В Смольном накануне провели совещание, где попытались примирить сетевые магазины и производителей хлебобулочных изделий. Заодно договорившись о фиксации цен на хлеб и булку. Этого удалось достигнуть за счет отмены 10%-ного вознаграждения, считает президент Ассоциации хлебопеков Петербурга Александр Зорин. Он рассказал "Санкт-Петербург.ру", какие еще факторы влияют на рост цен.
Рост цен
- Позвонили из предприятия – просили "поговорить не по телефону". Говорят, что возникают какие-то проблемы. До этого связывались из торговых сетей - хотели договориться о компенсации отмененного 10%-ного вознаграждения. Мы еще в сентябре обратились к власти. Наверное, поэтому сейчас нажим со стороны сетевиков уменьшился.
Еще летом мы готовились поднять цены на хлебобулочные изделия на 7-8% - о чем мы предупредили сетевиков. Но сейчас можно говорить, что цены не вырастут до весны. Этого получилось достигнуть как раз за счет отмены 10%-ного вознаграждения.
В последнее время оно носило массовый характер – своего рода повинности. Изначально закон был призван наладить эффективность продаж и логистику. То есть хлебобулочные изделия где-то продавались полностью, а где-то нет. Поэтому производитель должен был как-то компенсировать издержки магазинов. Но в действительности платили все по-максимуму и везде.
Во всяком случае – можно утверждать, что цены на хлебобулочные изделия не поменяются, пока не будет серьезно дорожать мука. Сейчас чувствуется, что цены на нее идут вверх, но незначительно. Вот если она подорожает на 30%, тогда это будет ощущаться существенно. В этом случае мы дополнительно прибавим к ней свою цену - где-то на 5%.
Завуалированная политика
На мой взгляд, мало что изменится до тех пор, пока будут торговать местами на полке. Когда работает правило: кто заплатил, тот и поставил свой товар на выгодное положение. Для выстраивания нормальных рыночных отношений необходимо отменить множество положений, носящих завуалированный характер - возвраты, частные марки, скидки на продукцию.
Есть, например, договор возмездного оказания услуг – типа информационных маркетинговых услуг, которые торговые предприятия оказывают производителям. Вот здесь можно придумать все, что угодно. Часто на практике именно так и происходит. Говорят: "Ребят, заключайте дополнительный договор и платите".
В принципе, 10%-ное вознаграждение было более прозрачным – когда по отчетам можно было понять: почему этому магазину платится вознаграждение, а другому нет. Его, честно говоря, нужно было отменять в последнюю очередь.