Итоги
Вот и подошел к концу мой эксперимент "Выжить на отечественной продукции". Конечно же, я выжила. Но безмерно счастлива, что он закончился. Да, можно жить без изысков и питаться каждый день "с огорода", как моя бабушка в деревне. Да, можно стирать белье руками, как это делали наши мамы. Но как с этим жить в современном мире изобилия?! Как же тяжело застирывать белье в тазике, зная, что уже изобрели стиральную машину!
Питаться только русскими продуктами - это условие оказалось самым легким в моем эксперименте. Недаром именно эту нишу выбрал Путин для контрсанкций. Если существовать в вакууме: носить обед в "лоточке" с собой, не встречаться с друзьями, не ходить в бары и рестораны, не заглядывать в рот коллегам - то вполне себе несложный эксперимент. Только на практике оказывается, что под каждой второй русской этикеткой скрывается какая-нибудь западная большая компания, открывшая свой завод для русских. Эти продукты я вычеркнула, и походы в магазин превратились в квест "Найди в России русский товар".
Итак:
1) я стала реже встречаться с друзьями (не вербовать же их в свою секту русофилов);
2) я перестала ходить в кафе, рестораны, бары (получить даже банальные фрукты и овощи от западных фермеров нашим магазинам и общепитам легче, чем от собственных хозяйств - из-за требований надзорных органов);
3) походы в магазин стали занимать больше времени (не в каждом супермаркете можно найти собственно русскую молочную продукцию, не в каждом магазине персонал в зале осведомлен о родине реализуемой у них продукции);
4) стала внимательнее читать этикетки и чаще заглядывать на нижние полки (представители многих русских производств жаловались мне, что для наших товаров в магазинах просто нет полок);
5) узнала много русских рецептов из тыквы, репы и иже с ними;
6) узнала больше о русских напитках;
7) два раза за месяц пришлось пить водку, закусывая помидором (в походе и на корпоративе не выпить было нельзя, но не оказалось русского сока, не говоря уже о русском алкоголе);
8) после двух недель эксперимента стала принимать западные "вкусности" в подарок (плитка шоколада, глоток кофе из чужой кружки), но потом взяла себя в руки.
Косметика и бытовая химия
Куда сложнее было отказаться от западной косметики и бытовой химии.
1) На седьмой день своего эксперимента я узнала, что энзимы и отдушки для всех русских стиральных порошков закупаются за рубежом. В лаборатории ЗАО "Аист" для меня смогли найти только два порошка, созданных на полностью отечественном сырье - оба оказались для ручной стирки. Измерив температуру в квартире и за окном, я поняла, что не готова сушить джинсы неделю. Весь месяц я пользовалась русским порошком "Аист" и стирала белье в стиральной машинке Samsung (купленной, конечно же, до начала эксперимента).
2) Такая же история с зубной пастой (ПАВы и отдушки, тюбики) и с средством для мытья посуды (отдушка).
3) О том, что не существует собственной декоративной русской косметики, я узнала уже на третий день эксперимента, позвонив в Art-Visage - один из немногочисленных русских производителей декоративной косметики. Истина такова: невозможно создать современную декоративную косметику без использования импортных ингредиентов. Западный след есть во всем. А некоторые продукты русской компании с собственным заводом и лабораторией все равно делаются в Евросоюзе (там оборудование лучше).
4) Уходовая косметика тоже производится с привлечением импортного сырья. "Если бы российские компании могли гарантировать нам качество и безопасность, с удовольствием работали бы с ними", - так мне ответили производители косметики "Красная линия".
5) Русская продукция проигрывает Западу в дизайне и рекламе. У европейских компаний сильные бренды. Оборотные средства идут на продвижение и на обновление дизайна. Этот процесс у них налажен в два раза лучше. Просто для интереса, пройдитесь по магазину и сравните упаковки отечественных и западных товаров.
6) Русскую косметику тяжелее найти (тот же Art-Visage в Петербурге нужно хорошо поискать).
7) Если в продуктовом мире иностранные компании хитроумно маскируются, подстраиваясь под русского покупателя (разве сразу скажешь, что квас "Русский дар" - американский продукт?), то в мире косметики русским быть несолидно. Art-Visage - пишется по-английски. Производители русской косметики Eva (как мне рассказал один сведущий человек) раньше стеснялись признаваться в своей "национальности". Зубные пасты Blend-a-med долгое время делались в России, но массовый покупатель доверяет им больше, чем "Новому жемчугу".
8) Даже невеликая по объему доля собственных производств Нашей Великой Страны базируется на импортном оборудовании. Без иностранной техники мы не выживем - об этом мне вторили все компании, имеющие собственное производство косметики в России. Наше оборудование перестали производить в 1991 году, когда разрушили научно-промышленную базу. Нет института разработчиков, нет предприятий, производящих эту машинно-строительную продукцию.
9) Кроме того, в России нет заводов, которые производят упаковку для декоративной косметики. Есть пара тубных заводов для кремов. Но для тушей, блесков, пудр используются импортные упаковки.
10) Если мы перейдем на полностью русское сырье и оборудование, мы станем неконкурентоспособными - отвечали мне на вопрос о самодостаточности представители российских производств.
Но дабы избежать вывода "Ничего наши сами не умеют, то ли дело Запад...", упомяну американскую историю одной интеллигентной семьи, попытавшейся прожить год без "Made in China" ("A Year without "Made in China": One Family's True Life Adventure in the Global Economy", Sara Bongiorni, 2007).
И что вы думаете? Вечно счастливые и независимые американцы столкнулись точно с такими же проблемами, что и я в нашей с вами России. Семья Бонджиорни быстро осознавала, что полностью прекратить использование китайской продукции она не в состоянии. Многие товары не несут на себе опознавательных знаков, являясь составными частями других. "Я начала видеть, что моя семья связана с Китаем бесчисленным количеством способов, и что идея самодостаточности, как на уровне семьи, так и на уровне страны, является пережитком прошлого, - так заканчивает свою книгу американский журналист Сара Бонджиорни. - Мы слишком прочно привязаны к Китаю и остальному миру, чтобы разорвать эти связи именно сейчас, как бы заманчиво это иногда и ни выглядело". Вот такие приключения в глобальной экономике. Мы часть мирового экономического процесса, как справедливо заметил один из моих собеседников. Какой из этого может быть вывод? Каждая держава велика и значима по-своему, но как бы она не "пыжилась", в условиях санкций она перестанет быть великой.
День 3: Русской декоративной косметики не существует
День 6: Элеутерококк и Иван-чай
День 8: Русская уходовая косметика и стиральный порошок
День 9: Русская национальная кухня
День 16: Яблоки. Наши и заморские
День 17: Что же у нас осталось русского?
День 20: В поисках русского мяса в колбасе
День 21: Шиповник лучше апельсина
День 22: Несвободная российская "Свобода"
День 23: "Русская косметика" тоже нерусская
День 27: В поисках русской краски для волос
День 28: Тыквенный суп и тоска по сникерсам
День 30: Тестируем русскую косметику