Глобальная распродажа товаров под названием «Черная пятница» пришла в Россию из Соединенных Штатов, там она проходит в последнюю пятницу ноября, следующую за одним из главных американских праздников - Днем благодарения. Таким образом американцы отрывают начало рождественских распродаж.
Обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в XIX веке, а термин «Черная пятница» появился в 1966 году на восточном побережье – в Филадельфии – и означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения.
«Черная пятница» не является официальным праздником, но многие работники в этот день берут отгул, за исключением сотрудников розничной торговли, так как поток покупателей существенно возрастает.
Ежегодно в «Черную пятницу» магазины в США открываются очень рано - около пяти утра, а некоторые крупнейшие торговые сети даже в полночь. Первым покупателям предлагаются серьезные скидки - от 50 до 80%.
В США в 2016 году день распродаж приходится на 25 ноября, в акции примут участие такие бренды, как Walmart, Amazon, Samsung, Gap. Кроме того, в этом году покупатели смогут приобрести со скидкой товары Apple.
В России же «Черная пятница» стала устраиваться лишь с 2010 года – акция создана по аналогии с американской, но проходит в основном не одни сутки, а трое. «Черная пятница» также предполагает интернет-распродажу, она уже стартовала в ночь со среды на четверг. В ней принимают участие более 300 магазинов Рунета, вниманию покупателей будут представлены самые разнообразные товары: от модной одежды и обуви до бытовой техники и ювелирных изделий.
Более того, в этом году «праздник шопоголика» в России будет двойным. Дело в том, что Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) решила не участвовать в традиционной акции и организовала альтернативную, под названием «Настоящая черная пятница». Кроме того, на сайте Vandrouki.ru оперативно собирают все скидки на туры, отели и транспорт для туристов и самостоятельных путешественников.
Фото: ASSOCIATED PRESS
Что петербуржцы чаще всего покупают по акции?
Ежегодно в «Черную пятницу» петербуржцы активнее всего интересуются бытовой техникой и электроникой, пишет издание «Радио Балтика». Согласно прогнозу, основанному на статистике прошлых лет, в этом году в Северной столице также захотят сэкономить на одежде, обуви, детских товарах и игровых приставках.
Петербуржцы наравне с москвичами ежегодно становятся лидерами по количеству покупок и чаще остальных посещают официальный сайт акции. По статистике, 60% покупателей приходится на Петербург, Ленобласть, Москву и Подмосковье, 40% - на другие российские регионы.
Организаторы «Черной пятницы» рассчитывают, что в этом году на сайты партнеров будут заходить так же часто, как и в минувшем году. Тогда официально зафиксировали 3,5-4 млн посетителей и 80 тыс. покупок. В свою очередь, количество интернет-магазинов, участвующих в проекте, за год возросло с 280 до более чем 300.
«Мы не ограничиваем магазины по ассортименту, предлагаемому для акции, наши требования касаются только глубины скидок и их честности. Как правило, вся предлагаемая продукция состоит из нескольких товарных категорий разных ценовых диапазонов. Для привлечения покупательского внимания магазины стараются выставлять не только чехлы, но и что-то из топовых позиций из техники», - отметила коммерческий директор проекта BlackFridaySale.ru Светлана Харабурова.
В описании акции указано, что максимальная скидка «Черной пятницы» в этом году составит 90%. При этом коммерческий директор проекта подчеркнула, что размер дисконта будет зависеть от категории товара. «В одежде и обуви, например, продавец может себе позволить серьезные уступки, а в бытовой технике диапазон скидок будет колебаться от 40 до 60%», - добавила Харабурова.
Фото: REUTERS
Распродажа для дураков?
Существует скептичное мнение по поводу того, что российская «черная пятница» не имеет ничего общего с настоящий американской, так как бренды предлагают незначительные скидки, либо заранее завышают цену в два раза, чтобы потом повесить бирку «скидка на товар 50%». При этом, судя по прошлогоднему отчету на e-pepper, участники распродажи ощущают существенное снижение эффективности «Черной пятницы» как источника новых клиентов.
«С каждым годом популярность предновогодних распродаж падает. Пример – недавняя распродажа на Aliexpress, где по данным пользователя Pozhiratel 28% скидок оказались фальшивыми, а 48,5% - незначительными. К похожим выводам пришла редакция Business FM. В конце этой недели нас ждет еще несколько «Черных пятниц»: blackfridaysale.ru и realblackfriday.ru. Несмотря на разгоревшуюся информационную войну за право называться «настоящей», очевидно, что проекты дублируют друг друга, а шумиха с выяснением в суде «кто может называться черной пятницей» и смена имени сотрудницы на Пятница Черная - это всего лишь попытка привлечь хоть какое-то внимание к себе», - Влад Пшеничников, глава маркетинга сервиса Kupibilet.ru.
«Вы кричите: «Поверьте, это очень выгодно!», но вам не верят. Все уже наелись этой брехни. Сейчас это работает только на самых отсталых. Организаторы акций и ритейлеры-участники используют много трюков, чтобы привлечь аудиторию. Но все эти трюки, если разобраться, дают либо небольшую выгоду для клиента, либо не дают ее вообще (в среднем скидка не превышает 9%). В распродажах участвуют стоковые или ненужные товары. Часто ритейлеры выставляют на распродажу те позиции, которые и выбросить жалко, и продать не получается. Или же со скидками отдают хлам, который покупают, но позже осознают, что вещь абсолютно не нужна. При этом у покупателя создается ощущение, что его обманули», - подытожил Влад Пшеничников.
В связи с этим сервис Kupibilet.ru запустил свою акцию в формате квеста «Улетная пятница». На сайте онлайн-сервиса 25 и 26 ноября будут спрятаны 50 бесплатных билетов туда-обратно. Чтобы найти их, нужно собрать все подсказки. Они помогут узнать направления и даты вылетов. Самый дорогой перелет, участвующий в квесте, стоит 120 тыс. рублей.
Фото: REUTERS
Где можно купить товары со скидками в Петербурге?
Продукты, одежда и техника в МЕГЕ и АШАНЕ
В двух крупных ТРК «МЕГА Парнас» и «МЕГА Дыбенко» пройдут впечатляющие праздники. В честь «Черной пятницы» в торговых комплексах будут скидки в большинстве магазинов, расположенных там. По данным официального сайта, в акции принимают участие 140 заведений. В списке есть кафе, парикмахерские, магазины с одеждой, обувью и аксессуарами.
В основном компании предлагают скидку от 10% до 30%, но есть и более щедрые участники акций, например, «Линзмастер», FiNN FLARE и несколько других предлагают скидки в 70%. Также некоторые из магазинов увеличивают, а то и удваивают скидки по картам. Специальное предложение есть и для владельцев карт МЕГИ - будут начисляться дополнительные баллы, с каждой покупки кэшбэк увеличится на 20%.
К масштабной акции подключилась и сеть супермаркетов «Ашан». Здесь скидки будут действовать не одну пятницу, а целых пять дней. Дешевле будут стоить продукты, товары для дома, посуда и бытовая техника. В магазине обещают скидки до 80%, скорее всего, такая щедрость вызовет небывалый ажиотаж и огромные очереди на кассах. Также много товаров со скидками можно найти на сайте «Ашана».
Билеты на концерты и спектакли
Петербуржцы смогут купить билеты на 300 спектаклей и концертов за полцены. Сервисы по продаже билетов Kassir.ru и Bileter.ru анонсировал акцию «Черная пятница». Скидка в 50% будет предоставляться с 19 часов 24 ноября по 23:59 26 ноября.
В «Черной пятнице» участвуют СКК, «Юбилейный», БДТ, ДК им. Ленсовета, Мюзик-Холл, A2 Green Concert, Государственная академическая Капелла, Эрмитажный театр и другие площадки.
Например, за полцены можно будет сходить на балет «Щелкунчик», спектакль по новой пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные», «Рождественский органный концерт», постановку «Глазами клоуна» и другие.
Билеты на квесты
«Мир квестов» 25 ноября проведет в Москве, Петербурге и других городах России акцию «Черная пятница квестов». С полуночи и до 23:59 в пятницу посетить квесты и перформансы по всей России можно будет со скидкой до 80%.
В акции примут участие около 200 квестов от 40 компаний. Выбрать предлагают из разных тематических категорий: популярные, страшные, антуражные и другие. Также есть квесты для новичков и семей с детьми.
Распродажа в БУКВОЕДЕ
Сеть книжных магазинов «Буквоед» тоже присоединилась к «Черной пятнице». Правда, под скидки попали не книги, а сопутствующие товары. Например, скидка 33% действует на настольные игры и игрушки. Также подешевели необычные товары-подарки и продукция для творческих людей.
Акция действует с четверга по вечер пятницы. Скидки можно получить только на сайте магазина. Например, можно со скидкой купить популярные сейчас книжки-раскраски для взрослых, а также набор цветных карандашей или ручек.
Фото: REUTERS
Короткая памятка от The Village, как не потерять голову и не потратить лишнее:
1. Заранее составьте список покупок (включите в него и новогодние подарки для друзей и близких). Это может быть электроника и бытовая техника, одежда по сезону, зимняя косметика или заканчивающийся корм для домашних животных. Следуя плану, совершить необдуманную покупку будет сложнее.
2. Перед покупкой сравните цены на конкретный товар в нескольких разных сетях или на сайтах-конкурентах. Вполне возможно, что скидка окажется не такой уж головокружительной.
3. Заранее сохраните ссылки на понравившиеся предметы, если планируете делать покупки онлайн: многие товары в день распродажи будут представлены в ограниченном количестве и могут закончиться раньше, чем вы найдете их на сайте.
4. Заранее ознакомьтесь с правилами проведения «черной пятницы» в заинтересовавшем онлайн-магазине: условия акции у разных компаний могут отличаться. Где-то понадобятся промокоды (их лучше уточнить заранее) и предварительная регистрация.
5. Если планируете делать покупки в офлайн-магазинах, будьте готовы к очередям и нехватке консультантов - их в ближайшие дни ждет очень напряженная работа.
6. Правило, следующее из предыдущего: если «черная пятница» вас не интересует, а погоня за скидками и толпы людей - пугают, постарайтесь не заходить в крупные торговые центы в субботу и воскресенье.