Первые бомбардировки Ленинграда начались в начале сентября 1941 года. Во время налета авиации на город летели зажигательные, а следом фугасные бомбы: сначала дом охватывал пожар, а затем раздавался взрыв. Снаряды сбрасывали, как правило, в центр крыши, поэтому охваченная огнем постройка не могла разрушиться наполовину, обнажив одну стену: она либо сгорала изнутри, либо превращалась в развалины. Не будем также забывать, что немало разбомбленных зданий в Ленинграде восстановили после войны.
Итак, утверждение, что петербургские брандмауэры появились после бомбежек, — миф. Каково же тогда их происхождение?
Многие петербургские дома с голыми брандмауэрами действительно выглядят как будто незавершенными и напоминают куски некогда целого пирога. Сложно поверить, что их могли построить такими «недосказанными». Однако это так: открытые брандмауэры — следствие специфической застройки Санкт-Петербурга.
В переводе с немецкого «Brandmauer» — «противопожарная стена». Возведенная из камня или кирпича без оконных проемов, она не позволяет огню перекидываться с одной постройки на соседнюю. Застройку «дом к дому» практиковали вплоть до середины 1730-х, когда в Петербурге случилась серия сильных пожаров, и новые дома начали возводить на небольшом расстоянии друг от друга.
Окончательно способ брандмауэрной застройки сформировался к 1760-м, когда строительство на центральных улицах вновь начали вести «сплошною фасадою», а дома примыкали друг к другу брандмауэрными стенами вплотную, без зазоров. Постройки, между которыми проходили узкие улицы, были обращены одна к другой глухими стенами без окон.
Постепенно каменные массивы кварталов уплотнялись и росли вверх. Городскую территорию осваивали неравномерно, поскольку принадлежала она разным владельцам. Так, из-за разницы в высоте и площади построек глухие брандмауэры неизбежно оказывались на виду.
Одним из первых мрачную красоту брандмауэров оценил художник-мирискусник Мстислав Добужинский. На его рисунках и акварелях начала 1900-х слепые стены без окон — частый сюжет, что еще раз подтверждает, что брандмауэры появились задолго до блокады города. На фоне слепых стен разворачивается небольшой рынок, простирается засыпанный снегом пустынный двор, пробегает одинокая повозка, запряженная лошадью.
Сегодня брандмауэры часто служат полотнами для экспериментов художников-граффитистов, хотя в Петербурге это пока редкая практика: преобразование города предпочитают не доверять фантазии молодых авторов. Множество рисунков на петербургских брандмауэрах инициированы городскими властями и представляют собой скорее просветительские, чем художественные проекты. Как, например, две «космические» стены недалеко от Чкаловской/
фото: fotki.yandex.ru
Но есть и исключения. Одно из первых петербургских граффити — Будда на стене одного из домов Гаванского рабочего городка на Малом проспекте Васильевского острова. В начале 1980-х его создали студенты Мухинского училища в средневековой технике фрески, в которой работали флорентийские мастера. Именно поэтому рисунок сохранился до сих пор.
фото: citywalls.ru
фото: forum.awd.ru
Вотчина брандмауэров — Петроградская сторона. Журавли на Бармалеевой улице появились в конце 2000-х.
фото: ljplus.ru
Одно из свежих граффити на Петроградке — несколько расписанных стен напротив спортивной площадки по Малой Пушкарской.
фото: img0.liveinternet.ru
Брандмауэры вокруг скейтпарка на Введенской улице были расписаны местными художниками, но симпатичные сюжеты с летающими над историческим центром скейтерами уже успели затэгать. Кстати, два года назад над этими стенами пообещал поработать нью-йоркский граффитист Futura, но пока до Петербурга он не добрался.