В государстве Российском, право на владение оружием, в принципе, являлось неотъемлемым правом каждого законопослушного и психически здорового человека. Оно, естественно, подвергалось некоторым временным и местным ограничениям (право на ношение и использование оружия регулировалось отдельно).
Подобная практика отнюдь не была широко распространена в других странах. Так профессор Московского Университета И.Т. Тарасов, в своей работе "Очерки науки полицейского права", приводит слова немецкого ученого Роберта фон Моля, из его трактата "О науке полиции" "Polizeiwissenschaft" (1832г.) "... в некоторых государствах вопрос этот разрешался в обратном смысле, т.е. установлено было общее запрещение держать у себя оружие, а право иметь оружие было исключением. Такое решение вопроса они употребляют к тому, что все граждане признаны, были бы содержащимися под стражей, а пребывание на свободе рассматривалось бы как исключение..." (стр. 279).
В российском законодательстве до 1917 года не было сведенного воедино корпуса правовых актов, посвященного, пользуясь современной терминологией, обороту оружия. В Своде Законов Российской Империи (СЗРИ) статьи, посвященные этой проблеме, разбросаны по различным Уставам, Законам и Постановлениям. Более того, основанные на разработанных в самых разных условиях законодательных актах 17 - начала 20 веков, сами эти статьи входили в противоречье друг с другом.
Так, статья 218 "Устава о предупреждении и пресечении преступлений" (Свод Законов Российской Империи, т. 146, стр. 114). Запрещает "всем и каждому ... носить оружие, кроме тех, кому закон то позволяет или предписывает".
Право на ношение оружия было строго регламентировано и предоставлялось достаточно ограниченному кругу лиц:
- у которых оружие входило в состав обмундирования;
- которым оно необходимо в целях самообороны в связи с угрожающей их жизни и здоровью непосредственной опасности (к примеру, врачи, ездившие по вызовам в самые разные районы, имели право на ношение оружия);
- которым ношение оружия обязательно в силу обычая, законом не запрещенного (эта норма нашла свое отражение и в Федеральных Законах "Об оружии" 1993 и 1996 годов, касательно ношения холодного оружия с национальными костюмами народов России, либо с казачьей формой одежды);
- в целях охоты либо занятиях спортом; права на охоту были лишены клирики, лица состоящие под надзором полиции (но не все, находящиеся в ссылке, либо на поселении в глухих районах, имели охотничье оружие и соответственно охотились, к примеру, В.И. Ульянов (Ленин) в Шушенском), а так же наказанные за повреждение чужих лесов или за нарушение Правил охоты.
Статья 221 того же Устава ту же проблему решает иначе: "Если кто-либо, кроме тех, коим то дозволено или предписано законом, будет в таком месте, где сие правительством запрещено, без особой надобности, каковы, например, отправления на охоту или в дорогу и т.п. ходить с каким-либо оружием и, тем более, с заряженным, огнестрельным, тот подвергается ответственности на основании статьи 118 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями." Как видно, статья 221 заметно сужает поле применения статьи 218.
Правила применения оружия, так же можно проиллюстрировать на примере его использования полицией и жандармерией в соответствии с Законом от 10 октября 1879 года, "Полицейские и жандармские чины могут употреблять в дело оружие лишь в случаях:
- Когда на них произведено вооруженное нападение;
- Когда нападение было не вооруженное, но совершенное несколькими лицами и не было другого способа отразить это нападение;
- Для обороны других лиц от нападения, угрожающего жизни, здоровью и личной свободе;
- При задержании преступника, когда он будет препятствовать этому насильственными действиями, или когда невозможно будет преследовать или настичь убегающего;
- При побеге арестанта, когда нельзя его настичь, или же когда он противится задержанию насильственными действиями.
При этом об употреблении в дело оружия должно быть немедленно доложено ближайшему начальству".
Опираясь на опубликованные в полном собрании Законов Российской Империи (ПСЗ), акты, можно выявить следующие направления, решения государством правового аспекта применения оборота оружия в стране:
Конец 17 - 18 веков. Выявление основных категорий подданных, имеющих или не имеющих права владения и ношения оружия (эти категории в последствии уточнялись и изменялись в целом в сторону увеличения первой из них). Определение мест и ситуаций, в которых запрещено использование оружия (и даже обнажение клинка). Выявление отдельных видов оружия, запрещенных к обороту (пневматические ружья, шпаги-трости).
19 век. Разработка вопросов, связанных с незаконным использованием оружия. Урегулирование противоречий государственного и частного секторов в деле производства оружия и его реализаций.
Начало 20 века. До 1906 года "Наган" или "Браунинг" можно было приобрести практически совершенно свободно (ношение, это уже другая статья) и по вполне доступной цене (16 - 20 руб. - минимальная месячная зарплата, "Парабеллум" же, стоил 40 рублей, "Маузер" К - 96, 43 рубля, были и более дешевые образцы, по 2 - 5 рублей, не отличавшиеся особым качеством). В последствии, купить пистолет имел право лишь человек, представивший для этого именное свидетельство (аналогичное современной лицензии), выданное начальником местной полиции (либо иным начальством). Только в течение 1906 года были изъяты десятки тысяч револьверов и пистолетов, приобретенных россиянами до принятия новых правил (в одном Ростове изъяли 1137 "стволов"). Гладкоствольных образцов и маломощных, так называемых - "дамских" (Ео до 150 Дж) образцов для самообороны, либо не автоматических охотничьих, принадлежавших добропорядочной и благонадежной публике (а это могли быть не только состоятельные лица, но и дворники), это не касалось. Винтовки и карабины военного образца, в Европейской части коренной России, так же изымались, в том числе и у "господ", кроме наградных и призовых экземпляров. "Цивильной публике", для охоты в европейской части России, считались разрешенными нарезные одно и двуствольные штуцера или "тройники".
Предпринимались попытки решения проблемы хранения и продажи оружия через региональную администрацию (Высочайше утвержденное положение Совета Министров "О порядке хранения и продажи огнестрельного оружия". 1905 год, ПСЗ, 3-е собрание № 26963). Это положение, утвержденное в год Первой революции, решает проблему принципиально иначе, чем раньше, предоставляя право издавать постановления о порядке продажи и хранения огнестрельного оружия, а так же взыскивать за их не выполнение генерал-губернаторам, губернаторам и градоначальникам. Это право реализуется "в местностях, не объявленных в исключительном положении, при наличии чрезвычайных обстоятельств, угрожающих общественному порядку и контролю". Одновременно, Положение, в пункте 2, запрещает ввоз оружия из-за границы и из Великого княжества Финляндского (за исключением случаев, когда импортер - частное лицо или торговая фирма - представляют в таможне особое разрешительное свидетельство от Министерства Внутренних Дел).
К началу Первой мировой войны производство и торговля оружием осуществлялась как государственными, так и частными (акционерными) учреждениями и предприятиями. В ряде регионов существовали жесткие правила покупки оружия с обязательной подачей специального прошения на имя Главы местной администрации. В других правила были более либеральными и продажа оружия была практически свободная. Значительные категории лиц (в частности, офицеры армии и флота, чины полиции и жандармерии, пограничной стражи, а также органов государственного управления) могли приобретать оружие, разрешенное к ношению с формой одежды, либо во вне служебное время, в достаточно развитой специализированной торговой сети.
К примеру:
ПРИКАЗ № 74
С.-Петербургъ. Февраля 7-го дня 1907 года.
Государь Император, в 4-й день Февраля, высочайше повелеть соизволил:
1) Разрешить офицерам иметь в строю и вообще при исполнении служебных обязанностей, когда установлено быть при револьверах, револьверы и автоматические пистолеты следующих систем: 3-х лин. револьверы обр. 1895 года, пистолеты Браунинга, калибром 9 мм, и пистолеты Бохардт-Люгера (Парабеллум), также калибра 9 мм с тем, чтобы отпускать патронов для практической стрельбы офицеров и впредь производить только для 3-х лин. револьверов обр. 1895 года.
2) Разрешить офицерам иметь при себе вне строя револьверы и пистолеты вышеперечисленных систем и, сверх того, пистолеты Браунинга 1 и 2 образца калибром 7,62 и 6,35 мм.
3) Генерал-Инспектору Артиллерии предоставить право утверждать для ношения офицерами в стою и вне строя, револьверы и пистолеты и последующих систем по выработке их и одобрении Оружейным Отделом Артиллерийского Комитета.
Объявляя о таковом Высочайшем повелении, подтверждаю:
1) что порядок приобретения револьверов и пистолетов сохраняется прежний, т.е. с разрешения командиров частей войск и начальников управлений и заведений,
2) что офицерам, безусловно, воспрещается передавать приобретенные револьверы и пистолеты частным лицам, не имеющим разрешений подлежащих властей на содержание такового, и в случае нарушения этого пункта офицеры подлежат привлечению к законной ответственности.
(По Главному Артиллерийскому Управлению)
(см. "СПРАВОЧНИКЪ. Полный и подробный алфавитный указатель приказов по военному ведомству, циркуляровъ, предписаний и отзывов Главного Штаба и прочихъ Главныхъ Управлений, приказов, приказаний и циркуляров по всем военным округам. Съ 1859 по 1911гг.", кн. 1, стр. 70, Составитель К. Патинъ, в двухъ книгахъ. С. - Пепербургъ, Колокольная 14, 1911 год.);
Некоторые виды оружия (гладкоствольные охотничьи ружья российского производства, карманные пистолеты и револьверы для самообороны) продавались часто без ограничений и по заказам высылались даже наложенным платежом, по почте, причем по очень низким ценам (в 1913 году револьвер для самообороны, как уже говорилось, стоил 2 рубля). Холодное оружие продавалось практически без ограничений (исключая носившееся с униформой). Допускалось использование любого оружия в целях необходимой обороны, однако иное его использование "в домах, дворцах, на улице и площадях" запрещалось (Устав о предупреждении и пресечении преступлений, Ст. 218).
Вот как производилась торговля оружием в магазине Р.Р. Рогена (г. Москва, Неглинный проезд, дом Депре.).
"К сведению гг. покупателей!!!
Вследствие Постановления г-на Московского Градоначальника, продажу револьверов и всевозможных винтовок и карабинов с патронами к ним, я имею возможность производить только лицам представившим мне разрешение г-на Московского Градоначальника или Московского Губернатора.
Иногородние свидетельства, выданные Губернатором, Исправником, Полицейским или Акцизным Управлениями, должны быть представлены мною при прошении г-ну Московскому Градоначальнику и только по получении от него подтверждения и разрешения на право отправки, указанных в разрешении револьверов или винтовок с патронами к ним, таковые могут быть высланы. Разрешение на отправку получаю через 5-6 дней после подачи прошения г-ну Московскому Градоначальнику. Прошение оплачивается гербовым сбором в 1 р. 50 к. за счет покупателя.
Лица, состоящие на действительной военной службе, могут приобретать револьверы и прочие нарезное оружие с патронами к ним по разрешительным свидетельствам подлежащих войсковых начальств или комендантских управлений. Свидетельства их гербовым сбором не оплачиваются.
Прошу обратить внимание!!
Лица, желающие приобрести автоматические пистолеты системы "Браунинга", работы Национальной фабрики военного оружия в Герсталь-Льеже, Веблея и Скотта, Кольта, Пипера, Маузера, или "Парабеллум", непременно должны представить разрешение на приобретение, в котором желаемая система из числа вышеуказанных, обязательно должна быть упомянута. Продажа охотничьих ружей (гладкоствольных), патронов к ним, пороха, и всевозможных припасов, производится без представления разрешения".
А вот, что сообщали гг. К. Феттер и Е. Гинкель владельцы московского магазина "Диана".
"В виду скромной пользы, которую магазин "Диана" довольствуется, таковой может отпускать товары только за наличные. Но в исключительных случаях, дабы облегчить гг. офицерам приобретение более или менее ценного ружья, магазин готов рассрочить платеж без повышения цен, если при заказе будет препровожден соответствующий стоимости ружья задаток - не менее одной четверти и удостоверение (*) начальства о том, что уплата остатка будет производиться равными частями в течение не более шести месяцев."
Радикальные запретительные методы, решение сложных проблем оборота оружия к серьезным практическим результатам не приводили. Упомянутая статья 218 в качестве обоснования опиралась, в частности, на Указ Петра 1 от 1700 года о запрещении ношения остроконечных ножей, однако, на практике этот Указ применялся очень недолго. Запрещение духового (пневматического) оружия, при Елизавете Петровне, и тростей с потаенным клинком при Екатерине Второй, нарушалось уже во время царствования этих императриц, причем образцы этого оружия входили даже в императорские собрания оружия.
С другой стороны, такого рода запретительные методы в исторической перспективе приводили к безвозвратным утратам многих памятников оружия. Так, при перевооружении русской армии в 60-е годы 19 века старые кремневые ружья разбирались и "в виде лому" обращались в продажу (ПСЗ, 2-е Собрание, № 36856). Согласно Своду военных постановлений 1869 года, перед продажей негодных частей оружия, они портились до невосстановимого состояния, и только после 1904 года эта практика была прекращена (ПСЗ, 3-е Собрание, № 244609).
В законодательстве Российской Империи нет специальных статей, посвященных коллекционированию оружия, в том числе антикварного и художественного. На практике, однако, в России существовало несколько весьма крупных коллекций (Шереметевых, Котуара де Бионкура и др.), а в качестве оформления интерьера образцы оружия использовались очень часто. Ни о каких правовых проблемах, связанных с коллекционированием оружия в 19 - начале 20 века, неизвестно. Факты приобретения музеями старинного оружия у лиц, формально не имевших права на его ношение и использование, говорит скорее о фактическом выделении понятия коллекционирования старинного, мемориального, художественного и конструктивно редкого оружия из сферы внимания оружейного законодательства.
В качестве небольшого резюме. Непродуманное разоружение народа, когда власти боялись за свое положение, опасаясь вооруженных подданных, больше, чем уголовников, терроризирующих этих подданных (одних экспроприаций "экспроприаторов" сколько было), привело в конечном итоге к известным событиям 1917 года. Очень многие готовы были защищать государство и стабильность, но не с пустыми же руками идти на штыки и пулеметы!
РСФСР
Первым законодательным актом в области Оружейного Права в Советской России является Декрет СНК РСФСР от 10 декабря 1918 года "О сдаче оружия". Данным Декретом российские граждане были лишены права на приобретение, хранение, ношение и применение огнестрельного оружия в качестве средства самообороны. В последствии, федеральным законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере оборота оружия, стал Декрет СНК РСФСР от 12 июня 1920 года "О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним". В соответствии с данным Декретом, была введена исключительно разрешительная система распространения и владения огнестрельным оружием, а так же устанавливалась уголовная ответственность за его незаконное хранение. В частности, Декретом предписывалось привлекать к судебной ответственности лиц, виновных в хранении огнестрельного оружия без законного на то права, даже если хранение не имело преступных целей.
Позднее, в УК РСФСР 1922 года, было конкретизировано, что хранение огнестрельного оружия (кроме охотничьего гладкоствольного) без надлежащего на то разрешения карается принудительными работами на срок от 7 дней до одного года. Хотя в 1924 году, Постановлением 2-й сессии ВЦИК РСФСР 11 созыва от 16 октября "О дополнениях и изменениях Уголовного Кодекса РСФСР", уголовная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия была заменена административной в виде принудительных работ на срок до 3 месяцев или штрафа до 300 рублей, но уже в УК РСФСР 1926 года уголовная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия была восстановлена в виде принудительных работ на срок до 6 месяцев или штрафа до одной тысячи рублей, с конфискацией предмета преступления. Дальнейшее развитие законодательства об обороте оружия пошло по линии расширения круга видов оружия подконтрольных разрешительной системе и усилению уголовной ответственности за нарушение порядка его регистрации. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 года был введен разрешительный порядок на хранение холодного оружия и установлено наказание за его нарушение в виде лишения свободы на срок до 5 лет (ранее, в 1933 году, аналогичная санкция была установлена за не законное изготовление, хранение, покупку, сбыт и пересылку огнестрельного оружия). В соответствии с правилами регистрации некооперативных кустарей и ремесленников, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 30 июня 1949 года, частным лицам было запрещено заниматься сборкой и ремонтом холодного и огнестрельного оружия, что имело еще относительно широкое распространение в 20-х и начале 30-х годов.
Законодательство об оружии, после 1953 года характеризуется относительным послаблением сферы ограничения и порядка оборота оружия среди населения. Так гражданам было предоставлено право свободно приобретать в торгующих организациях охотничье гладкоствольное оружие. Такой порядок был установлен Постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1953 года. До указанного постановления граждане должны были при покупке обязательно предъявлять охотничьи билеты (к середине 1960-х годов этот порядок приобретения охотничьих ружей был восстановлен).
Осуществление разрешительной системой по обороту оружия всегда возлагалось исключительно на органы внутренних дел, которые руководствовались в этой работе, ведомственными нормативными актами - "Инструкциями о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного и холодного оружия, патронов к нему, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным и холодным оружием", которые периодически обновлялись, в них вносились соответствующие изменения и дополнения.
Так на момент принятия Закона "Об оружии" 1993 года, согласно действовавшей до этого Инструкции МВД (Инструкция была утверждена приказом № 246, 1987 года), разрешительный порядок уже не распространялся на хранение стрелкового огнестрельного оружия изготовления до 1870 года и всех видов холодного оружия, что содействовало, хотя и с большим опозданием, сохранению уже относительно не многочисленного количества исторического и антикварного оружия, отражавшего уровень технической мысли, производственной культуры и эстетических воззрений предшествующих поколений.
Специальных правовых норм, посвященных коллекционированию оружия, в том числе исторического, антикварного и художественно оформленного, а так же и упоминания о существовании такового в прежнем законодательстве Российской Федерации никогда не существовало.
Российская Федерация
Первым законодательным актом, регулирующим права граждан на владение огнестрельным оружием, является Закон "Об оружии", принятый Верховным Советом Российской Федерации 20 мая 1993 года, № 4992 - 1 (см: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993 год, № 24, ст. 860). Закон вступил в силу, с 1.01. 1994 года. Но ожидавшееся Утверждение Права российских граждан на владение короткоствольным оружием не состоялось. Для приведения Закона в силу, Советом министров - Правительством Российской Федерации, Постановлением № 1256, от 2.12. 1993 года, "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "Об оружии" были утверждены:
- "Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации (приложение 1);
- "Положение о порядке ведения Государственного Кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему (приложение 2);
- "Перечень заболеваний и физических недостатков, при которых лицензия на приобретение служебного и гражданского оружия не выдается (приложение 3).
В развитие этого Постановления, МВД России выпустило приказ № 609 от 30.12. 1993 года, которым контроль за оборотом оружия возлагался на Управление Лицензионно Разрешительной работы МВД РФ.
Были приняты и другие нормативные акты.
Последующий Федеральный Закон "Об оружии" (№ 150-ФЗ), принят Государственной Думой России в 1996 году (см. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 год, №51, Ст. 5681). Закон уточнил некоторые положения своего предшественника, но и в этом Законе утверждения Права российских граждан на владение короткоствольным оружием опять не состоялось. Однако, "Правила оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" были утверждены с большим опозданием (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 1998 года № 814), что, безусловно, отрицательно сказалось на правовых вопросах обеспечения оборота оружия в Российской Федерации.
К сожалению, в современном действующем законодательстве Российской Федерации, вопросам специфики оборота исторического, антикварного и художественно - оформленного оружия, должного внимания не уделено. Все категории оружия, вне зависимости от их исторической и художественной ценности, рассматриваются только по своему целевому назначению, как предметы и устройства, предназначенные для поражения живой или иной цели. Формы обращения с оружием, направленные на содействие сохранению его образцов (например, коллекционирования) не получили должного правового обеспечения.
Источник
Tag: Оружие_Закон_Оружейный_вопрос_в_России
Обсуди статью на форуме
Быстрый поиск: Оружие_Закон_Оружейный_вопрос_в_России