Федеральный закон № 69, в народе известный как просто "закон о такси", был принят 21 апреля 2011 года. После вступления в силу Федерального закона на местах стали появляться городские законопроекты, которые должны были "вживить" всероссийский закон в региональную почву. Сегодня в Петербурге действует свыше 35 тыс. разрешений таксомоторам на перевозки. Стоимость поездки на такси в 2015 году в среднем сократилась на 17%. При этом бензин с начала года подорожал на 5-6%.
Сокращение количества лицензий
Рассматриваемые сегодня поправки к местному закону о такси таксомоторные компании оценивают двояко. С одной стороны, из-за экономической ситуации в стране количество заказов по сравнению с прошлым годом существенно сократилось. В крупной таксомоторной компании «Такси Пулково» этот показатель уменьшился вдвое, сообщает АБН. Поэтому мера Смольного разумна, так как спрос падает, а количество перевозчиков остается прежним.
К тому же, не все таксомоторы с разрешениями сегодня действительно работают. К примеру, по словам директора по развитию ГК «Петербургское такси 068» Виктора Соловьева, часть таксопарка разбита и находится в нерабочем состоянии.
С другой стороны, эксперты прогнозируют, что принятие правок от комитета по транспорту может, напротив, повлечь за собой возрастание уровня безработицы, если количество лицензий будет сокращено в два раза. Арифметика в данном случае проста: в среднем, 100 горожанам необходим один автомобиль такси. Соответственно для пятимиллионного города нужно минимум 50 тыс. машин. Но нельзя забывать, что в Петербурге много приезжих и туристов, поэтому можно утверждать, что 60–65 тыс. автомобилей действительно смогут справиться с объемами. А если численность машин сократят до 20 тыс., это вызовет уже их нехватку. Вследствие этого пострадает сервис - из-за невозможности быстро подать автомобиль, и вырастут тарифы для населения, так как спрос значительно превысит предложение.
Ситуация может обостриться и во время проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, когда в Петербург приедут десятки тысяч иностранных болельщиков. И их нужно будет не только разместить, но и оказать им транспортное сопровождение. В это время спрос на такси увеличится в несколько раз раза. Если поправки вступят в силу, то город просто не сможет предоставить всем туристам услуги по перевозке.
Внесение поправок нанесет существенный удар именно по малому бизнесу. Сокращение количества лицензий в первую очередь приведет к закрытию всех мелких компаний, занимавшихся таксомоторной деятельностью, и оставит без работы тех, кто работал как индивидуальный предприниматель.
Кроме того, все, кто не получит лицензию такси, но отчаянно будет хотеть работать, уйдут в теневой сектор, и город снова столкнется с таким социальным явлением как «бомбила».
Читать также: Серые "шашечки" петербургского такси
Ограничения по цвету
Комитет по транспорту аргументирует концепцию одноцветного такси двумя факторами: увеличением безопасности и способом выделить автомобиль. Сложно сказать, как цвет может влиять на безопасность на дорогах. Белый и черный не являются уникальными цветами – в городе тысячи машин такой расцветки. Тем более, в условиях петербургского климата и белые, и черные авто очень быстро становятся серыми из-за грязи и постоянных осадков. Таким образом, эти цвета будут максимально камуфлировать автомобили и делать их практически невидимыми как для других автомобилистов, так и для пешеходов, что будет только увеличивать число ДТП.
Сейчас большинство служб такси использует яркое и заметное брендирование своих авто, как раз для того чтобы машины на улицах города были более заметными. В Петербурге можно увидеть много красных, желтых, зеленых и оранжевых автомобилей такси. Они намного заметнее белых собратьев. Из-за единой цветовой гаммы таксомоторные компании потеряют индивидуальность
Эти ограничения никак не смогут коснуться работы диспетчерских компаний, так как Gett, Uber и Яндекс сотрудничают с частными водителями. У этих компаний нет собственного автопарка, поэтому правительство не сможет их контролировать – сервисы будут существовать и работать по прежней схеме.
Читать также: Такси будущего с настоящими проблемами
Соблюсти условие о цвете транспортных средств наверняка смогут не все, кто получит необходимые разрешения. Стоимость окраски одного автомобиля доходит до 100 тыс. рублей. Отрасль может не потянуть такие расходы. За последние месяцы несколько достаточно крупных диспетчерских компаний прекратили свое существование из-за падения спроса и ситуации в экономике.
Вопросы без внимания
В сфере работы такси в урегулировании нуждаются вопросы куда серьезнее, чем цвет и количество автомобилей. Гораздо важнее сейчас уделять внимание технической исправности ТС, которые выпускаются на линию. Не секрет, что сегодня получить лицензию такси можно на автомобиль 10 лет и более. Встречаются машины такси, прослужившие свыше 15 лет. Осуществлять перевозку пассажиров на таких транспортных средствах просто опасно. Необходимо законодательно отрегулировать возраст автомобилей, разрешенных к эксплуатации в такси, и ограничить его – не более 5 лет. По словам экспертов, в качестве такси машина может работать максимум 2–3 года, далее она становится технически непригодной и эксплуатировать ее нельзя. Также большое опасение вызывает прохождение водителями предрейсовых медосмотров.
Кроме того, для борьбы с серыми схемами, «бомбилами» и другими нелегальными перевозчиками логичнее было бы увеличить меру ответственности. Сейчас за осуществление перевозки без лицензии штраф идет на собственника ТС – на физическое лицо. Однако, учитывая возможные последствия, данную меру справедливо было бы увеличить в 5–10 раз.
«Если будут введены дополнительные ограничения по допуску перевозчиков на рынок, все игроки на нем останутся. Часть из них будет работать нелегально, а другая, законопослушная, часть будет получать разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси в соседнем субъекте Федерации – Ленинградской области, - считает Юрий Вейков, председатель НП «Таксомоторные предприятия». - На нелегальный сектор рынка таксомоторных перевозок можно воздействовать двумя способами: усиливая контроль над перевозчиками и экономически стимулируя легальную деятельность. В настоящее время контрольные мероприятия серьезного регулирующего воздействия на этот рынок не оказывают. Значит надо создавать ситуацию, когда перевозчику будет выгодно легализоваться: например, предоставить ему бесплатный допуск на транспортно-пере