USD 22.11.2024 100.6798 +0.4606
USD ММВБ 10:15 100.6798  
EUR 22.11.2024 106.0762 +0.2672
EUR ММВБ 10:15 106.0762  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Туризм для инвалидов: бизнес, который не кормит

Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" встретился с создателями первой в России туристической фирмы для инвалидов-колясочников и узнал, что бывает бизнес, который не кормит, но греет душу.

За время существования социальных проектов нашего портала "Письмо губернатору" и "Горожане советуют" к нам обратились уже тысячи людей. В первом проекте — петербуржцы жалуются на свои проблемы и просят помощи, во втором — дают свои советы, как правило, социального значения. Ежедневно читая письма горожан, у нас родилась идея разыскать в Петербурге людей, которые не советуют, а уже делают мир лучше.

 

Начать мы решили с представителей социального бизнеса, которых не только в Петербурге, но и в России, оказалось, можно пересчитать по пальцам.


Нашли свою нишу

Одноклассницы Наталья и Мария со школьной скамьи мечтали о своем бизнесе. О том,  что, открыв свое дело, девушкам удастся открыть для кого-то целый мир, подруги вряд ли тогда могли представить.

Идея организовывать путешествия для людей с ограниченными возможностями появилась давно, "внезапно" и "быстро".

"У меня экономическое образование, у Маши — филологическое, - рассказывает Наталья. - Мы обе имели опыт работы гидами; начиная свое дело, нам хотелось остаться в туризме, но при этом и найти свою нишу, чтобы выдержать конкуренцию".

Ниша нашлась неожиданно - девушки до сих пор с возмущением вспоминают увиденную в прошлом  картину, как инвалида на коляске "пихают" в обычный туристический автобус.

"Мы поняли, что так быть не должно", - вопросов не осталось, девушки начали действовать.

"Потом уже, спустя годы, порывшись в подсознании, мы сопоставили, что у нас у обеих в глубоком детстве были травмы позвоночника: у Натальи — спортивная травма, а я упала с санок", - рассказывает Мария.


Без помощи государства

"Если бы 8 лет назад мы знали, что это будет так тяжело, наверно, испугались бы, - признаются подруги. - Но теперь в другом себя уже и не представляем".

Турфирма "Либерти" была создана в 2004 году как общество с ограниченной ответственностью. В общероссийском модификаторе экономической деятельности, где каждое предприятие отмечено по роду своего бизнеса, понятие социальное  предпринимательство в целом и "туризм для инвалидов" в частности не значится. В комитете по социальной политике, как оказалось, даже не знают такого термина. В России законодательно социальное предпринимательство не закреплено, а значит, и поддержки от государства, как это принято на Западе, русским "добрым бизнесменам" ждать не приходится. Ни беспроцентных займов, ни льгот на аренду помещений, ни какой-либо другой помощи.

"Единственные, кто нас поддержал на таком уровне, это Фонд региональных социальных программ "Наше будущее" — опять же некоммерческая организация. Они выискивают по все стране проекты, занимающиеся социальным предпринимательством. И ежегодно устраивают конкурс. В 2010 году мы выиграли конкурс и получили беспроцентный займ. Администрация узнала о нас случайно, представители комитета по туризму и комитета по инвестициям и стратегическим проектам подошли к нам на выставке в Финляндии... им нужна была консультация. Помощи от государства пока не было".

Все началось с 10 тыс. руб.  - минимума, который должен был быть на счету у юридического лица, чтобы открыть свой бизнес. Сначала организовывали только туры для иностранцев по городу. Не было ни офиса, ни своего транспорта.


Недешевый туризм

Стоит отметить, что туризм для людей с ограниченными возможностями сам по себе дороже, чем туризм "на здоровых ногах",  так как это немассовые путешествия.

"Если в обычных турах цена снижается за счет количества туристов, то мы не можем набрать целый самолет или автобус, - поясняет Наталья. - У нас либо индивидуалы 2-4 человека, либо мини-группы до 15 человек. Расходы делятся на 15 человек, а не на 50, как в обычных туристических автобусах".

"Если мы работаем с россиянами, то не зарабатываем ни копейки, - признается Мария. - Просто содержим это социальное направление. Мы зарабатываем на иностранцах, здесь мы можем позволить себе рыночную цену. За эти средства и существуем. Не зарабатывать на российских инвалидах мы призываем и наших партнеров, например, просим снизить для нас цены на проживание или питание, на экскурсии. Многие идут на это. Например, наши постоянные партнеры предоставили нам бесплатно наушники для экскурсий".

С транспортом тяжелее, скидки выбиваются с трудом. И далеко не со всех.

"Сейчас начали сотрудничество с паромами. Иногда навстречу идут авиакомпании (если часто к ним не обращаться). Когда мы делали свой первый тур в Париж, авиакомпания "Россия" специально из-за наших 9 колясочников меняла самолет, чтобы мы все уместились. А вот автобусы ни разу не предоставляли скидки, - рассказывает Наталья. - У нас есть два микроавтобуса. И сейчас мы планируем обходиться только ими. Один автобус был взят по кредиту с процентами и всеми вытекающими последствиями в 2007 году. Второй автобус в этом году помогла приобрести международная фармацевтическая компания. Они узнали о нас из фонда "Наше будущее" и выделили нам средства по смете".

И тут сразу оговорка. Специальных оборудованных для колясочников автобусов на рынке нет. Поэтому сначала турфирме пришлось покупать фургон, потом искать партнера, который переделает этот фургон под инвалидов (а эта услуга, оказывается, стоит дороже, чем сам автобус).

"В среднем за счет дорогостоящего импортного оборудования - специализированного крепежа для колясок и лифта - автобус для инвалидов стоит на 500 тыс. дороже, чем обычный", - поясняет Наталья.

 Туризм для инвалидов: бизнес, который не кормит

 Туризм для инвалидов: бизнес, который не кормит

 Туризм для инвалидов: бизнес, который не кормит

 Туризм для инвалидов: бизнес, который не кормит

"Нельзя сказать, что этот бизнес нас кормит. С россиянами и гражданами бывших союзных республик мы стараемся выйти хотя бы в ноль. Иногда доплачиваем сами, чтобы тур состоялся", - добавляет Мария.

До сих пор официально "Либерти" - это два человека, два директора-организатора, остальные работают по договору подряда или на волонтерских началах.

В два раза сложнее

Туризм для инвалидов — это вроде бы все то же самое: проезд — отель — питание — экскурсии, но все же в два раза сложнее. Вся эта цепочка должна быть доступна для человека на коляске. Поэтому перед каждым туром каждое предполагаемое место для поездки должно быть обследовано на наличие пандусов, специально оборудованных туалетов, лифтов и прочего.

"Гостиницы со специализированными номерами появились только недавно, - рассказывает Мария. - Раньше только в 5-звездочных отелях был 1 номер для колясочников. У нас группы туристов, мы не могли брать отель под тур. Потом, где-то лет 6 назад, появился отель Petro Palas с 12 номерами, сейчас таких гостиниц, благо, стало больше".

"Выбрав предполагаемое место путешествия, туда отправляется либо кто-то из нас, либо волонтеры, либо нанятый человек, ищет гостиницу, выстраивает маршрут из доступных музеев и т.д. Мы составляем план, все измеряется рулеткой, проверяется. И мы понимаем, можем мы туда ехать или нет".

Сначала "Либерти" организовывал туры только для иностранцев по более или менее знакомому Петербургу, потом "изучили" Москву. Затем добавились Новгород, Выборг, Золотое кольцо, Киев.

Сейчас "Либерти" готовит легендарный маршрут для иностранных туристов Транссиб: Санкт-Петербург — Москва — Казань - Новосибирск — Екатеринбург — Иркутск — Хабаровск — Владивосток.

"Среди иностранцев очень популярен этот маршрут, многие считают, что хотя бы раз в жизни обязательно нужно проехать Транссибирскую магистраль, - поделились планами наши собеседники. - Путешествовать будем на поезде. У РЖД есть поезда со специально оборудованным купе. Таких составов не очень много, штук 40, в каждом по одному купе. Список этих избранных маршрутов есть на сайте РЖД.  Сейчас, например, на парижский тур к нам едет девушка из маленького городка Яранск Кировской области, специально для нее мы подбирали поезд Челябинск-Петербург, на очень маленькой станции, где поезд стоит всего минуту, ее будут поднимать в специальный вагон. Предупреждать о том, что в вагоне будет такой пассажир нужно заранее. Так как инвалиды путешествуют редко, обычно эти купе завалены вещами проводников".

Для россиян самыми популярными являются бюджетные туры по окрестностям Петербурга. Из "дорогих"  поездок — город-мечта Париж (куда, кстати, отправилась группа в прошлые выходные), в этом году был паромный тур Петербург-Хельсинки-Стокгольм-Таллин.

"Каждый год для россиян мы предлагаем 5-6 туров. Это очень мало, но на большее нам не набрать группу, - признается Мария. - И то обычно набирается всего 2 тура из 5.  Так, в прошлом году съездили в Париж, туры в Италию и Чехию не состоялись".

"Россия становится не очень востребованной среди иностранных туристов, - признаются директора  "Либерти". - Петербург и Москва слишком дорогие, а о других городах иностранцы знают мало".

Проверено на доступность

Самой доступной для людей на колясках, по исследованиям "Либерти", признана Барселона. Хороший уровень доступности в Германии, однако туда нет спроса.

"Все традиционно хотят в Париж, - признается Мария. - Во французской столице не все просто, например, для нас недоступно метро, нужно знать маршруты автобусов. Есть спрос на Италию,  там  сложнее, но мы ее тоже делаем".

Если брать Россию, по исследованиям "Либерти", Петербург оказался доступнее Москвы.

"У нас очень много половинчатой, непродуманной доступности, - рассказывает Мария. - Многие гостиницы, музеи, транспорт пытаются сделать доступными, но не знают стандартов. Так, например, одна гостиница объявила, что у них есть 25 доступных номеров. Не веря своему счастью, мы помчались туда, а там только установлен огромный железный пандус. Вход в комнаты — 50 см, полный человек не пройдет, не то, что коляска. В метро установили аппарели, и на этом успокоились.  Или в музее есть лифт, а к нему ведет лестница".

Из петербургских музеев самым доступным оказался Эрмитаж. Сюда ежегодно Наталья и Мария приводят туристов на классическую обзорную экскурсию.  Но и здесь не все идеально. Ка минимум раз в сезон ломается подъемное устройство у касс, не всегда доступны редкие залы (например, античность), поэтому перед походом обязательно нужно звонить и все уточнять.

"Раз-два в сезон мы выбираемся в музей истории религии. Там удивительно душевная атмосфера. И, конечно, очень важная для нас вещь: огромный грузовой лифт. В Петропавловской крепости и Исаакиевском соборе появились подъемные устройства. В Русском музее сломался подъемник, сейчас он недоступен для инвалидов", - перечисляет по пальцам доступные места Мария.

Бывает, что, увидев, как организованно туристы "Либерти" перемещаются со своими подъемными устройствами, музеи проводят "работу над ошибками" и становятся доступнее. Девушки вспоминают, как долго ходили в Спас-на-Крови со своим 40-килограммовым алюминиевым пандусом.

"Спас-на-Крови включен в программу обязательной обзорной экскурсии, приходилось таскать все с собой, - рассказывают директора "Либерти". -  Через 5 лет у них наконец-то появился свой пандус".

Или вот еще пример: "На сайте Екатерининского дворца случайно нашли упоминание, что у них есть лифт. Оказалось, что администраторы сами не в курсе, что он у них есть, он не был введен в эксплуатацию. Дворец пошел нам навстречу  и запустил лифт. А это не так просто. Поначалу каждый раз приходилось поднимать три службы Дворца: охрану, техническую службу и администраторов".

Практически у всех музеев все меняется каждый год: у одних что-то ломается, у кого-то наоборот что-то появляется, поэтому исследования должны проводиться ежегодно.

Пока "Либерти" работает только с колясочниками. Если инвалиду нужен сопровождающий, то он едет по такой же стоимости. С инвалидом может поехать вся семья. "Если инвалиду не нужен сопровождающий и он считает, что может справиться сам, мы не требуем, - поясняют организаторы. - Всегда уточняем, какая помощь им нужна, помочь с багажом, порезать еду или что-то еще".

 Туризм для инвалидов: бизнес, который не кормит

 Туризм для инвалидов: бизнес, который не кормит

 Туризм для инвалидов: бизнес, который не кормит

Визы для инвалидов

"Консульства заявляют о том, что визы для инвалидов они делают бесплатно. Сопровождающие же  - всегда под вопросом, хотя это, по сути, "бесплатное приложение к инвалиду" и его не нужно рассматривать как самостоятельного туриста, - поясняет Мария. - Мы всегда перед поездкой пишем ходатайство с просьбой освободить нашу группу от сбора, иногда нам идут навстречу. Бывает, что консульство дает визы на таких условиях только инвалидам I группы. Действительно хочется сказать спасибо консульствам за то, что они выдают визы нашим иногородним туристам, то есть той же девушке из Яранска не нужно ехать в визовой центр в Москву, мы делаем ей визу на территории Северо-Запада".

Концерты и знакомства

Спрос формирует предложения. Среди петербургских колясочников оказалось много "рокеров", и тогда "Либерти" стала организовывать концерт-туры на выступления рок-групп.

"Один год мы просто не вылезали с концертов, - вспоминает Мария. - Например, в Ледовом дворце есть специальная зона для колясок между сценой и танцполом. Мы просили бесплатный вход, какое-то время они шли нам навстречу".

Сейчас в социальных сетях клиенты "Либерти" обсуждают совместные выезды за покупками. В планах турфирмы строительство доступного хостела, создание брачного агентства, выпуск путеводителей и журналов "доступного туризма".

Юлия Земскова

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы