Автообзвон - это звонки на номер абонента через определенный промежуток времени. Однако, если поднять трубку, звонок сразу сбросится. Выглядит как «пакость», но когда таким образом блокируется, например, телефон организаций, они волей-неволей стимулируют своих нерадивых сотрудников оплачивать просроченные займы.
Телефонный кошмар
В конце августа коллекторы своими звонками парализовали работу петербургской компании «Торговый Дом Петроальянс». Сначала на телефон склада компании позвонил сотрудник микрофинансовой организации «До зарплаты». Он сообщил, что один из работников торгового дома взял заем и не вернул его. Связаться с должником невозможно, поэтому номера телефонов места его работы будут поставлены на автодозвон. После предупреждения на телефоны офиса и склада «Торговый Дом Петроальянс» стали поступать ежеминутные звонки.
Поскольку сотрудник «До зарплаты» оставил номер своего мобильного, руководитель компании Инна Вигдорчик перезвонила ему и потребовала прекратить мешать рабочему процессу. Теперь раз в четыре минуты ее мобильный также разрывался от звонков. Удалось определить, что номер, с которого звонили, принадлежит абоненту мобильного оператора Tele-2.
Тогда руководитель компании связалась с головным офисом «До зарплаты», где ей пообещали, что телефоны торгового дома будут сняты с автодозвона. Но звонки не прекратились.
фото: muz4in.net
Буква закона
Подобные действия кредиторов и коллекторов абсолютно незаконны, отмечает адвокат Владимир Горбенко. Они нарушают требования Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». А также право компании «Торговый Дом Петроальянс» на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку не позволяют совершать исходящие звонки сотрудникам и принимать входящие от клиентов и контрагентов.
Закон, о котором идет речь, президент РФ Владимир Путин подписал лишь в июле 2016 года. До того взаимоотношения с коллекторами законодательно почти не регламентировалась. И в отличие от европейских стран и США, где у коллекторских компаний есть цивилизованный алгоритм работы, а практика привлечения к взысканию просроченной задолженности является нормой, в России коллекторам, похоже, было дозволено все. И их методы работы, элементарно противоречащие законодательству, никого не удивляли.
Согласно новому закону, взаимодействовать с должником могут исключительно кредитные организации и лица, чей основной вид деятельности - возврат просроченной задолженности. И больше никто. Тем более это запрещено людям с неснятой или непогашенной судимостью.
фото: nastroenie.tv
Общаться с третьими лицами, например, родственниками, соседями, да и любыми другими людьми, коллекторам теперь можно лишь с согласия должника. Также без согласия должника они не имеют права передавать кому бы то ни было информацию о нем.
Встречаться с должником стало возможно только раз в неделю, а звонить – два раза в неделю. Причем всякое общение с 20:00 до 9:00 в выходные дни, с 22:00 до 8:00 в будние дни также оказалось под запретом.
Закон запрещает угрозы и применение физической силы, причинение вреда здоровью, повреждение имущества, психологическое давление, введение в заблуждение.
Даже прописан срок, когда должник может вообще прекратить общаться с коллектором, а именно – спустя четыре месяца после возникновения просроченной задолженности. В этом случае дальнейшее общение происходит через адвоката.
Что делать?
С коллекторами достаточно легко бороться, утверждают специалисты. Главное - знать свои права и не паниковать. Поскольку именно благодаря юридической неграмотности коллектор может до смерти запугать должника или абсолютно не причастного к долгу его дальнего родственника.
Как же бороться с коллекторским автодозвоном? Во-первых, юристы советуют обратиться к мобильному оператору. Провайдеры могут заблокировать номер, с которого осуществляется автодозвон. Тем более у многих юридических лиц такой пункт, как блокировка-спам рассылок, прописан отдельной строкой в договоре с оператором.
Также можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или прокуратуру. Правда, рассматривать ваше обращение в прокуратуре будут в течение месяца, но зато потом пришлют в коллекторское агентство ревизоров с проверкой, которая застопорит работу. Жалоба в прокуратуру является основанием для возбуждения уголовного дела. По мнению самих взыскателей долгов, если бы каждый третий должник писал такое обращение, коллектором стало бы невозможно работать.
фото: advokat-gorelkin.ru
Рекомендуется обратиться с заявлением и в Роскомнадзор, указав номер телефона, с которого осуществляется автодозвон. Тогда, определив через провайдера, на кого он зарегистрирован, Роскомнадзор также может его заблокировать.
Есть еще варианты обращения к финансовому омбудсмену или в полицию. Но, как уточняет Владимир Горбенко, у омбудсмена нет властных полномочий, и он может только обратить внимание руководства страны на проблему, полиция же не сможет оперативно принять необходимые меры. Возможность быстрого реагирования есть лишь у оператора и Роскомнадзора. Поэтому обратиться в первую очередь именно к ним будет действеннее всего.
Вместо вывода
«Торговый Дом Петроальянс» сделал следующее: руководитель компании сама смогла заблокировать три номера, с которых к ней осуществлялся автодозвон, благодаря услуге «Мегафона» «СуперАОН». От имени торгового дома было написано три письма – оператору Tele-2, в прокуратуру и Роскомнадзор. Правда, отправлять их оказалось без надобности, поскольку звонки от компании «До зарплаты» на тот момент уже прекратились. Возможно, сотрудник, находящейся, кстати, в стадии увольнения, долг свой погасил.