USD 23.11.2024 102.5761 +1.8963
USD ММВБ  
EUR 23.11.2024 107.4252 +1.3490
EUR ММВБ  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Информационные войны. Игры, в которые играют люди

Почему Германия скидывала на СССР агитки из папиросной бумаги, как советским журналистам удалось беспроигрышно осветить проигрыш в соревнованиях по бегу главы Советского Союза американскому лидеру и почему доллар в русских СМИ падал в то время, когда он рос? Раскрываем секреты информационных войн.

Задумывались ли вы – почему так часто, особенно в кризисные моменты, мы встречаем в СМИ и Интернете множество разных мнений об одном и том же событии. Один и тот же факт трактуется совершенно по-разному разными СМИ, представителями разных социальных групп, жителями или руководством разных городов, разных стран и так далее до бесконечности. И этот факт запросто разворачивается то в одну, то в другую сторону, в зависимости от того, как нужно его подать. Объективную точку зрения в этом информационном хаосе зачастую найти невозможно. Мы нередко сталкиваемся с подобным явлением, но часто даже не обращаем на него внимания, становясь заложниками того, что называют информационными войнами. Любое представление информации, особенно в СМИ, по природе своей уже субъективно, хочет автор того или нет. Тем не менее, во время информационной войны этот субъективизм достигает сумасшедших высот.

 

Древняя как мир

 

Информационная война - явление далеко не новое, хотя свое определение она получила сравнительно недавно. Это противоборство для достижения определенных стратегических целей за счет распространения специально отобранной или подготовленной информации, воздействующей на целевую аудиторию. Это противоборство предполагает и нанесение ущерба информации, а также информационным процессам и системам другой стороны при одновременной защите собственных.

Применять инструменты информационного воздействия, такие как дезинформация и пропаганда, еще с древности начали военачальники и полководцы. За счет распространения пораженческих настроений среди войск и населения противника они хотели добиться эффективности собственных военных действий. Историки отмечают, что, например, впереди войска Чингисхана всегда неслись рассказы о его кровожадности и непобедимости. Пропаганда такого рода является первым историческим проявлением информационной войны, а слухи – первым каналом для ее ведения.

Со временем каналы передачи и приемы подачи информации развивались. Появилось книгопечатание, благодаря чему информация стала более доступной. При этом наметилась тенденция, когда для «массовой» печати подбирали наиболее «горячие» факты. Специалисты считают, что, например, в XVI веке в период правления Ивана Грозного даже были предприняты попытки сформировать таким способом образ России как агрессивной варварской страны. Дело в том, что через некоторое время после начала Ливонской войны в России и Европе стали распространять печатный листок, красочно повествующий о зверствах русских солдат по отношению к военнопленным.

Первый же задокументированный случай применения пропаганды и передергивания фактов уже в полноценных средствах массовой информации относится к периоду Крымской войны. В 1853 году после того, как в Синопском сражении эскадра вице-адмирала Нахимова разгромила превосходящую ее турецкую эскадру, английские газеты сообщили, что русские моряки после боя стали безжалостно достреливать раненых турок, плавающих в море. Хотя, как утверждают эксперты, эта информация не имела под собой никаких оснований.

В XX веке информационное противостояние получает широкое распространение именно в военное время, особенно в годы Великой Отечественной войны. Так, немецкие летчики регулярно разбрасывали над территорией СССР многочисленные листовки с информацией о скорой победе немецких войск, призванные деморализовать солдат и население. Советским гражданам под страхом расстрела запрещалось не только читать, но даже брать эти листовки в руки. Поэтому, чтобы у русских солдат возник соблазн прикоснуться к листовке, в Германии, зная о дефиците папирос в СССР, печатали их на папиросной бумаге. Со стороны Советского Союза одним из ярких примеров информационного воздействия можно считать радио-трансляцию футбольного матча, состоявшегося в 1942 году в блокадном Ленинграде.

С середины XX века информационные войны плавно «перекочевывают» из военной области в другие сферы человеческой жизни: политическую, экономическую и пр. При этом участие в них принимают и властные структуры, и различные сообщества, и коммерческие организации, и даже отдельные люди.

 

Информационное настоящее

 

За последние несколько десятков лет информация стала одним из главных продуктов производства и потребления человечества. Сегодня она стоит больших денег, поскольку оказывает колоссальное влияние на читателей, слушателей и зрителей. А СМИ с момента своего появления остаются главными каналами ведения информационных войн. Присоединившиеся к традиционным средствам массовой информации интернет-издания и блоги осложнили ситуацию: контролировать и структурировать информацию там очень и очень сложно. В том числе по этой причине в нашей стране были приняты так называемые законы «о блоггерах» и «о праве на забвение в Интернете».

фото: enotcorp.org
 

Вообще термин «информационно-психологическая война» («информационное противоборство») пришел к нам из США, где он, как нетрудно догадаться, использовался военными. Официальной датой появления современных информационных войн ряд экспертов называют 18 августа 1948 года, когда в начале холодной войны в США была принята директива 20/1 «Цели США в отношении России», предусматривающая, в том числе, и информационное воздействие. Многие эксперты уверены, что результатом этой войны стал распад СССР.

Хотя, конечно, информационное противоборство в данном случае было обоюдным - в Союзе также старались не только дискредитировать соперника, но и не уронить собственное достоинство. Как раз в разгар холодной войны появился анекдот, отражающий сложившуюся на тот момент ситуацию: «Глава СССР и американский президент решили выяснить, кто быстрее бегает, и устроили соревнование. Первым прибежал американец. Советские журналисты схватились за головы и стали думать, что же написать? На следующий день в газетах появились заметки: «Вчера состоялись соревнования по бегу между руководителями СССР и США. Глава Советского Союза пришел к финишу вторым, в то время как президент США стал предпоследним!».

 

Информационный арсенал

 

В арсенале специалистов по информационным войнам множество техник и приемов. Чтобы информация не была проигнорирована читателем или зрителем, его внимание привлекают громкими заголовками, скандальными материалами (сенсациями или компроматами), вирусными роликами и т.д.

Например, в 2012 году в России, как отмечает коммуникационное агентство Spice Media, велась активная информационная война против полиции. СМИ и социальные медиа тогда активно публиковали материалы, открыто критикующие действия полиции в разных регионах России, среди которых были видеоролики, компрометирующие сотрудников полиции, различные карикатуры и статьи с заголовками: «Полицейский снова стал участником ДТП», «Пьяный полицейский насмерть сбил родного деда», «Попавшийся с кокаином полицейский уволен из органов внутренних дел». Сотрудники МВД тогда констатировали: против них идет «необъявленная информационная война», которая, как полагают эксперты, явилась следствием борьбы с произволом властей. На нападки полиция ответила книгой «Дядя Леша полицейский-богатырь» и очередной порцией сериалов о полицейских-героях.

Инструментом информационных войн является также расстановка акцентов и способ подачи информации уже в самом материале. Нынешним летом по просторам Интернета гуляла картинка под названием «Как падал доллар», которая демонстрировала, каким образом отражались в СМИ изменения курса валюты. 

фото: meduza.io/shapito
 

Получалось примерно следующее: несмотря на то, что доллар почти все это время только рос, за счет акцентирования внимания на тех моментах, когда его курс снижался (вкупе с соответствующими заголовками, типа «Доллар рухнул ниже 55 рублей») в информационном пространстве формировалась совершенно иная картина, которая как бы успокаивала население. Хотя мы не можем утверждать, что подобные картинки или ролики сами не являются проявлением той же информационной войны.

Пример целой информационной кампании - ситуация с поддержкой запретов на импорт товаров, скажем, из-за ухудшения отношений с производителями. Через некоторое время после запрета в СМИ появляется множество материалов о том, что в ходе исследований продукции данных производителей были выявлены многочисленные нарушения, касающиеся, к примеру, содержания вредных для здоровья человека компонентов. Результат – отсутствие негативной реакции и положительная оценка населением запрета на ввоз данной продукции. При этом, как правило, не говорится, что подобных нарушений не было раньше, просто тогда этому факту СМИ уделяли не так много внимания.

Одним же из самых популярных приемов информационных войн является ситуация, когда часть выдается за целое. Наиболее наглядно его можно продемонстрировать на фотографиях. Если, к примеру, фото опубликовать не полностью, а скажем, только определенную часть – это может кардинальным образом изменить весь смысл изображения. Вот одна из наиболее популярных фотографий, наглядно демонстрирующих данный эффект. 

 

В политике все средства хороши?

 

По традиции наиболее популярны информационные войны в политике. В качестве одного из ярких примеров агентство Spice Media (на портале Sostav.ru) приводит агрессивную информационную борьбу между оппозицией (в лице Алексея Навльного) и правящей властью (в лице Владимира Путина) в преддверии выборов президента РФ в марте 2012 года. Обе стороны тогда использовали самые разнообразные инструменты информационной атаки. Оппозиция выбрала принцип «навешивания ярлыка». Еще в 2011 году Алексей Навальный провозгласил партию «Единая Россия» «партией жуликов и воров». Ближе к выборам оппозиция стала использовать новый лозунг против «Единой России» - «За честные выборы!». В Интернете появлялось множество видеороликов, доказывающих возможность фальсификации, обсуждались скандалы, связанные с невыдачей открепительных удостоверений, а после 4 марта оппозиция широко освещала случаи фальсификации и организовывала митинги.

Контрпропаганда «Единой России» поначалу строилась на рациональной составляющей, с помощью сухих фактов и цифр демонстрировались положительные изменения, произошедшие в стране за годы правления Владимира Путина. Затем власти перенесли информационную активность в эмоциональное поле. Основной целью кампании стала дискредитация оппозиции. В Интернете широко распространялся компромат на протестное движение, который был призван привести к мнению, что лидеры оппозиции - предатели, живущие на деньги госдепа и готовящие государственный переворот в России.

В информационной войне используются все возможные средства и способы подачи информации - от вполне «приличных» до «грязных» и совсем «тонких»: с применением повторов, структурирования, дозирования, а также блокировки распространения нежелательной информации. Это, кстати, может происходить и на законодательном уровне – посредством введения запрета на распространение определенной информации.

фото: sostav.ru
 

Доходит в информационных войнах и до лжи, правда она, как правило, не присутствует в информационных материалах в чистом виде, но ее проявлением становятся односторонняя подача информации о факте, выдергивание его из контекста, пристрастное толкование (нередко с апелляцией к чувствам человека) и некорректная интерпретация.

«К интерпретации журналисты прибегают тогда, когда требуется объяснить тот или иной факт. Нет ничего предосудительного в том, что журналист дает свой комментарий факту, высказывает свою точку зрения на происходящие события. Однако комментарии часто бывают заказными, то есть сознательно искажающими действительность. Также журналисты прибегают к манипуляции фактами и к чрезмерной экспрессивности в оценках, чтобы дать эмоциональный заряд читателям», - отмечает научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета С. Ермакова в своей статье «Информационная война как атрибут информационного общества: активизация медиафункции насилия над сознанием».

Для примера автор анализирует тексты иностранных изданий, рассказывающие о грузино-югоосетинском вооруженном конфликте 2008 года. Американская газета «New York Times» опубликовала статью, в которой в частности говорится: «Грузия опубликовала записи перехваченных телефонных разговоров, которые доказывают, что часть российского полка бронетехники вошла в Южную Осетию почти за сутки до атаки грузинской стороны на столицу анклава Цхинвали — она началась поздно ночью 7 августа». С помощью приема интерпретации автор статьи совмещает факт и мнение, которые между собой не связаны. То, что российские войска вошли в ЮО за сутки до нападения на нее с грузинской стороны, ни коим образом не доказывает нападение России на Грузию.

Сегодня на отечественном телевидении мы можем наблюдать многочисленные передачи, в которых рассказывается об односторонней трактовке западными СМИ действий России, касающихся событий на Украине и в Сирии. В рамках таких передач населению страны «разжевываются» строки публикаций иностранных изданий, с прямым указанием на те места, где, по мнению российских экспертов, информация искажена. В результате в материалах западных СМИ Россия предстает как агрессор, тем временем в отечественных, как правило, наоборот – непонятой и незаслуженно оскорбленной.

фото: sreda-mag.ru
 

Информационные войны не обошли стороной не только политику, но и коммерческий, и социальный сектор. Так, самой запоминающейся информационной борьбой акул бизнеса, пожалуй, можно назвать противостояние двух гигантов Samsung и Apple. Классический пример PR-акции в рамках данного информационного противостояния, взорвавшей публикациями СМИ и Интернет, - грузовики с мелочью, отправленные нарушившей несколько патентов компанией Samsung для Apple. Компания-ответчик решила выплатить компенсацию в 1 млрд долларов необычным способом - подогнать к офису Apple тридцать грузовиков, набитых пятицентовыми монетами.

Что касается социальной сферы, здесь яркий пример - информационная борьба натуральных и генномодифицированных продуктов, которая насчитывает уже не один десяток лет. Такое ощущение, что в ней задействованы или, как минимум, следят за происходящим практически все жители планеты. Каждый год появляются новые исследования, а затем публикации, доказывающие, то безусловный вред, то очевидные преимущества ГМО. При этом вопрос о вреде или безопасности ГМО до сих пор остается открытым.

Информационные войны сопровождают человечество с момента появления возможности получать и передавать информацию, то есть, фактически, с начала времен. Конечно, за это время изменился объем создаваемых сведений, а также способы и приемы их передачи и подачи аудитории. Но, к сожалению, нельзя сказать, что сами слушатели и читатели достигли столь же больших успехов в распознавании и адекватном восприятии информациии скорее являются марионетками в этой войне. 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    как Это сделано

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы