USD 03.10.2024 94.5054 +1.1473
USD ММВБ 00:05 93.3581  
EUR 03.10.2024 104.4481 +0.7979
EUR ММВБ 00:05 103.6502  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Российские нефтяники могут быть заинтересованы в проекте нефтепровода «Казахстан-Китай»

20 Мая 2004, 11:46

МОСКВА, 20 мая. /RusEnergy/. Как сообщалось, в начале этой недели в Пекине Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) и казахстанская компания "КазМунайГаз" подписали соглашение о строительстве нефтепровода "Атасу-Алашанькоу".
Новый трубопровод длиной более 1,2 тыс. км, который станет осуществлением второй части проекта по транспортировке в КНР нефти с месторождений Каспийского моря и Западного Казахстана, планируется построить к концу 2005 года. Однако, как пишет "Коммерсантъ", пока не будет построена третья и самая длинная часть проектируемого трубопровода Западный Казахстан-Китай, новым нефтепроводом для поставок нефти на Восток смогут воспользоваться российские нефтяные компании.
В российской деловой прессе на подписание соглашения в рамках визита в Китай Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева отреагировали очень живо. Как пишет российская газета "Деловая неделя" в статье "Казахстан обыграл Россию на Востоке", по мнению аналитика нефтегазового агентства Argus Михаила Перфилова, "российские производители нефти, работающие в Западной Сибири, действительно заинтересованы в экспорте нефти в Китай по трубопроводу Атасу-Алашанькоу. По его данным, планируется, что они займут около половины мощностей этого нефтепровода.
Как передает "Казинформ", строительство трубопровода Атасу-Алашанькоу обойдется приблизительно в $800 млн. Его планируется начать уже в этом году и завершить к декабрю 2005 года. По информации "Деловой недели" со ссылкой на компетентные источники, CNPC выразила готовность финансировать строительство полностью, однако пока источники финансирования до конца не определены. Рассматриваются варианты финансирования проекта из заемных средств под гарантии CNPC, а также возможность бюджетных инвестиций Казахстана в размере $200-250 млн. Разногласия по поводу финансирования строительства, пишет газета, "связаны с желанием Казахстана, получить контрольный пакет в компании, которая будет оператором трубопровода".
Нефтепровод Атасу-Алашанькоу станет реализацией второй части проекта по транспортировке каспийской и западно-казахстанской нефти в Китай. Первая часть проекта была осуществлена год назад, когда было завершено строительство нефтепровода Кенкияк-Атырау, который пока работает в реверсном режиме. Казахстан и КНР рассчитывают построить нефтепровод Кенкияк-Кумколь, который завершит проект Западный Казахстан-Китай, лишь после окончания строительства трубопровода Атасу-Алашанькоу, однако конкретных сроков не называют.
Китай рассчитывает, что нефтепровод Атасу-Алашанькоу, по крайней мере, до завершения строительства трубы от Кенкияка до Кумколя будет использоваться для транспортировки в Китай нефти с месторождений близ Кумколя и из России. Президент "КазМунайГаза" Узакбай Карабалин считает, что российские компании заинтересованы транспортировать свою нефть через Казахстан в Китай, используя для этого мощности нефтепровода "Омск-Павлодар-Шымкент-Туркменабад" (он напрямую соединен с магистральными трубопроводами "Транснефти").
Однако вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сказал на днях, что Казахстан предлагал российской нефтетранспортной монополии подумать об использовании нового маршрута экспорта нефти в Китай. "Пока с нашей стороны интереса к этому проекту нет, и мы им никакого ответа не давали", - заявил С.Григорьев. В Правительстве Казахстана выразили понимание высказанной позиции российской монополии, сказав, что Казахстан и Китай пока не делали России конкретных предложений, поскольку еще не договорились о формуле цены поставляемой нефти, а также о тарифах на ее транспортировку.
Быстрорастущая экономика КНР испытывает серьезный дефицит энергоносителей. В прошлом году страна импортировала рекордное количество сырой нефти - более 91 млн т, что на 31% превышает показатель 2002 года. При этом спрос продолжает расти: в прошлом году он увеличился на 10% и составил 252 млн т, из которых сам Китай произвел лишь 169 млн т. По прогнозам экспертов, к 2020 году потребность страны в нефти может достичь 400 млн т в год. Поэтому Пекин активно ищет поставщиков сырья. Большие надежды правительство страны возлагало на строительство нефтепровода из Восточной Сибири мощностью до 30 млн т в год. Планировалось, что по ней, главным образом, будет транспортироваться нефть ЮКОСа.
Однако, теперь уже очевидно, что российское правительство, даже если не отказалось окончательно от этой идеи, то, во всяком случае, не рассматривает этот проект как приоритетный, склоняясь в сторону прокладки нефтепровода из Восточной Сибири в Находку. Так что свою нефть ЮКОС возит в Китай по железной дороге.
Но Пекин параллельно проводил переговоры о строительстве трубопровода из Казахстана. Первоначальная мощность ветки Атасу-Алашанькоу составит 10 млн т нефти в год, а затем она должна быть расширена до 30 млн т нефти в год - в точности, как несостоявшийся российский проект.
Во время встречи с лидером Китая Ху Цзиньтао Н.Назарбаев заявил: "Россия могла бы использовать этот нефтепровод (Атасу-Алашанькоу) для увеличения поставок российской нефти в Китай". Для этого, по словам казахстанского Президента, нужно задействовать построенный еще в конце 80-х годов нефтепровод из Омска в Чарджоу, который проходит по территории Казахстана и Узбекистана и заканчивается в Туркмении. Одним из пунктов, которые пересекает нефтепровод, является поселок Атасу - начальная точка строительства трубы в Китай. Как отметил М.Перфилов, мощность нефтепровода из Омска до Чарджоу составляет около 30 млн т нефти в год, при этом со стороны России по нему прокачивается лишь около 2,7 млн т, так что предложения казахской стороны выгодны для российских нефтяников.
Поскольку Казахстан намерен к 2015 году утроить добычу нефти - до 150 млн т, а также в связи с увеличением производства нефти увеличить добычу газа до 80 млрд кубометров в год, по мнению казахстанского Президента, это сырье "через российскую трубу Казахстан мог бы транспортировать в Западную Европу в рамках обязательств перед европейскими партнерами". Н.Назарбаев также считает, что одновременно со строительством нефтепровода можно было бы "параллельно построить газопровод для поставок тюменского газа в Китай". Однако в "Газпроме" отмечают, что сейчас через совместное предприятие "Казросгаз" Казахстан экспортирует свой газ на Омский ГПЗ и в Европу (всего около 6,5 млрд кубометров) и в концерне считают "эту схему вполне работоспособной".
Иными словами, делиться газовым экспортом Россия вряд ли намерена. Как считает аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров, "Россия скорее заинтересована в том, чтобы покупать казахский газ, так что своего рода "обмен", предлагаемый Казахстаном, выгоден для нефтяников, но невыгоден для газовиков.
20.05.2004 11:49:13

RusEnergy

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы