USD 29.11.2024 109.5782 +1.5678
USD ММВБ 18:24 108.0104  
EUR 29.11.2024 116.1410 +3.0463
EUR ММВБ 18:24 113.0947  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Благотворительный магазин: прибыль, поделенная на добро

О том, как работать в "Спасибо!" и за спасибо, корреспонденту "Санкт-Петербург.ру" рассказала создатель первого благотворительного магазина в России Юлия Титова.

Корреспонденты "Санкт-Петербург.ру" продолжают разыскивать представителей "доброго бизнеса" в Петербурге. Сегодня нашей героиней стала Юлия Титова, два года назад вместе с двумя друзьями-единомышленниками открывшая первый в России городской благотворительный секонд-хенд "Спасибо!".

Все, что есть на прилавках магазина, люди приносят сюда бесплатно. Около 90% принесенных вещей магазин отдает нуждающимся, а 10%  - выставляется на продажу, прибыль с продаж также перечисляется в благотворительные организации. 

Милые магазинчики, где есть все

Новый и диковинный для нашей страны вид социального предпринимательства на Западе существует уже около 80 лет.

По одной из версий, такой вид благотворительной помощи во время Второй Мировой войны придумало Оксфордское общество по борьбе с бедностью, чтобы находить средства для пострадавших.

"Сейчас это общество очень известно, - рассказывает воодушевленно Юлия. - В Англии они имеют какое-то фантастическое количество магазинов, около 5 тыс., а всего в Англии таких магазинов около 7,5 тыс., и только в Лондоне почти 900".

Именно во время каникул в Лондоне, увидев "милые, небольшие магазинчики, в которых есть все-все", друзья и прониклись идеей создания чего-то подобного в России.

"Такие магазины есть и в США, и в Австралии, и в Новой Зеландии, в Германии... - все они работают с одной целью, но по разным схемам, - продолжает Юлия. - В Англии, конечно, все проще: там есть и послабление в налогах, под благотворительность государство отдает часть бесплатных помещений. И система там другая, благотворительные магазины продают то, что приносят. Каждый магазин курирует какую-то проблему, кто-то "шефствует" над больными раком, кто-то помогает бездомным животным, кто-то пожилым людям...".

"Мы были в Лондоне в 2007 году, в России тогда ничего подобного еще не существовало, и эти магазинчики, в которых есть и книги, и обувь, и посуда, и комиксы, и красивые свадебные платья — показались нам очень необычными. К тому же там достаточно низкие цены, мы сами там очень многое покупали".

"Но на Западе такие магазины — это только одно из звеньев в благотворительной цепи. На улицах стоят контейнеры, куда люди по дороге на работу сбрасывают ненужные вещи, эти контейнеры потом идут на сортировочные станции, где их распределяют по источникам: например, в Африку как гуманитарную помощь, в секонд-хенды Восточной Европы, в европейские благотворительные магазины. Так эти вещи попадают и в наши секонд-хенды, - поясняет Юлия. - В России такого нет, люди не знают, что делать с одеждой. Часто оставляют вещи на помойках, непонятно, что с ними будет. У нас выкидываются тонны одежды. Это очень глупо, ведь, если бы была система, эти вещи можно было бы распределять между теми, кому они нужны. Не желая выкидывать вещи и не зная, как поступить, люди несут взрослую одежду в детские дома, свадебные платья, туфли на каблуках — в ночлежки. Мы также пытались отдать куда-то ненужные вещи, совершенно было непонятно, кому их нести".

Ребята задумались над проблемой всерьез. Закончив университет, взялись за проект. Юля вспоминает: в первую очередь боялись реакции людей, после "лихих 90-х" сложно заставить поверить в то, что существуют "добрые бизнесмены". Главная задача была рассказать всем, что такое социальный бизнес.

"В конце 2009 года мы стали разрабатывать проект, и в марте 2010 года нам удалось найти предпринимателя, который в своем магазине детской одежды на Звездной выделил нам маленькую площадь — буквально 5 кв. м, и мы опробовали нашу идею с детской одеждой".  

Эксперимент оказалось удачным. Дети быстро растут — вещи становятся ненужными. Одежды приносили и покупали много. За 1 месяц друзьям удалось собрать около 17 тыс. руб., выручку молодые бизнесмены отправили в московский фонд "Детские сердца", который помогает детям с пороком сердца.

 Благотворительный магазин: прибыль, поделенная на добро

 Благотворительный магазин: прибыль, поделенная на добро


Магазин "Спасибо!" в Петербурге

Уже через два месяца ребята открыли "настоящий", свой, магазин на улице 9-й Советской. Здесь уже была не только детская одежда, но и взрослая, в основном молодежная.

Это сейчас Юля так легко дает ликбез о мире благотворительного маркетинга и даже сама читает лекции по социальному предпринимательству. Два года назад ребята даже не задумывались, сколько расходов понесет за собой начатое доброе дело.

"У нас не было стартового капитала. Заняли по знакомым что-то около 70 тыс. руб., гранд в 15 тыс. нам дал СПбГУ как победителям студпроектов, - вспоминает Юля. - Сделали в помещении примитивный косметический ремонт, раскрасили все на свой вкус, где-то нашли мебель. Вещей несли очень много,  нам казалось, что мы сделали большое дело, что это победа! О налогах мы тогда еще не знали...".

Друзья думали, что все сложности уже позади и главное сделано, оказалось все сложнее. "Социальное предпринимательство" в России пока только термин. А оплата коммунальных услуг, аренда помещений и налоги — это реальность.

"Мы делали все по душевному порыву, - вспоминает с улыбкой Юлия. - Оказалось, нужно считать доходы-расходы, сводить балансы".

Первый год зарплату получал только продавец, все остальные были волонтерами, работали на параллельных работах, Юлия подрабатывала фотографом, переводчиком, пиарщиком, все свободное время отдавая магазину.

Только через год появилась ставка "координатора", а в декабре прошлого года появился второй магазин "Спасибо!" - в центре, на Гороховой.

Этот более просторный и удобный по расположению магазин стал основным. Внешне он напоминает скорее студенческую неформальную квартиру, есть тут какой-то особенный дух: винтажного бабушкиного чердака и хипстерских молодежных тусовок. Помещение разделено на два зала. В первом, проходном, зале аккуратно развешены вещи, на полках можно найти винтажные сокровища, которым бы, пожалуй, позавидовали даже музеи. Для туристов "Спасибо" и есть музей, здесь вполне можно познакомиться с русским бытом всех времен. Во втором зале стоят стеллажи с книгами и альбомами, почти вся мебель на колесиках — здесь часто проходят различные благотворительные мероприятия: концерты, кинопоказы, лекции, семинары.

 Благотворительный магазин: прибыль, поделенная на добро
 Благотворительный магазин: прибыль, поделенная на добро

Сюда приходят люди с разным достатком, кто-то за одеждой подешевле, кто-то за редкими старинными вещичками или книгами. Около 90% всех вещей, которые приносят, магазин отдает благотворительным организациям: в "Ночлежку", организации по реабилитации алко- и наркозависимых, молодым мамам и так далее. 10%  вещей продаются в магазине, и после покрытия всех расходов (аренда, зарплаты, налоги) прибыль перечисляется в благотворительные организации: "Упсала-Цирк" (реабилитация детей из групп социального риска с помощью цирковой педагогики) и "Ночлежку", которая помогает бездомным.

Сейчас создатели "Спасибо" мечтают организовать полноценную систему раздачи вещей — арендовать склад для сортировки приносимой одежды (пока мини-склад располагается в магазине на Советской) и открыть еще один магазин (куда переедет неудобно расположенный первый "Спасибо!").

Арифметика добра

Ежемесячно на благотворительность "Спасибо!" перечисляет около 100 тыс. руб. "Задача выйти на 200-250 тыс.", - гордо заявляет Юля. Около 100 тыс. в квартал создатели магазина отдают государству — налогом за свой бизнес.

В штате магазина 5 сотрудников и около 15 волонтеров, занимающихся различными акциями на территории магазина (экологические проекты, кинопоказы и т.д.).

Стоимость вещей, как и ассортимент, самая разная. Поначалу молодые бизнесмены пробовали устанавливать ценовую планку — в магазине все стоило от 10 до 500 руб.

"Потом нам стали приносить дорогие вещи. Например, ювелирная компания подарила свои изделия, и мы поняли, что устанавливать ценовой предел — это невыгодно, - поясняет Юлия. - В магазине есть дорогостоящие патефоны, самовары, брендовые вещи".

 Благотворительный магазин: прибыль, поделенная на добро
 Благотворительный магазин: прибыль, поделенная на добро

Но больше всего сейчас Юля гордится открыткой с автографом Юрия Никулина, которую они случайно обнаружили, разбирая гору принесенной старинной макулатуры.

"А еще у нас есть калоши 50-х годов с каблуком, которые дамы надевали поверх своих туфель в дождь, - показывает Юлия самые интересные экспонаты, отданные за "спасибо!". - Бывает, что театры и "киношники" покупают у нас реквизиты. Недавно, например, у нас купил реквизит "Балтийский дом" для спектакля "Зеленый шатер". Несколько экспонатов мы подарили Музею разночинной культуры Петербурга".
 
Благотворительный магазин: прибыль, поделенная на добро

А вот "дары" от спонсоров создатели "Спасибо!" стараются не брать.

"Мы стараемся быть на равных с другими бизнесменами. Если какие-то компании хотят нам помочь, мы организуем корпоративные сборы одежды среди сотрудников или взаимодействуем другими способами", - поясняет Юлия.

Последователи "Спасибо!"

Идею петербургского магазина подхватили уже 7 городов: Екатеринбург, Киров, Казань, Волгоград, Москва и Киев.

"Это не сеть, - подчеркивает Юлия. - Мы против копирования названия и шаблонов, ведь в каждом городе своя специфика. Мы объясняем схему, как это работает, а организаторы региональных магазинов уже наращивают свой опыт. Когда наберется городов 10-15 — можно будет говорить о создании ассоциации".

Начав как маленькая организация, работающая с ненужными вещами,  "магазин одежды, посуды и вещичек" вырос в целое сообщество, которое находится в центре городской и общественной жизни. Потому что доброе дело всегда найдет единомышленников.

 Благотворительный магазин: прибыль, поделенная на добро
 Благотворительный магазин: прибыль, поделенная на добро

Магазин работает ежедневно с 12 до 20 часов по двум адресам:
ст. м. "Пл. Восстания", улица 9-я Советская, 22, во дворе, код ворот 136
ст. м. "Сенная"/"Садовая"/"Звенигородская"/"Пушкинская", угол улицы Гороховой, 50/набережной р. Фонтанки 79.

Правила сдачи вещей в "Спасибо!":
1) Вещи принимаются по сезону (летом не нужны шубы, дубленки, шапки и прочее), неактуальные вещи тяжело хранить несколько месяцев, ведь у ребят пока нет полноценного склада.
2) Пуговицы, замки, кнопки, молнии должны быть в рабочем состоянии.
3) Вещи должны быть постираны.
4) Нижнее белье по понятным причинам может быть только новым. Исключение: вещички для новорожденных. Они могут быть б/у, просто постиранными и тщательно упакованными.
5) Обувь должна быть не стоптанная, с рабочей молнией, без дыр, с набойками, со стельками и шнурками. Чтобы обувь не потерялась при сортировке, свяжите пары оберните шнурками или аккуратно  скотчем в один слой.
6) Уважайте тех, кому собираетесь помочь. Не отдавайте заношенные и растянутые вещи, они действительно никому не нужны.

Магазин принимает:
- книги (не учебники, не детективные издания)
- мягкие игрушки
- обувь на каблуке
- одеяла (чистые)
- "немодные" добротные вещи
-  вещи больших размеров
- вещи для грудничков
- шуба и т.п без химчистки
- сумки, рюкзаки и т.п.
- безделушки, украшения

Магазин не принимает :
1) Видеокассеты, аудиокассеты
2) Столовые приборы, кастрюли и посуда
3) Корма для животных
4) Сломанные игрушки, поцарапанные диски, диски в сломанных коробках, неработающую технику
5) Колготки, носки и нижнее белье (мы можем принять только новое белье и носки)
6) Постельное белье
7) Парфюм, косметические принадлежности (в т.ч. расчески, пинцеты и проч.)
8) Школьные учебники, журналы (к сожалению, можем принять только для сдачи в макулатуру)
9) Грязные и порванные вещи (к сожалению, об этом приходится говорить).

Юлия Земскова

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы