ленина перед рабочими и солдатами Петрограда в апреле 1917 года, работы художников Мыльникова и Королёва. Подземный зал имеет пилонный тип. Оформление станции выдержано в контрастных красно-белых тонах.
На путевых стенах перронного зала плитка двух цветов: снизу - чёрного, сверху - белого; установлены декоративные решётки с надписью "1958" (по году открытия станции). Поверх плитки пущен деревянный карниз, покрашенный шаровой краской. Стены оформлены мрамором. Пол перронов асфальтовый, с полосой из квадратиков плитки, по краю укреплен гранитом. Центральный зал
В 1962 году по проекту того же архитектора при участии Козлова и инженера Эрганова выполнен второй выход на поверхность в сквере на Боткинской улице. Вестибюль круглый, фасад снаружи выделяется большими окнами-витринами, разделёнными пилонами.
С пуском станции Площадь Ленина метро соединило все железнодорожные вокзалы. Задача, поставленная еще до войны, была выполнена.
Впервые метростроевцы проложили подземную трассу под руслом Невы, пересекая ее, и вышли на правобережную сторону. В строительстве этого участка применялись самые последние технические достижения того времени. Вместо чугунных тюбингов стали использовать железобетонные. Впервые в строительной практике для прокладки тоннеля под рекой и крепления забоя использовался сжатый воздух. Труднопреодолимая зона плывучих грунтов, близость Невы определила очень глубокое заложение обоих станций. Два подводных тоннеля были сооружены за полгода.