«Толпы туристов буквально отрывают от эрмитажных дверей все, что удается – золотистые шишечки, кусочки отделки. Соскребают золотую краску. Много дверей только что отреставрировали – и вот уже опять с них что-то оторвали. Мы, проходя, подняли золотистый шуруп – кто-то выкрутил, но уронил... поднять не успел», – рассказала в своем посте на странице Facebook Елена Лалетина.
Прогуливаясь по залам музея вместе со своей подругой – сотрудником архитектурного отдела Государственного Эрмитажа, Елена увидела следы варварского отношения современных туристов к мировому наследию. Подруга сообщила ей о том, что недавно отреставрированные и повешенные 30 дверей уже сломаны. Туристам полюбились золотые украшения – шишечки, которые декорируют дверные петли. Реставраторы, пытаясь предотвратить их массовое расхищение, стали закреплять украшения на шпильки.
«Толпы «любителей искусства» наносят ущерб музею. Смотрители в залах не справляются – поток густой, орудуют нагло и быстро. Самые ценные картины от них прячут под стекло. Реставраторы ломают голову – как защитить музей? ХХI век, а такое нашествие варваров!» – удивляется Елена Лалетина.
Неуважительное отношение к экспонатам и интерьеру исходит, в частности, от китайских туристов. Обыватели подтверждают, проблема, существовавшая и до китайцев, с их наплывом значительно усугубилась.
«Представители этой великой цивилизации придерживаются максимально свободных взглядов на воспитание детей, и оправление естественных надобностей не считается чем-то, требующим уединения. Китайские дети примерно до трех лет имеют штанишки с разрезом на причинном месте, чтобы можно было сделать "пи-пи" и "ка-ка" легко и непринужденно, в том месте, где надобность застала», – делится своими наблюдениями Ольга, имеющая опыт работы гидом.
В Эрмитаже, рассказывает Ольга, маленький китайский турист помочился в пластиковую бутылку прямо у «Мадонны» Симоне Мартини. Не все попало в бутылку. Похожий случай произошел в Царском Селе. Когда китайский мальчик лет пяти-шести захотел в туалет, мать подставила сыну полиэтиленовый пакет. Но не рассчитала: пакет порвался, и все пролилось.
Фото: pexels.com
Власти Китая уже взялись за проблему морального облика китайских туристов. Государственное управление туризма КНР издало Протокол о некультурном поведении из девяти пунктов, в которых рассказывается, как китайцам нельзя вести себя за границей. Среди прочего есть запрет на нарушение правил общественной гигиены и порчи общественного имущества. Китайцев просят также не оскорблять местную культуру, нормы и традиции и не портить объекты культурного наследия.
А вот руководство российских музеев в таком поведении заграничных гостей проблем не видит. В ответе на запрос «Санкт-Петербург.ру» Эрмитаж робко признал: есть трудности сохранения ценностей в связи с их доступностью и возможностью «потрогать руками». В связи с большим количеством посетителей чаще всего, отметили в пресс-службе музея, реставрации требуют паркетные полы.
Администрации наших музеев стараются не рассказывать об оборотной стороне своего гостеприимства. Россия заинтересована в привлечении массового китайского туриста. Гостей привлекают здесь и низкий курс рубля, и комфортная визовая политика: если китайские туристы путешествуют группами от пяти до 50 человек, им не нужно оформлять российскую визу. Гости из Китая могут находиться в России без визы 15 дней, благодаря двустороннему соглашению между странами о безвизовых групповых поездках.
Читайте также: В Петербурге появятся уличные указатели на китайском языке
Петербург одним из первых включился в программу China friendly, суть которой – создание комфортных условий для гостей из Поднебесной. Проект China Friendly охватывает все предприятия туристического сервиса, включая гостиницы, рестораны, музеи, развлекательные центры, экскурсионные компании.
В 2017 году, по данным туристической ассоциации «Мир без границ», Москва и Петербург стали точкой въезда в Россию для почти полумиллиона китайских туристов, приехавших в составе организованных безвизовых групп. Оба города в рамках группового безвизового обмена посетили 490 тыс. китайских туристов, что на 34% больше результатов прошлого года.
Фото: Александр Глуз / spb.kp.ru
Несмотря на то, что поток экскурсионных групп из Китая в Россию растет четвертый год подряд, это практически не увеличивает госбюджет, так как большая часть денег возвращается в Поднебесную. Игроки туристического рынка рассказывают, что китайские фирмы организуют массовые туры так, чтобы граждане КНР ели в тех ресторанах и останавливались в тех гостиницах, которые напрямую или косвенно принадлежат владельцам из Китая. В поездках их сопровождают китайские гиды, не всегда компетентные. Благодаря им туристам приходится слушать небылицы о культуре и истории России и ее Северной столицы. Вроде того, что Вторая мировая война началась потому, что Адольф Гитлер мечтал заполучить Янтарную комнату, Ленин – это дедушка Петра I, а блокада Ленинграда – выдумка.
Читайте также
Топ-10 сказок гидов-нелегалов: что рассказывают про Петербург китайским туристам
Государственный Эрмитаж в прошлом году отметил свой юбилей – прошло 165 лет с момента открытия первого российского художественного музея для посещений. Годом основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда императрица Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию картин. День своего основания музей ежегодно празднует 7 декабря – в День святой Екатерины. Но лишь 17 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа для публики.
Популярность Эрмитажа растет из года в год, потоки туристов увеличиваются. Столь высокая привлекательность музея будет поводом для радости только при условии бережного и неравнодушного отношения к сохранению величайшей художественной сокровищницы самих посетителей и тех, кому поручено следить за ее содержанием.