USD 18.05.2024 90.9873 0.0634
USD ММВБ 00:05 91.0339  
EUR 18.05.2024 98.7776 -0.1202
EUR ММВБ 00:05 99.0362  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Вторая жизнь Горшкова

Судьба ТАВКР "Адмирал Горшков" чем-то схожа с историей получившей в прошлом году печальную известность подводной лодки "Нерпа". Оба корабля планируют продать индийскому флоту, и на обоих произошли инциденты, повлекшие гибель людей.

Правда, если авария на АПЛ "Нерпа", произошедшая при странных обстоятельствах 8 ноября 2008 года и ставшая причиной гибели более двадцати военнослужащих и гражданских специалистов, еще свежа в памяти, то про случай на "Горшкове" уже успели подзабыть в силу срока давности.

Трагический инцидент на авианесущем крейсере, который тогда еще входил в состав ВМФ России, произошел в феврале 1994 года. По сообщениям СМИ, в тот день из-за прорыва паровой магистрали погибли семеро матросов, которые были посажены под арест в одном из технических помещений корабля.

В том же месяце из-за столкновения с украинским сухогрузом на крейсере произошел пожар, который, как утверждают некоторые источники, навсегда перечеркнул возможность вернуть его в боевой состав флота. Тем не менее, 9 мая 1995 года "Адмирал Горшков", на котором был сделан неполный ремонт, вышел в Кольский залив и возглавил морской парад в честь Дня Победы. Фактически это был последний триумфальный выход корабля в море.

"Горшков" известен даже не под двумя, а под четырьмя именами. Изначально до 4 октября 1990 года он назывался "Баку", после этого получил наименование "Адмирал флота Советского Союза Горшков", хотя даже в официальных документах его чаще называли просто "Адмирал Горшков". После достигнутой договоренности с Индией кораблю присвоили имя "Викрамадитья", что можно перевести как "всемогущий" или "сильный, как Солнце". Такое же имя носил легендарный индийский правитель, прославившийся, в том числе, и своими военными заслугами.

Авианесущий крейсер был заложен 26 декабря 1978 года на заводе в Николаеве по проекту Невского КБ. Он стал дальнейшим развитием серии крейсеров типа "Киев" и единственным кораблем, построенным по измененному проекту 1143.4. В 1988 году ТАВКР "Баку" вышел в первый боевой поход в составе средиземноморской эскадры, а в декабре вошел в состав Северного флота. В 1989-1990 годах корабль также выходил в Баренцево море на боевые дежурства и учения.

В качестве авиационных средств на крейсере использовались истребители вертикального взлета и посадки Як-141 и Як-38, а также противолодочные, разведывательные и поисково- спасательные вертолеты Ка-27, Ка-252РЛД и Ка-252ПС. Однако, как утверждает РИА Новости, именно истребители вертикального взлета и посадки, которые не обладали необходимыми боевыми качествами, отчасти повлияли на дальнейшую судьбу "Адмирала Горшкова". Они имели сравнительно небольшую боевую нагрузку, короткий радиус полета и высокую аварийность.

Исправить эти недостатки не получилось из-за развала Советского Союза и отсутствия финансовых средств. В итоге самолеты сняли с вооружения, а сам "Адмирал Горшков" был поставлен к причальной стенке.

Вторая жизнь

Переговоры о продаже авианесущего крейсера Индии начались еще в 1994 году и продолжались практически десять лет. В итоге 20 января 2004 года в Дели между "Рособоронэкспортом" и ВМС Индии был подписан контракт, согласно которому индийская сторона должна была заплатить за боевой корабль 1,5 миллиарда долларов.

Около 600-700 миллионов планировалось потратить на ремонт и перестройку, в результате которой корабль должны были переоборудовать из авианесущего крейсера в легкий авианосец. Остальные средства должны были пойти на закупку корабельной авиагруппы, в качестве которой рассматривались истребители МиГ-29К, а также вертолеты Ка-27 и Ка-31. Кроме этого, в стоимость входило корабельное оборудование и вооружение, поставляемое третьими сторонами.

Окончательно состав авиагруппы был определен сравнительно недавно. В нее должны войти 16 самолетов МиГ-29К, четыре МиГ-29КУБ, которые уже были поставлены Индии в феврале 2009 года, а также до восьми вертолетов Ка-28, один Ка-31 и три индийских многоцелевых вертолета HAL_Dhruv.

Конструкции корабля также предстояли значительные изменения, чтобы он смог обеспечить базирование сверхзвуковых истребителей горизонтального взлета и посадки. В частности, полетную полосу планировалось продлить до самого носа корабля, где должен был находиться трамплин с углом схода 14 градусов. Для торможения истребителей в процессе пробега по палубе при посадке корабль планировалось оснастить тремя тросовыми аэрофинишерами. Подъем самолетов и вертолетов из ангара на палубу должны были обеспечить два подъемника грузоподъемностью до 30 тонн.

Изменения претерпели и системы вооружения корабля, хотя подробности этого пока точно не известны. Так, в индийском исполнении авианосец должен получить новый комплекс средств ПВО. Причем, по некоторым данным, в качестве системы противовоздушной обороны рассматривается вариант, предложенный Израилем. Кроме этого, авианосец могут вооружить российско-индийской сверхзвуковой крылатой ракетой "БраМос".

Почему работы по переоборудованию корабля затянулись, теперь уже сказать сложно. Но, очевидно, что причины для этого были, причем не только финансовые.

Так, по утверждению некоторых источников, "Севмашу" катастрофически не хватало специалистов для проведения работ. Как прокомментировал этот вопрос в декабре 2007 года в интервью ИТАР-ТАСС глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, "для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера "Адмирал Горшков" не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны".

Индийская сторона также не всегда соблюдала условия контракта, а финансирование работ, как утверждают некоторые источники, велось нерегулярно и не в полном объеме. Так, по данным "Коммерсанта", платежи по контракту были остановлены Индией еще в январе 2007 года, и в том же году Москва потребовала у Дели еще 1,2 миллиарда на окончание работ.

Министерство финансов Индии отказало военному ведомству в просьбе выделить эти деньги. Кроме того, как утверждает издание, Дели не согласился заплатить 600 миллионов долларов, которые были нужны для проведения испытаний корабля в Баренцевом море начиная с 2011 года.

По материалам lenta.ru



Tag: Оружие_Закон_Оружейный_вопрос_в_России
Обсуди статью на форуме

Быстрый поиск: Оружие_Закон_Оружейный_вопрос_в_России

По теме

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Арсенал

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы