Санкт-Петербургский государственный университет определил 10 лучших эссе в рамках конкурса на соискание молодежной премии "Наше будущее — Россия". Победившие в конкурсе авторы и авторские коллективы получат по 60 тысяч рублей на дальнейшую разработку высказанных ими идей по реализации проектов, связанных с поиском и развитием национальной идеи.
Ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая уверена, что "Инициатива Университета отражает потребность и способность общества самостоя-тельно формировать и формализовать перспективы развития страны, найти место каждого гражданина в этом процессе".
Санкт-Петербургский государственный университет планирует передать лучшие конкурсные работы в Администрацию Президента, а сам конкурс сделать ежегодным. Конкурсные проекты прекрасно демонстрируют уровень понимания молодежью глобальных задач, стоящих сегодня перед страной, считают в университете.
Конкурс проектов для студентов, аспирантов, преподавателей и выпускников СПбГУ был объявлен в октябре прошлого года с целью вовлечения молодежи в активное формирование гражданского общества в России. На конкурс были поданы 60 эссе от 71 автора и авторских коллективов. Все они, по условиям конкурса, посвящены проблемам становления национальной идеи, гуманизма, толерантности и демократии в Российской Федерации и содержат материалы по темам, связанным с русскими национальными традициями, развитием отечественной культуры и русского языка.
Возможно, собственная активная позиция авторов эссе как раз выразилась в том, что на тему "Формирование активной жизненной позиции среди российской молодежи" было подано наибольшее количество материалов — 20 проектов. Говорит ли это о том, что проблема аполитичности российской молодежи критично остра для общества или, наоборот, привыкнув к этому мнению, общество само не заметило, насколько ситуация поменялась?
По мнению организаторов, конкурс СПбГУ "Наше будущее — Россия" развеивает миф о якобы абсолютно аморфной и потребительской молодежной среде.
На втором месте по актуальности, судя по распределению тем конкурсных проектов, находятся вопросы национальной идентичности. На две темы: "Сохра-нение национальных традиций" и "Развитие отечественной культуры и язы-ка" — суммарно подано также 20 работ.
Например, Елена Доценко в своей работе "Открытие России для молодых россиян и соотечественников" формулирует 3 ключевых вопроса:
1. Какого рода знания о России получают современные школьники?
2. Как эти знания они могут применить в своей жизни?
3. Что делается для того, чтобы сформировать активную социально ответственную жизненную позицию у юношества?
В числе проектов, которые предлагают участники конкурса для решения этих и аналогичных вопросов, есть проведение ряда форумов и конгрессов. Сама Е. Доценко предлагает проведение "Форума молодых соотечественников". Эффективность прямого диалога между гражданами различных государств на форумах и конференциях была убедительно продемонстрирована в прошлом году в рамках мероприятий "Группы Восьми" и отдельного молодежного проекта — "Юношеской восьмерки", организованной специалистами СПбГУ.
Помимо форумов и конференций, важность которых в университетской среде считается априори высокой, среди предложений конкурсантов есть и долгосрочные инфраструктурные проекты. Например, проект Наталии Трофимовой по созданию сети мультинациональных культурных и развлекательных комплексов на основе национальных традиций, игр, забав народов России. Подобный проект находится в русле политики города, ориентированной на привлечение туристов, и опирается на объективную реальность крупных мегаполисов, в которых сосуществуют представители множества культур.
Особенно важно, что для участников конкурса совершенно очевидно, что национально-патриотические вопросы в нашей стране исторически связаны с традициями межконфессиональной и межнациональной толерантности. То есть задача сохранения национальных корней автоматически подразумевает терпимость, уважение и взаимодействие между народами.
Работы на близкую тему "Развитие толерантности и толерантного поведения в российском обществе" в значительной степени развивают идеи взаимопроникно-вения культур. Студентка факультета журналистики Анна Тощева предлагает активно привлекать иностранных студентов к решению задачи формирования толе-рантности в российском обществе через проведение совместных с российской молодежью акций и мероприятий.
Итоги конкурса позволяют говорить о том, что полноценное гражданское общество формируется сейчас в России достаточно активно, отмечают в университете.
Место по рейтингу |
ФИО |
|
Факультет, курс, специальность |
Раздел конкурса |
Название работы |
Краткое описание проекта |
|
1 |
Доценко Елена Владимировна |
lenado@mail.ru, elena.dotsenko@ourfuture.ru |
аспирантура СПбГУ/ НОУ ДО "Архитектура Будущего", Факультет: психологии СПбГУ |
Сохранение национальных традиций |
Открытие России для молодых россиян и соотечественников |
Саммит Российской Юношеской Семерки - участники представители федеральных округов, становятся проводниками идей, обсуждаемых на Саммите.Форум молодых соотечественников для российских подростков и молодежи, проживающих за рубежом направлен на повышение интереса к русской культуре и языку. |
|
2 |
Трофимова Наталия Борисовна |
n_trofimova@list.ru |
СПбИГО, старший преподаватель,Факультет: психологии СПбГУ |
Сохранение национальных традиций |
Сохранение культурного многообразия |
Создание сети мультинациональных культурных и развлекательных комплексов в региональных центрах на основе национальных традиций, игр,забав народов России. |
|
3 |
Тощева Анна Витальевна |
fest06@bk.ru |
Факультет: журналистика, Специальность: журналистика, : 4 курс, заочное отделение |
Развитие толерантности и толерантного поведения в российском обществе |
Развитие толерантности и толерантного поведения в российском обществе |
Конкурс студенческих проектов среди иностранных учащихся, направленный на решение общественно-значимых проблем Петербурга, на благо города и горожан. Воспитание толерантности через привлечение иностранных учащихся к прямому диалогу с подростками и молодежью города. |
|
4 |
Головизнина Юлия Сергеевна |
juletta@yandex.ru |
Факультет: юридический, 3 курс |
Формирование активной жизненной позиции среди российской молодежи. |
<Знай и люби свою страну!> |
Создание сети патриотических лагерей для детей и подростков. Программа отдыха участников позволяет в игровой занимательной форме изучать национальные традиции, воспитывает интерес и любовь к своей стране. |
|
5 |
Евневич Николай Александрович, 1 |
enazak@mail.ru |
Факультет: Менеджмент, Специальность: информационный менеджмент, 5 курс |
Формирование активной жизненной позиции среди российской молодежи. |
Клиография |
Инновационной компьютерной интерактивная обучающей системы по истории России |
|
Марковец Алексей Юрьевич,2 |
amarkovets@yandex.ru |
Факультет: Менеджмент, Специальность: финансовый менеджмент, 5 курс |
Формирование активной жизненной позиции среди российской молодежи. |
Клиография |
|||
Черноусов Фёдор Григорьевич,3 |
feditch@list.ru |
Факультет: Менеджмент, Специальность: маркетинг, 5 курс |
Формирование активной жизненной позиции среди российской молодежи. |
Клиография |
|||
6 |
Белов Константин Владимирович |
kosutia@gmail.com |
Философии и политологии, III курс, каф.Политических институтов и прикладных политических исследований |
развитие идей гуманизма и демократии в Российской Федерации |
Дневник сердца |
Разработка и внедрение специального <дневника> для учащихся школ, ориентированного на патриотическое развитие, позволяет ребенку выражать свою позицию по отношению к окружающему миру, исследовать себя и ориентироваться в современных жизненных условиях. |
|
7 |
Мельник Марина Геннадьевна |
marina_prestige@mail.ru |
Факультет: юридический. Специальность: юриспруденция. Курс: 3 |
развитие идей гуманизма и демократии в Российской Федерации |
Развитие идей и демократии в Российской Федерации |
Создание общественно-политической программы на ТВ, в которой принимают участие обычные люди со своими вопросами, мнениями и взглядами. |
|
8 |
Злотникова Мария Владимировна |
zlotka@mail.ru |
аспирантура психологического факультета 1 курс, |
Формирование активной жизненной позиции среди российской молодежи. |
Путешествие по России |
Интерактивная игра для подростков по округам РФ, направленный на формирование национального самосознания, повышение интереса и информирования о различных регионах страны. Два варианта: Телевизионный проект и всероссийский конкурс. |
|
9 |
Волчков Алексей Сергеевич |
alexvol1981@mail.ru |
СПбГУ. Факультет: Исторический. Специальность: преподаватель истории. VI курс |
развитие идей гуманизма и демократии в Российской Федерации |
Проведение конференции на тему "Конфессиональные общеобразовательные школы и современное российское общество. Проблемы и перспективы" |
Организация и проведение конференции с участием конфессиональных школ по формированию веротерпимости и толерантного отношения к национальным особенностям. |
|
10 |
Малашевская Мария Николаевна |
am-ma@yandex.ru |
Факультет: Восточный факультет. Специальность: История Японии. Курс 4 |
Развитие отечественной культуры и языка |
Развитие отечественной культуры |
Культурно-образовательный проект, посвященного странам Азии, для школьников, студентов и молодых ученых. Предполагается проведение дискуссий, круглых столов, конференции. |