«Шерп» — это вездеход-амфибия, разработанный петербургским конструктором Алексеем Гарагашьяном. Его инновация в способности передвигаться по рельефной суше, воде, болоту, снегу, сходить со льда на воду и взбираться обратно, преодолевать препятствия высотой до метра. В «Шерпе» множество оригинальных деталей и решений, включая запатентованные шины низкого давления и систему подкачки колес. С 2015 года «Шерп» выпускается серийно на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге. Завод выпускает до 20 машин в месяц и реализует их в России и за рубежом. После тест-драйва «Шерпа» в феврале 2016 года в программе TopGear на британском «Би-би-си» зарубежная пресса начала писать об этом вездеходе как о новой придумке «сумасшедших русских», и ее международная популярность резко возросла.
Корреспондент «Санкт-Петербург.ру» отправился в Ленобласть на тест-драйв «Шерпа».
Рассекая волны
— Поплаваем? — кивает водитель Василий в сторону озера. Мы в кабине «Шерпа» — крепко сбитого вездехода-амфибии — и готовы спуститься на воду.
— Давайте, — с опаской говорю я. Машина стремительно заходит в озеро, разгоняя волны. Гигантские колеса высотой с человеческий рост вращаются, и рельефные протекторы, как лопасти, рассекают волны. Василий быстро захлопывает створку лобового стекла, чтобы наша кабина, раскачиваясь, не черпнула воды. Удивительно, но мы держимся на плаву и медленно движемся от берега.
— Водоизмещение каждого колеса - 850 литров, потому и не тонем, — поясняет Василий. — По воде «Шерп» идет со скоростью около 6 км/ч, по суше — максимум 40 км/ч. Эта машина берет не скоростью, а адреналином. Я использую «Шерп» для рыбалки и охоты в труднодоступных местах. На этом вездеходе не страшно одному уезжать на болота, куда летом вообще мало кто проберется. Я ему доверяю.
Мы медленно движемся вдоль берега. Под нами плещется вода, брызги летят во все стороны. Кабина перестала раскачиваться, и Василий снова поднимает лобовое стекло - в салоне очень жарко.
— Печка здесь работает очень хорошо, — он проводит рукой перед маленькими радиаторами. — При жестком минусе зимой в салоне стабильно держится +26. Я всегда езжу с открытыми окнами.
«Через такое окошко можно и вниз сыграть», — думаю я и крепче хватаюсь за поручень.
Приближаемся к суше.
— Нам нужно слегка спустить колеса, чтобы выбраться из воды, — предупреждает водитель. Сильно отклонившись назад и переваливаясь с боку на бок, мы мягко забрались на высокий каменистый берег.
Бог из колеса
— Зачем вы спустили колеса и, главное, как?
— Считайте, что система подкачки колес — главная фишка этого вездехода. Педаль подкачки находится рядом со сцеплением и газом, — показывает Василий себе под ноги. — Качает за счет выхлопных газов. Чтобы накачать все четыре колеса, нужно меньше 30 секунд. Колеса соединены между собой, так что газ можно перегонять из одного в другое, в зависимости от покрытия и препятствий на пути. Сейчас нам нужно было заехать на высокие валуны на суше, поэтому я убавил давление и в передних, и в задних колесах.
По суше «Шерп» идет мягко, по болоту и рельефу — покачиваясь, но никогда не трясет. Василий предлагает продолжить путешествие и «помесить бурелом на болоте». Я соглашаюсь. Двигаемся вдоль берега, теперь уже по суше.
Отойдя от острых ощущений, осматриваю салон. Над лобовым стеклом четыре датчика: термометр, уровень топлива, вольтметр, моточасы и тахометр. Для контроля давления на стойку у окна выведен манометр. Под левой рукой водителя прибита памятка с предельными значениями давления в покрышках: «Асфальт 75—150; Грунтовка 60—120; Песок, пахота 50—75; Болото, снег 25—50». Все это в миллиметрах ртутного столба.
— По меркам автомобиля «Шерп» вообще ездит на полуспущенных колесах, — кивает Василий. — Максимально допустимое давление здесь — меньше 0,4 атмосфер. Шины низкого давления — еще одна фишка «Шерпа».
— А датчик моточасов зачем?
— Чтобы вовремя проводить техобслуживание: подтяжка и смазка цепей раз в 50 часов и замена масла в двигателе раз в 100 часов.
— Хлопотно?
— Как его гладишь, так он и мурлычет.
Отрулиться не получится
Самое заметное отличие «Шерпа» от автомобиля — даже не колеса и уж тем более не датчик моточасов, а отсутствие руля. «Шерп», как гусеничный трактор, управляется двумя рычагами. Василий играючи перебирает их пальцами левой руки.
— Управление здесь бортовое, — объясняет он. — Тянем левый рычаг — размыкаем тягу на левом борту, и колеса перестают вращаться. Тянем рычаг дальше — затормаживаем левый борт, и машина разворачивается на месте. То же самое с правым рычагом. Оба рычага на себя — машина тормозит.
Мы начинаем дрифтить. Машина вращается на глинистом песке, как на льду, оставляя причудливые рельефные круги — узор шамбалы.
— Вы, кстати, правильно про трактор вспомнили, — не унимается Василий, перебирая рычаги. — Чтобы водить «Шерп», нужны тракторные права категории «А2». Ну, все, накрутились, едем на болота.
Гарцевать по бурелому
Я вздохнула с облегчением. Хотя, наверное, рано. Мы не стали тратить время на поиск тропинки, чтобы въехать в лес и, с треском подминая под себя тонкие деревья, пошли напролом.
— Вы не боитесь пробить колеса острыми сучьями?
— Это практически невозможно: резина очень крепкая, толстая, мягкая. Все сучки проскальзывают по ней.
— А если все-таки пробьете?
— Все зависит от величины пробоины. Небольшие, до трех сантиметров, значения не имеют: возможностей подкачки хватит, чтобы выехать на твердое покрытие и добраться до места ремонта. Крупные проколы 10—15 см нужно зашивать проволокой или крепкой веревкой. В крайнем случае, можно заглушить пробитое колесо и доехать на трех. На тест-драйвах «Шерп» без проблем шел на двух передних: задние были полностью спущены.
Покачиваясь, как на спине слона, мы плавно взбирались на валуны и поваленные деревья и пробирались через месиво из ряски, воды, мха и веток.
— Мастерски гарцует.
— «Шерпу» это под силу за счет лопастей на колесах, — объясняет Василий. — Они обеспечивают хорошее сцепление с почвой, какое бы месиво она собой ни представляла. Ну и дорожный просвет здесь очень высокий — 600 миллиметров.
Выбравшись из леса, мы напоследок еще раз спустились на воду — совершили ритуальное омовение.
Стихия на расстоянии вытянутой руки
Во время путешествия на «Шерпе» стихия находится в прямом смысле на расстоянии вытянутой руки: достаточно приподнять лобовое стекло. В этом смысле машина напоминает сафари или даже мотоцикл, только рассчитанный на суровый климат и труднопреодолимый рельеф. Устройство «Шерпа» кажется очень простым: автомобиль по сравнению с ним выглядит хрупкой, тяжелой и сверхсложной техникой. Многие черты автомобиля здесь просто редуцированы или упрощены, как, например, система управления рычагами вместо рулевой, система торможения или отсутствие свесов. Некоторые — гипертрофированы, начиная от размеров и высоты дорожного просвета и заканчивая просторным грузовым отсеком. По некоторым параметрам — максимальная скорость (40 км/ч) или мощность (44 лошадиных силы) — машина проигрывает легковому автомобилю, но именно таких показателей требуют условия бездорожья.
Технические возможности «Шерпа» заинтересовали не только состоятельных охотников и рыболовов (стоимость одной машины в зависимости от комплектации колеблется в пределах 4,8—5,5 млн рублей), но и ученых-исследователей. Под патронажем Русского географического общества и при участии Института Арктики и Антарктики летом 2017 года пройдет большая вездеходная экспедиция «На Восток!» из Архангельска в Петропавловск-Камчатский. Команда из восьми человек пройдет на «Шерпах» маршрут длиной 10 тыс. км по бездорожью в условиях полярного лета. Для российского вездехода это не только серьезное испытание, но и символичный жест, ведь наша страна до сих пор не может похвастаться хорошей многополосной трассой, которая бы, не прерываясь, шла, как пелось в песне, «от Владивостока до Бреста».