Какие организации задействованы в жилищно-коммунальном хозяйстве?
Жилищные услуги включают в себя поддержание домов в пригодном для проживания состоянии. Проще говоря, это ремонт дома, подвальных помещений и дворов. В коммунальные услуги входят также обеспечение светом, водой (горячей и холодной), канализацией (водоотведением), газом и вывоз мусора. И поскольку работы по предоставлению жилищных и коммунальных услуг выполняют чаще всего одни и те же кампании, то они и называются – жилищно-коммунальные.
В ЖКХ входят управляющие организации, товарищества собственников жилья и ресурсоснабжающие организации.
Ресурсоснабжающая компания (РСО) – это производитель горячей и холодной воды, электричества, газа, отопления и одновременно их поставщик. К крупным ресурсоснабжающим организациям относится, например, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Он обеспечивает услугами водоснабжения и канализования 5,2 млн жителей Северной столицы, а также десятки тысяч предприятий и организаций города. Серьезный поставщик электроэнергии – АО «Петербургская сбытовая компания». Ее составляющая доля на рынке сбыта электроэнергии в Санкт-Петербурге 92%.
Управляющая организация или компания (УК) занимается содержанием и ремонтом общего имущества, управлением им, обеспечивает исправность инженерных систем и конструкций дома - крыш, подъездов, лифтов, электропроводки. В том числе она ведет учет использованных ресурсов и выставляет потребителям счета для оплаты. Такими полномочиями компания наделена на основании договора управления. В большом городе управляющая организации может обслуживать и 250, и 300, и более домов. По своей сути это связующее звено между ресурсоснабжающей организацией и потребителем коммунальных услуг.
Для удобства управления УК имеет территориальные жилищно-эксплуатационные службы – ЖЭС или службы управления и эксплуатации многоквартирных домов.
фото: Татьяны Буториной
В соответствии с Жилищным кодексом, собственники помещений многоквартирного дома, который уже находится в обслуживании управляющей компании, вправе принять на своем общем собрании решение расторгнуть договор с УК и выбрать другой способ управления. Например, они могут создать товарищество собственников жилья – ТСЖ. Заключать договора с ресурсоснабжащими компаниями и управлять домом можно и через такую организацию.
Кто контролирует работу коммунальных служб?
Следит за исполнением жилищного законодательства государственный жилищный надзор. Именно он принимает жалобы от жильцов на управляющие компании.
Нерадивую УК можно отстранить от управления домом и даже лишить лицензии. Для этого жильцы могут жаловаться в местное отделение Госжилинспекции. Оттуда придут с проверкой, по результатам которой, в зависимости от грубости нарушения, будет принято решение либо о штрафе, либо об обращении в суд с требованием отзыва лицензии. И даже если управляющая организация получит два административных взыскания по одному дому, в том числе и за немытые полы, она может лишиться права управления им. А саму лицензию отзывают в том случае, если таких домов набирается более 15%.
Пример нерадивости коммунальщиков. Фото: Татьяны Буториной
Жильцы также контролируют качество работы коммунальщиков. В том числе они имеют право получать информацию о том, каким образом была начислена плата за коммунальные услуги, чтобы убедиться, что нет ошибок. Проверить правильность начисления платежей можно по специальному номеру телефона или на сайте. Например, петербуржцы могут воспользоваться разделом «Калькулятор коммунальных платежей» на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга.
Жители любого дома могут найти свою управляющую компанию в базе Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, здесь же можно узнать, когда планируется капитальный ремонт дома.
Потребители имеют право требовать от коммунальщиков проведения проверок качества услуг и, если это необходимо, составления акта и исправления несоответствий, уменьшения платы за коммунальные услуги, если те были предоставлены не в полном объеме или если жители квартиры какое-то время отсутствовали. Жильцы также могут требовать возмещения убытков, если они произошли из-за того, что коммунальная услуга выполнена некачественно. Причем возмещать коммунальщики обязаны не только материальный, но и моральный вред.
Организации, взявшие на себя право управлять домом, несут определенный риск. Ведь не все жильцы вовремя оплачивают потребленные ими блага. В результате у УК накапливается долг перед ресурсоснабжающей организацией, которая может потребовать вернуть ей долг через суд, подав иск. Таким образом, управляющие организации могут обанкротиться.
Как высчитывают плату за коммуналку?
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из установленного тарифа и объема потребления ресурса.
Величина тарифа устанавливается в зависимости от того, какой должна быть выручка, чтобы ресурсоснабжающая компания могла поддерживать свою инфраструктуру в достойном состоянии, развивать ее. Тарифы на коммунальные услуги утверждают региональные органы государственной власти.
В каждом регионе свои тарифы. Они зависят от многих факторов, в том числе от того, сколько жителей получают ресурс. Например, в сельской местности его стоимость будет выше, так как потребляют ресурс меньше людей.
Ежемесячно на имя собственника приходят квитанции с указанной суммой, внести которую необходимо до 10 числа месяца.
фото: Татьяна Буторина
Для подсчетов использованных ресурсов – газа, электричества или горячей воды - необходим установленный в квартирах счетчик, показания которого жители должны вовремя передавать в управляющие компании.
Если жители по какой-то причине вовремя не передали показания счетчика, начисления проводят по среднемесячному объему - выводят среднее арифметическое из показаний последних шести месяцев. Такое начисление возможно, если потребитель не передавал показания не более трех месяцев подряд. Далее будет применяться норматив с повышающим коэффициентом.
Если в квартире не стоит счетчик или жители не передавали его показания больше трех месяцев, плата за коммуналку взимается по нормативу.
За отопление плату начисляют примерно так же. Только стоимость использованного тепла рассчитывают несколькими способами: если в квартире нет счетчика, то по нормативу, который зависит от метража квартиры. Если в здании стоит общедомовой счетчик отопления, то по пропорциональному распределению. А если все жилые помещения оборудованы счетчиками, то жители платят за расход тепла в своей квартире и за свою «долю» в общедомовом расходе. Его вычисляют, вычитая из показаний общедомового прибора учета показания всех счетчиков, стоящих в квартирах.
За жилищные услуги жильцы платят определенную денежную сумму. Все «статьи расхода» прописаны в квитанции: отчисления за уборку и вывоз мусора, зарплата обслуживающего персонала и сотрудников управляющих компаний, плата за текущий ремонт дома, обслуживание лифта.
Согласно Гражданскому кодексу, проживающие в многоквартирном доме также обязаны оплачивать содержание общего имущества. Именно между жильцами распределяется оплата за расход электроэнергии, используемой лифтами, лампочками на лестничных клетках. Сюда же относится и расход воды для мытья лестниц или поливки клумб во дворе, а также отопление в подъезде. Вычисляют объем использованных ресурсов общедомового пользования либо по нормативу, либо по показаниям коллективного прибора учета.
Как установить счетчик?
Чтобы плата за коммунальные услуги начислялась максимально справедливо, жильцы устанавливают счетчики. Но нужно не только поставить прибор учета, но и правильно ввести его в эксплуатацию. В обычной жизни этот процесс называют опломбировкой, но это всего лишь одно из действий. Помимо него необходимо первичное снятие показаний и подписание соответствующего акта. После этого счетчик необходимо опломбировать в течение одного месяца. Плата же в соответствии с показаниями нового счетчика начисляется уже со следующего дня после опломбировки.
Ввод прибора в эксплуатацию — процедура бесплатная. Но если кто-то повредит или сорвет пломбу (жильцы квартиры или кто-то другой), то ставить новую будут уже за деньги.
Опломбированный счетчик. Фото: Татьяна Буторина
Сегодня далеко не во всех домах стоят счетчики на воду, газ, электричество. И при этом нередки случаи, когда люди проживают в квартире без регистрации. Например, в квартире может быть зарегистрирован один человек, а проживать — четверо. Счет придет лишь за одного человека по нормативу, хотя по факту газа, света и воды использовано значительно больше.
Оплачивать ресурсы за таких соседей в этом случае придется всем жителям дома, так как общедомовой счетчик будет показывать высокий количественный результат потребленных благ. Эти издержки разделят на всех жильцов дома, увеличив цифры в строке «Общедомовые нужны». Бороться с такими соседями непросто, так как сотрудников управляющей организации для проверки счетчика и составления акта о проживающих на жилплощади они просто не пускают в квартиру.