Проект федерального закона № 494994-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — законопроект) подготовлен ко второму чтению с учетом официального отзыва и поправок Правительства Российской Федерации и направлен на совершенствование регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов? добычи охотничьих ресурсов и их охраны.
В целях регулирования использования разных видов охотничьих ресурсов законопроектом предусматривается установление различных форм бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов в зависимости от групп видов охотничьих ресурсов: копытных животных, медведей, пушных животных и птиц.
В связи с этим, уточняются полномочия Минприроды России по утверждению форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц.
Кроме того, в целях сокращения административных барьеров при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов законопроектом предлагается исключение избыточной информации об охотнике из разрешения на добычу охотничьих ресурсов, предусмотрев указание только фамилии, имени и отчества охотника, а также учетной серии, номера и даты выдачи охотничьего билета.
В целях обеспечения единообразия ведения в субъектах Российской Федерации государственного охотхозяйственного реестра законопроектом предусматривается наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти полномочием по утверждению форм такого реестра.
Для совершенствования системы охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания, повышения ее эффективности законопроектом уточняются положения производственного охотничьего контроля (1), а также предусматривается ряд мер экономического регулирования охраны и использования охотничьих ресурсов (2).
(1) Законопроект направлен на регламентацию действий производственных охотничьих инспекторов и наделение их полномочиями по проверке разрешительных документов для осуществления охоты, осмотру вещей и транспортных средств, находящихся при охотнике, без нарушения их целостности, а также остановке транспортных средств в границах закрепленных охотничьих угодий при наличии достаточных на то оснований.
При осмотре вещей и транспортных средств предусматривается возможность использования средств фото- и видеофиксации. По результатам производственного охотничьего контроля при наличии факта административного правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в случае обнаружения нарушений требования в области охоты, содержащих признаки административных правонарушений или преступлений, а также в случае причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания со стороны юридических лиц и граждан при осуществлении ими охоты в границах проверяемого охотничьего угодья) производственный охотничий инспектор наделяется правом составлять акт установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти формы и направлять его в правоохранительные органы.
Кроме того, проектируемыми нормами устанавливаются требования к производственным охотничьим инспекторам. Кандидат в производственные охотничьи инспекторы должен быть работником юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственные соглашения, и выполнять обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового договора, иметь охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия.
Для наделения полномочиями по осуществлению производственного охотничьего контроля кандидату в производственные охотничьи инспекторы необходимо пройти проверку знания требований, необходимых кандидату в производственные охотничьи инспекторы для осуществления производственного охотничьего контроля. По результатам успешного прохождения испытаний уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации выдает производственному охотничьему инспектору удостоверение и нагрудный знак установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти образцов.
Помимо этого, в целях регламентации деятельности производственных охотничьих инспекторов законопроектом предлагается наделить Минприроды России полномочиями по установлению порядка осуществления производственного охотничьего контроля, порядка проведения проверки знания требований, необходимых кандидату в производственные охотничьи инспекторы для осуществления производственного охотничьего контроля, порядка выдачи, замены и сдачи удостоверения и нагрудного знака, а также аннулирования такого удостоверения, формы акта, указывающего на наличие факта административного правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В настоящее время Порядком осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденным приказом Минприроды России от 26 марта 2012 г. № 81, установлено, что удостоверение производственному охотничьему инспектору выдает юридическое лицо или индивидуальным предприниматель, заключившие охотхозяйственные соглашения.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 34 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об охоте), предусматривающие наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в части проведения проверки знания требований, необходимых кандидату в производственные охотничьи инспекторы для осуществления производственного охотничьего контроля, обеспечения изготовления удостоверений и нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов, выдачи и замены таких удостоверений и нагрудных знаков, а также аннулирования таких удостоверений.
В настоящее время, в Российской Федерации насчитывается около 50 тысяч работников охотничьих хозяйств, которые могут быть допущены к прохождению проверки знания требований, необходимых кандидату в производственные охотничьи инспекторы для осуществления производственного охотничьего контроля.
Средняя стоимость удостоверения производственного охотничьего инспектора сравнима со стоимостью охотничьего билета единого федерального образца, изготовление которых также обеспечивается из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и составляет 30-40 рублей. Стоимость нагрудного знака — 100-150 рублей.
Таким образом, максимальные затраты, которые могут понести субъекты Российской Федерации на изготовление таких удостоверений и нагрудных знаков, составит не более 10 млн. рублей. Следует отметить, что расходы бюджета только Московской области на изготовление охотничьих билетов единого федерального образца в 2012 году составили более 100 млн. рублей.
Законопроектом регламентируются вопросы ответственности производственных охотничьих инспекторов за совершение противоправных действий, а также предусмотрено полномочие федерального органа исполнительной власти по утверждению порядка отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля.
Учитывая предлагаемое законопроектом расширение собственных полномочий субъектов Российской Федерации, реализация предлагаемых законопроектом изменений не потребует увеличение расходов федерального бюджета и будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых Минприроды России и Росприроднадзору из федерального бюджета на соответствующие годы.
(2) Согласно статье 51 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (далее — Закон о животном мире) экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира включает в себя, в том числе, экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
В настоящее время количество административных правонарушений, квалифицируемых по части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс), с каждым годом возрастает. Как показывает статистика за 2008 год совершено 17 021 правонарушение, за 2009 год — 32 447 правонарушений, за 2010 год — 40 521 правонарушение, за 2012 год — свыше 45 тысяч правонарушений.
Причины данного обстоятельства могут быть различны, однако одной из них является низкая эффективность привлечения к административной ответственности в связи с незначительными размерами налагаемых административных взысканий.
Установленные статьями 7.11 и 8.37 Кодекса санкции несоизмеримы с последствиями, наступающими вследствие нарушения требований правил охоты, которые являются основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Путем принятия мер, направленных на усиление и дифференциации административного наказания за различные виды нарушений в области охоты, может быть достигнут необходимый эффект — сокращение количества административных правонарушений в области охоты.
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс, направленных на усиление и дифференциацию административной ответственности за нарушение правил охоты и незаконную добычу отдельных видов охотничьих ресурсов.
Во-первых, законопроектом предлагается внести изменения в статью 7.11 Кодекса, предусматривающие установление административной ответственности за добычу копытных животных и медведей заведомо без разрешения, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, в виде лишения права осуществлять охоту от одного года до трех лет. Установление отдельного состава административного правонарушения и значительных санкций за незаконную добычу копытных животных и медведей обусловлено следующим.
Нормами статьи 1 Закона о животном мире установлено, что пользование животным миром — юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира, под которым Закон о животном мире, в частности, подразумевает добычу объектов животного мира. В свою очередь Закон об охоте установил, что добыча охотничьих ресурсов это их отлов или отстрел, который осуществляется на основании разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отстрел одной особи таких животных, при этом разрешение действует в указанном в нем месте охоты и в указанные в нем сроки охоты. Это связано с биологической ценностью каждой особи указанных видов животных для воспроизводства их популяции.
Несмотря на разную биологию и популяционную экологию конкретных видов копытных животных и медведей, представители этих групп видов имеют, как правило, достаточно длительный период жизни (более 10 лет) и отличаются от других групп видов охотничьих животных поздней половозрелостью, длительными сроками беременности и выкармливания молодняка, небольшим количеством рождаемых самкой детенышей, значительным интервалом у самок между очередными периодами размножения. Все это свидетельствует о существенном значении показателя потерянных поколений в случае гибели производителей.
Таким образом, именно добыча копытных животных и медведей, отнесенных к охотничьим ресурсам, без разрешения на добычу охотничьих ресурсов или с нарушением условий такого разрешения, приводит к неконтролируемому снижению численности таких видов животных и как следствие невозможности их естественного воспроизводства.
Во-вторых, законопроектом предусматривается установление дифференцированного подхода к административным наказаниям за различные нарушения правил охоты. С одной стороны, законопроектом предусматривается снижение административного штрафа, накладываемого на граждан за незначительное нарушение ими правил охоты до размера пятьсот рублей.
С другой — законопроектом предусматривается установление административной ответственности за повторное нарушение правил охоты в виде наложения на граждан административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишения права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет. В отношении должностных лиц, повторно нарушивших правила охоты, законопроектом предлагается установить административный штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Кроме того, в целях предотвращения нанесения значительного вреда популяциям охотничьих ресурсов, в том числе, нарушения их воспроизводства естественным путем, законопроектом предусматривается, что осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, недопустимыми для использования орудиями охоты, способами охоты влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; для должностных лиц — административный штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В-третьих, законопроектом устанавливается административная ответственность за отказ граждан и должностных лиц предъявить по требованию государственного охотничьего инспектора или производственного охотничьего инспектора разрешительные документы на осуществление охоты, учитывая умышленность такого нарушения правил охоты, что в свою очередь позволит квалифицировать правонарушителя, пытающегося скрыть гораздо более существенное нарушение, за которое предусмотрены более значительные санкции, вплоть до уголовной ответственности.
Предлагаемые законопроектом изменения в статьи 7.11 и 8.37 Кодекса направлены на создание более серьезных гарантий соблюдения гражданами и должностными лицами правил охоты, повышение эффективности правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов за счет устранения унифицированного подхода к административным наказаниям за нарешение правил охоты в целом.
Усиление санкций за нарушение правил охоты и осуществление добычи отдельных видов охотничьих ресурсов без разрешения на их добычу, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, позволит повысить ответственность лиц, осуществляющих охоту. Угроза понести значительную материальную ответственность за нарушение правил охоты, будет стимулировать лиц, осуществляющих охоту, соблюдать требования правил охоты.
Кроме того, законопроектом вносятся корреспондирующие положениям производственного охотничьего контроля изменения в статью 28.1 Кодекса, устанавливающие специальный повод к возбуждению дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 Кодекса — поступление на рассмотрение должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, акта, указывающего на наличие факта административного правонарушения в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
ohotniki.ru
Tag: Оружие_Закон_Обсуждения
Обсуди статью на форуме
Быстрый поиск: Оружие_Закон_Обсуждения