USD 22.11.2024 100.6798 +0.4606
USD ММВБ 00:05 100.2192  
EUR 22.11.2024 106.0762 +0.2672
EUR ММВБ 00:05 105.8090  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Украсть миллион по-петербургски, или дело с пятилетней «выдержкой»

Инвестиции – не только способ заставить деньги работать эффективно, но и безусловный риск. Об этом в бизнес-сообществе знают не понаслышке, потому каждый инвестпроект подвергается детальному анализу и оценке перспектив. Однако есть и вопиющие случаи, которые не всегда подвластны анализу даже в среде самых компетентных умов. Это мошеннические «игры по-крупному» в формате бизнес - инвестор. Именно такую схему удалось провернуть владельцам медиа-холдинга «СПН» - дело о хищении акций, не на миллион, а даже на целых 2,2 миллиона долларов США, рассматривают в Приморском районном суде. Корреспондент «Санкт-Петербург.ру» наблюдал за процессом.

Обманутый акционер

 

История, которая привела к пятилетнему уголовному разбирательству, началась в 2003 году. Владельцы группы компаний «СПН», ныне известной в России благодаря издательскому дому, выпускающему журналы «Сапсан» в сотрудничестве с ОАО «РЖД», «Уютное небо», а также русскоязычную версию «Rolling Stones», в 2003 году искали инвестора для развития бизнеса в Москве.

Учредители СПН, ныне обвиняемые, Валерий Шилков, Игорь Мишуков и Владимир Тычинин, предложили бизнесмену Константину Холодову стать инвестором и акционером ЗАО «Издательский дом СПН» с приобретением пакета 25,1% за 2,25 млн долларов США. 

Холодов посчитал предложение выгодным и дал свое согласие. По требованию продавцов часть денег передавалась наличными, о чем свидетельствуют имеющиеся в текущем уголовном деле расписки, а часть, по свидетельским показаниям, переводилась на офшоры. Отметим, что в ходе судебного разбирательства факт получения денег обвиняемые не отрицали - все суммы передавались с 2005 по 2007 год.

В течение двух лет, с 2005 по 2007 год, «бывшие» владельцы СПН, Шилков, Мишуков и Тычинин, убеждали Холодова, что он уже является акционером (как выяснилось позднее – это была иллюзия участия). Его приглашали на собрания акционеров, обсуждали вопросы компании. Кроме того, Холодов помимо финансовой поддержки привлекал в компанию и новые проекты.

В 2007 году стало понятно, что акций у Константина Холодова нет, поскольку соответствующий пакет документов так и не оформлен. На резонные вопросы о положении дел Шилков, Мишуков и Тычинин сообщили несостоявшемуся акционеру о необходимой реструктуризации бизнеса - все активы нужно консолидировать в одном холдинге, который предполагалось создать на Кипре. А уж там все и будет оформлено.

Один из учредителей СПН Валерий Казаков, выступающий свидетелем, сообщил корреспонденту «Санкт-Петербург.ру», что оформлять акции на Холодова учредители СПН даже не собирались. «Еще с 2007 года между Холодовым и учредителями СПН шли конфликты, касающиеся затяжного оформления документов», - вспоминает Казаков.

Далее по предварительному сговору учредители подписали меморандум о переводе всех ценных бумаг на Кипр. Акции «СПН Дигитал Медиа», согласно предъявленному обвинению, на сумму почти 50 млн рублей (однако, по оценке консалтинговой Компании «PriceWaterhouseCoopers», стоимость акций составляла более 4 млн долларов США ), принадлежащие Холодову, без его участия по подложному договору перевели через ООО «Мегаполис» во вновь созданную организацию «Эс-Пи-Эн – Холдинг Лимитед», а старые фирмы ликвидировали. Между тем Холодову сообщили, что документы на его 20% доли в холдинге уже поданы на оформление.

Когда же Холодов в очередной раз позвонил Шилкову и сообщил, что собирается выйти из бизнеса, продав свою часть акций, общение с учредителями резко прекратилось. «После этого диалога все его (Холодова) пропуска сразу же были аннулированы, а персоналу дали распоряжение всячески препятствовать дальнейшему общению между Холодовым и владельцами СПН», - рассказал Валерий Казаков.

В 2010 году по заявлению Холодова правоохранительные органы возбудили уголовное дело.

 

Дело пятилетней «выдержки»

 

Дело о хищении акций в совокупности более чем на 6 млн долларов США расследовалось очень медленно. В связи с этим адвокаты потерпевшего (адвокатское бюро S&K Вертикаль») написали несколько жалоб в прокуратуру на бездействие следователей.

Дальше судебная тяжба приняла вовсе неожиданный оборот – в 2012 году дело прекратили по неясным основаниям. Суд отменил постановление о прекращении производства. В дальнейших материалах судебных актов, отменивших это незаконное решение, есть ссылка на то, что его приняли по прямому указанию руководителей прокуратуры.

В дальнейшем правоохранительные органы провели у фигурантов обыски и выемки документов.

Поскольку дело по-прежнему продвигалось крайне медленно, адвокаты потерпевшего написали еще несколько жалоб в Генеральную прокуратуру. Но в 2014 году следователь ГУ МВД по СЗФО господин Лукин принял неожиданное решение о снятии с фигурантов статуса обвиняемых и отмене подписки о невыезде, о чем потерпевшего своевременно не уведомили и мотивов не поясняли.

В июне 2014 года заместитель начальника 4 отдела следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Главного следственного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отменил постановление о снятия с фигурантов статуса обвиняемых и дело возобновили.

Очередное судебное заседание состоялось 29 июня 2015 года, в котором защитники обвиняемых – адвокаты Т.М. Соседкина, А.М. Линда и Попов Г.И. ходатайствовали о возвращении дела в прокуратуру без достаточного обоснования заявления. Государственный обвинитель, старший помощник прокурора Приморского района Юрий Одинцов против этого не возражал. Но суд отказал в ходатайстве, и очередное слушание перенесли на 27 июля 2015 года.

 

В зале суда и в кулуарах

 

В самом начале очередного, пятого по счету, слушания слово взял гособвинитель, старший помощник прокурора Приморского района Юрий Одинцов. Он ходатайствовал в суде о возврате дела в прокуратуру в связи с недостатками в обвинительном заключении. Гособвинитель сослался на то, что в материалах не указано место, время и прочие обстоятельства получения денежных средств, а следовательно, на невозможность дальнейшего уголовного преследования. Одинцов заявил, что в этом случае у него нет возможности детальной работы с этим конкретным делом. Обвиняемые, в свою очередь, выразили согласие с ходатайством, потерпевший и адвокат потерпевшего – возражали.

На суд пришли свидетели со стороны обвинения, в частности Валерий Казаков; бывший менеджер по рекламе Андрей Костров, далее генеральный директор ЗАО «СПН Дигитал –Медиа», входящего в состав группы компаний СПН; бывший начальник юридического отдела Ольга Солохина и генеральный директор ЗАО «СПН-Дигитал» Павел Бодзинский. 

Обвинитель счел допрос свидетелей нецелесообразным, той же позиции придерживались обвиняемые и адвокаты обвиняемых. Сторона потерпевшего потребовала заслушать явившихся свидетелей. Судья Рита Веденина также пришла к выводу, что свидетельские показания необходимо заслушать.  

Господин Казаков описал дело о продаже 25,1% акций Холодову с самого начала, то есть с 2003 года. Остальные показания ввиду занимаемых должностей были менее детальными. По каждому показанию адвокат со стороны потерпевшего ходатайствовал об устранении противоречий, зачитывая материалы допросов свидетелей, данных ими на предварительном следствии.

Гособвинитель допроса свидетелей не вел, не задал им ни одного вопроса. Вместо него свидетелей допрашивал адвокат потерпевшего. Более того, пока заслушивали показания Казакова, Юрий Одинцов получил замечание от судьи за чрезмерное использование телефона: «Уважаемый гособвинитель, между прочим, заслушивают вашего свидетеля, а вы кому-то пишете сообщение в телефоне. Делаю вам предупреждение за неуважение к суду».

После дачи показаний свидетелями по делу гособвинитель вовсе отказался от обвинения и отозвал ходатайство о возврате дела в прокуратуру. Мотивы Одинцов озвучил те же: нехватка фактов, документов и в связи с этим – отсутствие состава преступления.

Холодов и его адвокат были крайне удивлены нетипичным и непоследовательным поведением гособвинителя. «Это настоящий фарс и произвол! - комментирует Холодов. - Мы будем предпринимать меры для продолжения уголовного преследования и доведем это дело до конца».

В перерыве обвиняемые не согласились общаться с журналистом. Однако их адвокат Тамара Соседкина полностью поддержала ходатайство гособвинителя. «Отказ гособвинителя от обвинения не обсуждается. Это абсолютное право обвинения, предусмотренное законом», - пояснила она. По ее словам, обвинительное заключение изначально было незаконным, а следовательно, не подлежит рассмотрению. «Вину Шилкова, Мишукова и Тычинина нужно сначала доказать, а уже после этого выдвигать обвинение», - комментирует Соседкина. 

Старший помощник прокурора Одинцов от официальных комментариев отказался, сославшись на недостаток полномочий. Издание «Санкт-Петербург.ру» направит запрос в прокуратуру Приморского района для выяснения мотивов ходатайства.

Между тем адвокат  потерпевшего Азамат Хагов сообщил нашему изданию, что удивлен позицией гособвинения.  «В деле имеется 21 свидетель со стороны обвинения, однако в суд было вызвано только семеро, среди которых Любовь Дуйко, адвокат, сопровождавшая итоговую сделку по переводу акций на кипрскую компанию, Казаков и Яковинов - доверенное лицо Холодова. Тем не менее, государственный обвинитель  отказался от обвинения, не выслушав всех свидетелей, в том числе самих обвиняемых и потерпевшего, – это вызывает крайнее удивление», - прокомментировал юрист.

Решения суда пришлось ждать почти три часа. В конечном итоге, по мнению адвокатов Холодова, дело вошло в законное русло. Суд отклонил ходатайство гособвинителя, сославшись на определения Конституционного суда, и потребовал провести дальнейшее детальное исследование доказательств, то есть допросить потерпевшего, обвиняемых и остальных свидетелей. «В деле 55 томов и все они не исследованы до конца, не опрошен потерпевший Холодов, свидетели. Поэтому суд не усматривает оснований прекратить дело об уголовном преследовании Шилкова, Мишукова и Тычинина», - подытожила судья Веденина и предложила допросить Холодова прямо в процессе текущего слушания.

Холодов, в свою очередь, ходатайствовал о переносе его допроса на следующее слушание: «Поскольку гособвинение более не выполняет функцию обвинения, я должен выстроить  и подготовить защиту своих интересов до следующего заседания».

Судья ходатайство удовлетворила и дала время на подготовку к допросу. Следующее заседание состоится 4 августа 2015 года.

 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы