Ростуризм "загорает" на ковре
"Мы пригласили представителей федеральной власти, которые курируют туризм и могли бы ответить на многие вопросы, - сказал в начале встречи главный редактор "Коммерсантъ" в Петербурге Андрей Ершов. - Но, к сожалению, они в последний момент отказались". На наболевшие вопросы отвечал Российский Союз Туриндустрии, страховщики и "выжившие" туроператоры. Почему Федеральное агентство по туризму так загадочно самоустранилось со встречи, неясно. В СМИ появилась информация, что в Кремле "вызвали на ковер" министра культуры Владимира Мединского. Глава "Справедливой России" Сергей Миронов решил, что Мединский должен отчитаться перед Госдумой за массовую несостоятельность туроператоров, а также озвучил мысль, что Ростуризм нужно вновь передать в ведение Министерства спорта, об этом сегодня сообщили "Известия".
В "Турпомощи" работают 4 человека
"В целом "Турпомощь" сработала неплохо, - констатировала ситуацию с турфирмами (вернее, их клиентами) глава Северо-западного отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская. - Если самостоятельный турист оказался в проблемной ситуации, "Турпомощь" не вправе ему помогать. Если турист сделал онлайн-бронь в египетском отеле, а потом что-то пошло не так, то судиться с отелем он будет сам, причем в Египте и по местным законам. С туроператором безопасней. Этот институт несовершенен, но он работает".
Какой размер выплат может обеспечить "Турпомощь", сколько у организации денег и может ли она сама разориться - эти вопросы журналистов остались без ответа. Зато стало понятно, что в "Турпомощи" числится всего 4 сотрудника. У них нет колл-центра, а номера, которые в свете последних событий "ходят по рукам", вечно заняты.
Спасение отдыхающих - дело рук самих отдыхающих
Клиентов, находившихся за границей, буквально "вылавливали" из "Невы" другие туроператоры. Например, "Верса". Зачем? "Все самолеты, которые надо было возвращать из-за границы, "упали" на нас, - посетовал генеральный директор турфирмы Владимир Дорофеев. - Брать деньги с туристов второй раз нельзя. По политическим мотивам. Мы перевозили туристов, чтобы они поняли, что не брошены. Их тысячи. Наши расходы будут возмещены по договору с "Турпомощью". Туриста должно защищать государство. А оно у нас, как только налогоплательщик попадает в сложную ситуацию за рубежом, устраняется. Понятно, что в той же Турции не поверят ни агентам, ни фирмам, ни страховщикам. Поверят государству как гаранту. Так почему бы не заключить межправительственные соглашения, чтобы туристов не выселяли из гостиниц в таких ситуациях?! А что мы имеем сейчас? Мы сдаем рынок. По закону, иностранные туроператоры могут организовывать туры в России. Мы уже видим пример Болгарии, которая отдала этот бизнес: все турфирмы там зарегистрированы в кипрских офшорах, деньги, которые люди отдают за тур, в стране не остаются. В итоге страна с большим потенциалом стала нищей".
Кто виноват
Туроператоры утверждают, что страховые компании не берутся страховать фирмы, которые заявляют большой рублевый оборот. Чтобы оборот был меньше, турфирмы вынуждены выводить деньги в зарубежные офшоры. Поэтому, по версии самих операторов, виноваты в частичном крахе индустрии страховщики.
Ирина Лукашевич, представитель Союза страховщиков Петербурга и Ленобласти, напоминает, что и до эпопеи с "Невой" страхование турфирм было убыточным на 90%. Это примерно так же, как с дольщиками - солидные компании страховать турфирмы не берутся.
На круглом столе озвучили цифру: 1/3 всех российских турфирм застрахована в "Восхождении". Для страховщиков такой риск неприемлем, а турбизнес - практически неинтересен", - сказала Лукашевич.
Туроператоры же призывают отличать турбизнес от мошенничества, да и в собственно бизнесе есть нюансы. Например, оператор "Питертур" - нишевый и работает не по предзаказу, а по мере формирования спроса, то есть у них нет заказанных вперед 20 самолетов, которые не оплачены и которые если что "возьмет на баланс" "Турпомощь". Поэтому, как отметила генеральный директор компании Юлия Большакова, те взносы, которые они отдают "Турпомощи", непосредственно им никак не помогают. Таких операторов много, и они готовы винить уже "Турпомощь" и тех, кто ее придумал.
Что делать
"Надо страховать отдельно каждый тур!", - говорят туроператоры. "Это невозможно, так бизнес не ведут", - отвечают страховщики. "Надо ехать самим?", - спрашивают журналисты. Туроператоры признаются, что Европу они "уже потеряли". "Букинг" и "Скайсканнер" позволяют оформить тур самостоятельно. Но когда такой турист попадает в передрягу, помочь ему может только государство, которое, как уже сказано выше, "устраняется". "Мы готовы продавать динамические пакеты, - комментирует самостоятельный туризм Юлия Большакова. - То есть турист покупает у нас только билеты на чартер, а гостиницу и прочее бронирует сам. Хотя это, конечно, огромный риск для нас. Но мы будем их продавать и все равно выживем!".
Посыл
На "круглом столе" не ставили под сомнение, что туризм должен развиваться как отрасль национальной экономики. И туроператоры, и чиновники, и даже страховщики хотят сохранить туриста-потребителя - не самостоятельного, а доверяющего свой отпуск турфирме.
Между тем грядет закон о защите персональных данных россиян, который с 1 сентября 2016 года ударит по авиакомпаниям, "Букингу" и прочим сервисам, запрашивающим имя, данные паспорта и прочее, что иностранцам негоже знать. По словам старшего юриста гражданско-правового департамента юридической фирмы "Клифф" Екатерины Денисенко, в России физически не хватит дата-центров для обслуживания всей туристской отрасли. Что касается авиакомпаний, на территории нашей страны серверы есть только у "UTair". Потому что за границей и аренда дешевле, и качество обслуживания лучше. Пока в закон не приняты никакие поправки, его можно изящно обойти: дублировать данные, хранить имена, фамилии и номера паспортов на российских серверах и передавать их туда, куда необходимо. На передачу данных ограничений пока нет.
Эксперты сошлись во мнении, что "Нева" "упала" из-за отмены заграничных отпусков силовиков, "Экспо-тур" - из-за проблем с черноморским круизом, который в итоге отправился с 16 пассажирами. "ИнтАэр" в своем обращении сослался на падение спроса и покупательской способности в связи с резким ростом курса валют и негативной политической ситуацией.
После круглого стола представитель "Экспо-тура" Татьяна Деменева призналась корреспонденту "Санкт-Петербург.ру", что ее турфирма может вернуться на рынок. "Под тем же названием или под другим - не имеет значения", - улыбаясь, отметила Татьяна.