USD 03.11.2024 97.5499 +0.1097
USD ММВБ 00:05 97.4402  
EUR 03.11.2024 106.1426 +0.3011
EUR ММВБ 00:05 105.8415  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Гендиректор таксомоторной компании «Салют»: Безопасность пассажиров – наша прямая обязанность

Генеральный директор таксомоторной компании «Салют» Евгений Краснюк обозначил основные риски для пассажиров маршруток и автобусов, а также поведал, куда исчезло и скоро ли вернется на рынок понятие качества регулярных перевозок.

То, что транспортные перевозки в Ленинградской области – почва для смертельно опасного конфликта, показала осень 2016 года, когда в одно пасмурное октябрьское утро водитель минивэна Volkswagen Caravelle Сергей Шалашков собирал пассажиров. Люди садились в Гатчине, неподалеку от автобусной остановки на улице Авиатриссы Зверевой.

Сергей – новый сотрудник таксомоторной компании «Салют» – в этот день впервые вышел на работу. Пассажиры – жители одного из окрестных домов – уютно разместились в салоне. Они не жаловали регулярный маршрут № 18К, предпочитая собственную схему: скинуться на семерых и договориться с таксомоторной компанией, чтобы с комфортом уехать в Петербург. Шалашков завершил посадку.

Пассажирскую дверь заклинило, и водитель вышел посмотреть причину. В это время его на полной скорости сбил пассажирский ЛиАЗ – тот самый, попавший в немилость к пассажирам автобус под номером 18К. Махина буквально притерла беднягу к минивэну. По словам свидетелей, прокричав какое-то ругательство в адрес Шалашкова, лихой водила – Виталий Пономарев – дал задний ход: так он решил «добить» сотрудника «Салюта». Несколько секунд – ЛиАЗ скрылся с места происшествия.

Вопиющий случай, который шокировал общественность Петербурга и Ленинградской области, был очередным эпизодом «транспортной войны», а по сути – разборкой в духе 90-х годов. Таким криминальным способом официальный гатчинский перевозчик ООО «Транс-Балт» (дочерняя компания ООО «Питеравто») решил разобраться с мнимым конкурентом – таксомоторной компанией «Салют».

Первый рейс стоил Сергею Шалашкову перелома позвоночника и раздробленных костей таза, а в последствии – инвалидности, до сих пор даже не идет речи о полном выздоровлении. Суд признал: наезд был умышленным и совершен из-за конфликта между транспортниками.

Случаи человеческих жертв на регулярных перевозках не редкость. Перед Новым годом российские СМИ взорвала новость о неисправном автобусе, въехавшем в подземный переход. Водитель не справился с управлением. Цена – четыре жизни и 15 человек, возможно, лишившихся здоровья.

В начале года отличились и упомянутые «Транс-Балт» – «Питеравто». Водитель маршрутного ПАЗика (маршрут К-293А, курсирующий от метро «Звездная» до Колпино) на скорости около 100 км в час въехал в фуру. Водитель последней столкнулся с неполадкой и как раз осмотрел свой большегрузный «Мерседес» – буквально за несколько секунд до столкновения он успел забраться обратно в кабину. Это и спасло ему жизнь, однако 12 человек (пассажиры и водитель маршрутки) оказались в больнице. На днях – снова авария с двумя маршрутными такси № 268 и № 132 на улице Савушкина рядом с домом 98.  Результат – четверо пострадавших. 

Эти случаи обнажают главные проблемы рынка перевозок, где «корень зла» – отсутствие выбора, а следствие – низкое качество обслуживания пассажиров. В Петербурге и Ленобласти рынок на основании госконтрактов заняли такие крупные транспортные компании, как «Питеравто» или «Третий парк».

Собеседник «Санкт-Петербург.ру» – генеральный директор компании ООО «Салют» Евгений Краснюк знает слабые места регулярных перевозчиков не понаслышке – в 2016-2017 годах он был вынужден защищать свой бизнес от «инициатив» транспортного комитета Ленобласти, ежедневных проверок и нападок гатчинского перевозчика «Транс-Балт». Эксперт поделился с изданием видением транспортного рынка и собственным трудным опытом.

Евгений Краснюк. Фото из личного архива
 

Евгений, мы вспомнили ряд случаев, что произошли за сравнительно короткий период. Что в них общего, на ваш взгляд, какие проблемы рынка перевозок вскрывают все эти события?

– Аварии с участием регулярных перевозчиков демонстрируют, прежде всего, отношение официальных транспортников к качеству перевозок. Несмотря на то, что закон и государственный контракт определяет довольно жесткие требования: возраст подвижного состава, расписание рейсов, страховку, регулярные технические и медицинские осмотры машин и водителей, документы, дающие право работать на подвижном составе в России, – региональные власти готовы на многое закрывать глаза.

То есть проблема старых автобусов актуальна по сей день?

– К сожалению, да. Особенно ярко эти нарушения проявляются в Ленинградской области. Например, у того же «Транс-Балта» согласно государственному контракту возраст подвижного состава не должен превышать пяти лет. По факту машинам гораздо больше (только на маршруте № 100 автобусы частично поменяли). Компания апеллирует к гарантийному сроку завода-изготовителя (семь лет) и тому, что транспортный комитет им разрешил пускать на линию автобусы по этому сроку. Но завод-изготовитель и условия госконтракта – абсолютно не связанные вещи. Никто не учитывает, что у транспортного средства есть определенные параметры эксплуатации, а в них уж никак не входят условия регулярных перевозок в нашем регионе: большой пробег, плохое дорожное полотно, погодные условия и другое. Именно поэтому автобус для областного маршрута не может быть старше пяти лет.

Еще одна проблема – безответственное отношение самих водителей к качеству перевозок, которое выражается в вопиющем несоблюдении правил ПДД. К примеру, недавняя авария, когда маршрутка № 293А врезалась в фуру, и авария на Савушкина – яркие тому подтверждения. В обоих случаях есть человеческие жертвы. А год только начался.

«Питеравто» уже заявил, что заплатит за лечение пострадавших. Это жест доброй воли или все покроет страховка?

– Разумеется, это страховка. Но если взять статистику, то для того чтобы получить компенсацию, сам пострадавший будет бегать месяцами-годами, собирая необходимые документы, и не факт, что в результате хоть что-то получит. Было бы справедливо, чтобы получение пострадавшими страховых выплат организовывал перевозчик, водитель которого совершил ДТП. Произойдет ли так в случае с «Питеравто» – будем надеяться.

Как так происходит, что на линию выезжают неуравновешенные водители на старых автобусах?

–  Проблема в том, что у нас осталось не так много конкурентоспособных перевозчиков. Рынок Петербурга и области делят «Питеравто» и «Третий парк». Остальные либо уходят из бизнеса, либо ищут другую нишу. Таким образом у официальных перевозчиков возникает возможность монополизировать рынок, а значит – условия и правила игры пока определяют они. Администрации приходится закрывать глаза. Второй момент: замена подвижного состава – это попросту дорого.

И у самих водителей на регулярных перевозках физически и эмоционально тяжелая работа. За каждый рейс они перевозят не одну сотню человек, у всех разное настроение, а сам маршрут, в той же Ленобласти – длительный, проходящий по сложным трассам, да еще и в суровых погодных условиях. Межу тем работа сопряжена с высокой степенью ответственности, требует пристального внимания водителя – на кону жизни и здоровье пассажиров. За 12-13 часов за рулем (столько обычно длится смена) неизбежна усталость и потеря концентрации внимания. Отсюда – серьезные ДТП, подобные московской трагедии.

Но мы прекрасно понимаем, что все эти факторы – не основание для наплевательского отношения к качеству. Жизнь и здоровье никакими компенсациями не вернешь. Мы – участники транспортного рынка – должны не допускать аварийных ситуаций и оказывать качественную услугу, чтобы пассажир был здоровым и довольным. Я уверен, что вопрос качества перевозок в ближайшем будущем будет стоять на первом месте, потому что потребности современного человека к качеству обслуживания растут, ему есть с чем сравнивать (с той же Европой).

Фото: wikimedia.org
 

Можно ли обеспечить должное качество обслуживания? Есть ли пресловутая политическая воля или качество могут давать только частные компании?

– В региональных правительствах идут обсуждения на эту тему. Но пока они расходятся с делом. Как я уже отмечал, дело в отсутствии конкуренции. Качество обслуживания можно обеспечить там, где оно является ценностью руководителя. Например, в «Салюте», прежде чем выпустить водителя и технику на работу, проводится осмотр. Механик осматривает машину, врач – водителя. После прихода в парк – то же самое. При этом, не являясь регулярным перевозчиком, по закону мы не обязаны этого делать! Но я убежден, что безопасность пассажиров – наша прямая обязанность, как у любой транспортной компании. Также закон не обязывает страховать пассажира в легковом такси, но мы страхуем, чтобы дать дополнительную гарантию.

В минувшем году «Транс-Балт» обвинил вашу компанию в «недобросовестной конкуренции». Как обстоят дела сейчас?

– По поводу якобы незаконной конкуренции мы до их пор отстаиваем свою правоту в судах. На сегодняшний день мы подали иск в арбитраж на обжалование, направили жалобу в УФАС по всем решениям и действиям нашей администрации. Надеемся получить результат в феврале 2018 года. 

Подробно об инициированных регулярным перевозчиком «транспортных войнах» читайте в интервью с Евгением Краснюком 

  

А что с «приграничным конфликтом» между Петербургом и областью, когда у вас незаконно изъяли машины за нарушение границ регионов с формулировкой: «нелегальный перевозчик».

– Все 16 транспортных средств нам вернули, состава нарушений не нашли. Тем не менее, три месяца ушло на то, чтобы вызволить машины. Пролонгированное соглашение вступило в законную силу 9 октября в 2017 года – больше нас пока не трогают. Но есть организация – ООО «Стрелец», которая так же, как мы, занимается таксомоторными перевозками. В ноябре у них изъяли машину с той же формулировкой: якобы нет соглашения между городом и областью. Руководство «Стрельца» обратилось ко мне за информацией. Я же советую всем, кто сталкивается с подобными действиями: соглашение распечатывайте и предъявляйте инспектору.

Я уверен, что в очередной раз проверки инициирует «Транс-Балт», пользуясь административным рычагом в транспортном комитете. Возможно, скоро мы вновь услышим о «недобросовестных конкурентах «Транс-Балта»». Хотя, как может конкурировать крупная транспортная компания – регулярный перевозчик (транспортные средства категории D) и такси (легковушки и минивэны категории B)? Но это уже философский вопрос.

Вы писали письмо на имя губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Каков был ответ?

– Увы, ответ был ни о чем. Письмо «спустили» транспортному комитету, транспортный комитет дал ответ по своим постановлениям, которые мы прекрасно знаем. Такие же жалобы были в прокуратуру и с тем же результатом, увы. Правда, на сотрудника, который изымал наши транспортные средства, мы подаем документы в суд за простой. Как показали недавние судебные решения, сотрудник некомпетентен.

Читайте по теме: Без права перевозки: почему услуги такси между Петербургом и Ленобластью вне закона

 

Евгений, как вы оцениваете решение суда по случаю наезда на водителя «Салюта»?

– Водитель стал инвалидом и остался без работы. У него семья, дети, а по состоянию здоровья ему положен только легкий труд. Представляете, какие последствия? Поэтому год колонии-поселения для водителя «Транс-Балт» считаю несправедливым. Тем более, что суд признал злой умысел, преступное деяние и лишение трудоспособности. Я просто недопонимаю мягкость судебного решения.  

С тех пор вы отмечали какие-либо случаи угроз или инициирование проверок? Как ведущей транспортной компании, в активе которой свыше двух тысяч автобусов, может помешать организация, владеющая парком в 17 минивэнов?  

– Это тоже вопрос в никуда. Главное, не очень понятно, почему чиновники поддерживают их позицию. Как можно меня называть «нелегалом», когда у меня есть все разрешения для работы легкового такси: лицензия, страховка ОСАГО и другое, причем документы выдавали сами эти чиновники. Хотя нелегалы –это те, кто не платит налоги и не имеют разрешений.

В прошлый раз мы обсудили законодательные изменения, связанные с национальными удостоверениями, где граждане СНГ должны получать российские права. Как это повлияло на рынок?

– К примеру, у нас работают граждане СНГ, у которых водительские удостоверения Российской Федерации. Однако в случае с автобусами и маршрутными такси далеко не у всех водителей есть документы, дающие право на перевозки. Мы уже озвучивали, что в Петербурге нет возможности переподготовки – не хватает учебного транспорта и школ. Но учебные базы есть в других регионах, например, в Москве. Транспортники могут собирать группы и отправлять водителей из СНГ на обучение в другой регион. Есть парки, которые думают наперед. Все знают, что закон есть закон и под него подстраиваются. Тем более сами водители должны четко себе представлять, что самое страшное – не штраф (от 50 тыс. рублей – на водителя до 500 тыс. – на организацию). Один раз нарушив, гражданин СНГ лишается права на работу. Он попадает в «черный список» ГИБДД. Даже если он переучится и получит документ, до перевозок его не допустят. Насколько мне известно, Ленобласть – далеко не самый передовой регион в этом отношении. Здесь по-прежнему работают водители без российских удостоверений. Так что пассажирам следует быть начеку и самостоятельно выяснять, кто их везет.

Фото: cityguide-spb.ru
 

Насколько мне известно, у регулярных перевозчиков в Ленобласти, в частности – у «Транс-Балта», есть претензии к оплате проезда (водители не принимают «Подорожники» в черте города), а также с соблюдением расписания. Это законно?

– Нет, это незаконно. Если вы садитесь, допустим, на Московской, то до границы с Ленинградской областью, в Пулково, вас должны провезти по «Подорожнику». А далее идет позонная тарификация, которая уже оплачивается за наличные деньги.  Правда, как только появляются наличные, денежный поток можно смело «уводить в тень». В 47 регионе эти вопросы пока не отрегулированы. Кроме того, есть вопиющие случаи с непредставлением льгот пенсионерам и инвалидам.

Совсем недавно в правительстве Ленинградской области проходило совещание по поводу того, чтобы отменить коммерческие маршруты для льготников, оставить только дотационные. То есть власти сами себе противоречат: в госконтракте, в тендерной документации черным по белому прописаны обязательства транспортной компании о предоставлениях льгот и на маршрутках, и на автобусах. По сути, власти всерьез обсуждают то, что и так должно работать.

По поводу расписания у меня тоже есть очень характерный пример. К нам в компанию пришло письменное обращение от главы и жителей поселения города Любань (Тосненский район Ленобласти). По их словам, «Транс-Балт» обслуживает населенный пункт нерегулярно, а не так давно отказался от последнего рейса (22:30). Жители обратились к нам, чтобы наши машины возили их из города, если кто-то припозднился с работы или просто находился в городе. 

Понимаете? В XXI веке у людей нет возможности вечером уехать домой по московской трассе. Напомню, перевозчик выиграл конкурс, где есть утвержденное расписание с указанием начала движения и окончания движения с интервалами, однако не считает нужным этого расписания придерживаться. Это еще одна проблема – непредсказуемость расписания.

Интересно, что обратились именно к вам. А вы не рискуете, согласившись, получить те же проблемы с «главным» перевозчиком, что годом ранее? С обвинениями в недобросовестной конкуренции, «нелегальных» перевозках и далее по списку.

– Да, риск есть, безусловно. Но, во-первых, это обращение и выбор пассажиров. Во-вторых, у меня цены выше. Люди готовы платить больше, чтобы приехать на работу вовремя и уехать домой, но не платить при этом бешеные деньги за проезд на такси в одиночку, а поехать по нормальной цене, разделив сумму на восемь человек. Всего обращений у меня было два – сначала от жителей, а потом – от председателя вместе с жителями. 

 

⇒ На 19:00 31 января стоимость проезда на такси тариф «Эконом» от станции метро «Московская» до Любани составила:

«Яндекс» – 2038 рублей

«Таксовичкоф» – 2160 рублей

«Везет» –  2145 рублей

 

Прошлый год запомнился перевозчикам изменениями в законодательстве и некоторыми курьезами: во-первых, обязательные водительские удостоверения Российской Федерации для граждан СНГ, во-вторых – окончание соглашения о приграничном сотрудничестве между городом и областью. Какие перемены ожидают транспортников в перспективе? Тем более, что скоро выборы президента и Чемпионат мира по футболу.

– Я считаю, что закон будет манятся в сторону улучшения качества перевозок (и регулярных, и в такси), поскольку пассажир все время повышает требования. Недавно проходил большой транспортный форум SmartTRANSPOT, где было много сказано о будущем перевозок, транспортной политике. Вопрос в том, как это будет воплощаться. В этой сфере есть люди очень грамотные, которые готовы заниматься точной настройкой системы, но стоит помнить и о тех, кто занимает более высокие посты, но менее компетентны, которым чужды любые изменения.

Так что изменения произойдут, но случится это не завтра. В регулярных перевозках до ЧМ-2018 по футболу ничего не изменится. К примеру, сейчас пролонгирован договор на услуги «Питеравто» и «Транс-Балта» просто потому, что перемены здесь очень дорогое удовольствие. Только после чемпионата будет смысл проводить новый конкурс. Что касается курьезов – соглашение о перевозках между регионами продлили на три года. Будем надеяться, что оно снова не «протухнет» и не застанет всех врасплох.

Я понимаю, что регулярные перевозки – это бюджетные деньги, деньги пассажиров, но мы должны двигаться вперед. Желательно, чтобы профильные чиновники наконец стали работать и обратили внимание на потребности пассажиров, которые платят налоги и лично им – зарплату, в элементарном комфорте и транспортной доступности.

 

От редакции: Буквально за сутки до публикации этого материала стало известно о странном нападении уже на водителя таксомоторной компании ООО «Стрелец». Его сильно и без объяснения причин избили неизвестные вечером 31 января на аэродроме Гатчины. Злоумышленники приехали на автомобиле Shevrolet Niva. Потерпевший подал заявление в полицию. Является ли это нападение очередной разборкой между перевозчиками на почве мнимой конкуренции, утверждать рано – в инциденте разбираются компетентные органы.

 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы