USD 02.11.2024 97.4402 +0.4176
USD ММВБ 10:15 97.4402  
EUR 02.11.2024 105.8415 +0.3184
EUR ММВБ 10:15 105.8415  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Беседы о качественном топливе, или присадка с сюрпризом

После вступления в силу технического регламента Таможенного союза, регулирующего основные показатели топлива, бензин на заправках Санкт-Петербурга, можно сказать, стал равным по качеству. Исключения составляют случаи незаконной торговли топливом с контейнерных, модульных или встроенных заправок, сбывающих контрафакт без какой-либо документации. Далеко не все крупные производители согласны с «уравниловкой» и придумывают свои способы привлечения клиентов, внедряя разнообразные маркетинговые ноу-хау. Стоит ли овчинка выделки, разбирался «Санкт-Петербург.ру».

Опрос, проведенный нашим изданием, показал, если спросить любого петербургского водителя о том, где и чем он заправляет свой автомобиль, то в 99% случаев мы получим ответ об устоявшихся предпочтениях. Автолюбитель чаще всего заявляет, что его фаворитом является только одна АЗС. На вопрос, почему, он, вероятнее всего, назовет более качественное топливо. Далее водителя интересуют ценовые характеристики, а на почетном третьем месте – сервис и дополнительные опции заправочных станций, вплоть до более вкусного кофе. Но как оказалось, принципиальной разницы между предложениями АЗС Санкт-Петербурга в качестве топлива нет, если вы не заправляетесь на ведомственных и модульных заправках.

 

Регулятор качества

 

После того как Российская Федерация, Казахстан и Беларусь приступили к созданию единой системы технического регулирования, основная часть всей выпускаемой продукции в нашей стране стала подчиняться требованиям одного подробного документа, а именно - Технического регламента Таможенного союза.

Техрегламент ТС «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» был разработан в 2011 году и вступил в силу в декабре 2012-го.

По совокупности показателей документ разделил все выпускаемое топливо на так называемые классы экологичности. Для автомобильного топлива их четыре – К2, К3, К4 и К5. На территории России с января 2015 года регламент допускает выпуск только двух классов топлива – К4 и К5. При этом К4 исчезнет с рынка уже с января будущего года. Это произойдет в связи с предусмотренной техрегламентом модернизацией нефтеперерабатывающих предприятий.

Для каждого класса топлива подробным образом описываются основные химические показатели топлива. В первую очередь ограничено содержание серы. Помимо вреда для экологии она опасна для двигателя. При сгорании топлива сера взаимодействует с кислородом, окисляется, образуя при этом серную и сернистую кислоты, которые разрушают металлические части мотора. Кроме того, выхлоп, содержащий соединения серы, наносит серьезный вред экологии. С каждым годом крупные нефтеперерабатывающие заводы стараются максимально очистить топливо от этого элемента. В современном бензине от 10 (5 класс) до 50 мг (4 класс) серы на кг. Для сравнения, в топливе 3-го, запрещенного к производству, класса ее содержалось до 150 мг, а в топливе К2 – аж до 500 мг.

фото: steh.net
 

Регламент также ограничивает содержание бензола. Соединения бензола в выхлопе канцерогенны, но процесс удаления этого углеродного соединения из топлива требует огромных капитальных вложений для нефтеперерабатывающих заводов. Ни мини нефтеперерабатывающие заводы (мини НПЗ), ни другие кустарные технологии произвести бензин с низким содержанием бензола не могут.

Кроме того, современное российское топливо не может содержать свинец, железо и метанол. Эти соединения повышали октановое число, то есть способность топлива противостоять детонации, но наносили вред как двигателю, так и окружающей среде.

Регламент ограничивает и содержание ароматических углеводородов. Добавки ароматики повышают октановое число топлива, но ароматические соединения - это растворитель, который разрушает резиновые и пластмассовые изделия в моторе. Прокладки, трубочки, сальнички быстро выходят из строя в двигателях, работающих на топливе с высоким содержанием ароматических углеводородов. Кроме того, при сгорании они образуют нагар.

Соответствие бензина требованиям техрегламента потребитель может узнать из технического паспорта продукции, который ему обязаны предоставить по первому требованию на АЗС. Кроме того, марка топлива указывается в чеке, где первое обозначение – АИ будет означать автомобильный бензин, цифры 92, 95,98 и т.д. – октановое число, К4 или К5 - экологический класс топлива.

фото: vedomosti.ru
 

Соответствие топлива заявленному качеству контролируют государственные надзорные органы, цель которых не допустить на рынок продукцию, не соответствующую основному документу, что делает любое отклонение от нормы незаконным.

Исключения составляют лишь ведомственные заправочные станции, например, для спецтехники или транспорта Минобороны, которые могут для внутреннего использования применять топливо, например, 2 или 3 класса.

Все крупные производители изготавливают почти одинаковое базовое топливо согласно Техническому регламенту. Процесс этот сложный и настолько дорогостоящий, что мелкие производители на мини НПЗ сделать топливо, соответствующее таким требованиям, не в состоянии. Они используют присадки, которые повышают октановое число некачественного топлива до требуемого значения. Октановое число - это единственный параметр проблемы, который автолюбитель почувствует сразу, отъезжая от заправки. У двигателя, заправленного низкооктановым бензином, «стучат клапана» и мотор начинает неустойчиво работать из-за детонации топлива. Несколько капель недорогой присадки решают эту проблему. Но создают массу других.

Топливо с дешевыми присадками нестабильно во времени и может расслаиваться в бензобаке, полимерные детали двигателя быстрее разрушаются, в камере сгорания и на клапанах образуется нагар, на зеркале цилиндра появляются задиры.

Проблемы эти проявляются не сразу, и предъявить претензии невозможно. Да и к кому предъявлять, к ООО «Ромашка»?

фото: avtomotospec.ru
 

Крупные производители топлива тоже используют присадки, выпуская брендированный бензин. Использование таких присадок допускается техрегламентом.

Например, на АЗС компании «Лукойл» потребителям предлагают бензин с маркировкой «Экто». Как сообщается потребителям, это топливо ускоряет запуск и увеличивает ресурс работы двигателя и снижение его износа. Заправки «Газпромнефти» помимо базового бензина торгуют топливом марки G-Drive, которое, если верить рекламе, дает быстрый разгон, увеличение энергоемкости двигателя на 12% и снижение износа. Задача Shell V-Power - «начать работать сразу, с момента заправки, для удаления отложений, которые снижают производительность двигателя вашего автомобиля».

Присадки решают несколько задач: одни улучшают экологические показатели топлива (и потребителю неинтересны), другие - очищают двигатель, третьи - повышают энергетику топлива. Все присадки нужно применять с осторожностью.

Добавки, повышающие октан, за деньги потребителя корректируют низкое октановое число базового топлива. Зачем за дополнительные деньги покупать бензин АИ-95 с дорогой присадкой, когда можно купить базовый АИ-95?

Моющие присадки растворяют нагар с клапанов и поршней. Но, во-первых, если вы пользуетесь хорошим бензином с заправки крупной компании, то нагара у вас нет. Во-вторых, любая присадка горит хуже бензина и, значит, ее добавка увеличивает расход и уменьшает мощность двигателя. И в-третьих, как вы думаете, куда денутся загрязнения, сбитые с топливной системы? Правильно, они осядут на фильтрах.

Существуют также антифрикционные присадки. Производитель заявляет, что специальная пленка на цилиндре от модификатора уменьшает трение. Но если сравнить трение в цилиндре с трением колес об асфальт, то станет ясно, что такие присадки увеличивают стоимость бензина, уменьшают мощность двигателя и делают большим расход топлива. Ничего больше, в измеримых величинах, они не делают.

Отдельный класс присадок увеличивают КПД топлива, это катализаторы горения. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить горение топлива при более низких температурах. Катализатор создает условия для полного сгорания в застойных и холодных местах цилиндра, где в обычных условиях топливо уже не горит. Кроме того, осаждаясь на стенках выхлопной системы, катализатор является дожигателем выброса, что улучшает экологические показатели топлива.

Примерно так, согласно информации на официальном сайте, работает, например, топливо Jet ПТК. Содержит ли оно катализаторы неизвестно, но аналоги катализаторов, согласно данным с сайта, содержит точно. После введения данных им компонентов «удалось добиться повышения компрессии в камере сгорания», причем только «в заключительной стадии рабочего цикла».

 

Почему «пятерка» не станет «десяткой» и можно ли улучшить улучшенное?

 

«Ни одна присадка не увеличивает класс топлива, - заверил «Санкт-Петербург.ру» начальник Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта Василий Смеречук, - добавки-«улучшители» применяются лишь в десятых долях процента и на химический состав топлива не влияют».

Он также отметил, что все эти добавки имеют свой эффект только в условиях трассы при устоявшейся работе двигателя. Однако при условии, что автомобилист едет по городу, когда периодически нужно менять работу двигателя, о постоянстве говорить не приходится. «В этих условиях разницы между обычным 95-м бензином и 95 с фирменной присадкой нет», - резюмировал Смеречук.

Информацией об эффекте присадок с «Санкт-Петербург.ру» поделились в компании «Газпромнефть», комментируя эффективность собственной марки G-Drive: «После вступления в силу Технического регламента Таможенного союза, требования к моторным топливам, в том числе и к автомобильным бензинам, существенно повысились в области безопасности и экологических классов. Однако в премиальных бензинах G-Drive помимо моющей присадки, присутствующей и в базовых автомобильных бензинах, имеются дополнительные многофункциональные присадки, способствующие эффективной работе двигателя и снижению токсичности выхлопных газов».

Однако вопросы о том, не являются ли «улучшители» скорее маркетинговым ходом, а также о самом химическом составе присадки, в компании предпочли обойти стороной. Остальные представители топливного бизнеса по понятным причинам и вовсе умолчали как о преимуществе брендов, так и о «секретах маркетинга».

фото: auto.72.ru
 

Наличие таких «секретов» подтвердили изданию специалисты АНО «Евроэкспертиза»: присадки к топливу действительно никак не влияют на потребительские свойства бензина.

«Мы проводили экспертизу разных видов топлива с разных АЗС после гоночных соревнований. Характеристики 95-го с присадкой и без присадки показали абсолютно одинаковые результаты. При этом обычное топливо значительно ниже по цене», - привели пример эксперты.

В «Евроэкспертизе» с «Санкт-Петербург.ру» поделились и информацией о качестве топлива, произведенного на мини НПЗ: «Чаще всего к нам обращаются за помощью перед судебными разбирательствами, и нередко в топливе мы находим превышение концентрации серы, воду, бензол и много других мелких примесей, которые в конечном итоге вредны как для окружающей среды, так и для двигателей. Конечно, этим грешат в основном мелкие предприятия».

Технический регламент по-прежнему не писан для мини-нефтеперерабатывающих заводов, сконцентрированных в Ленинградской области. Прежде всего, ввиду того, что специализированных технологий, позволяющих производить топливо 4-го и 5 класса, у данных предприятий нет. После массовых прокурорских проверок АЗС общего пользования контрафактное топливо было найдено только на заправках мини предприятий

По теме

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    как Это сделано

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы