К оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Оружие бывает огнестрельное, холодное, газовое и др.(1).
В результате применения оружия возможно поражение правонарушителя путем причинения ему смерти, телесных повреждений или материального ущерба. Также оно используется для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие и для подачи сигнала тревоги или вызова помощи (2). В зависимости от результата и целей применения оружия действия стрелявшего могут быть различными. Рассмотрим, как следует поступать после применения оружия.
Лицо, применившее оружие в целях поражения (т.е. причинения вреда правонарушителю), действует в зависимости от результатов своего поступка. Следствием применения оружия могут быть: смерть, нанесение вреда здоровью, материального ущерба или одновременно и материального ущерба, и вреда жизни и здоровью.
Лицу, применившему оружие, в результате чего был причинен вред жизни и здоровью, материальный ущерб, необходимо оценить создавшуюся обстановку и выполнить следующие действия:
а) обезвредить правонарушителя, если он продолжает оказывать сопротивление;
б) при необходимости оказать доврачебную помощь;
в) сообщить в органы здравоохранения и органы внутренних дел о причиненном правонарушителю вреде;
г) охранять место применения оружия;
д) пройти экспертизу для определения содержания алкоголя или наркотических веществ в организме;
е) по возможности установить очевидцев совершения правонарушения.
В Федеральном законе "Об оружии" (далее - Закон) нет полного перечня указанных мероприятий. Данный акт только требует от гражданина, применившего оружие, о каждом таком случае, повлекшем причинение вреда здоровью человека, незамедлительно (не позднее суток) сообщить в органы внутренних дел по месту применения оружия. Наряду с этим в ст.24 Закона указано, что оружие применяется гражданами только для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, т.е. при применении оружия гражданами на них распространяются требования, предусмотренные в ст.37 "Необходимая оборона", 38 "Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление" и 39 "Крайняя необходимость" УК РФ.
Важнейшими условиями, содержащимися в перечисленных статьях, являются следующие: лицо, находящееся в состоянии необходимой обороны, не должно превышать ее пределов; причинивший вред при задержании лица, совершившего преступление, обязан ограничиться мерами, необходимыми для этого; лицо, находящееся в состоянии крайней необходимости, не может превысить ее пределов.
Поскольку большинство перечисленных мероприятий не предусмотрено Законом, они предлагаются автором как рекомендуемые и подлежат исполнению по желанию.
Обезвредить правонарушителя
В ряде законодательных актов (3) указано, что лицо, применяющее оружие или другие средства противодействия правонарушению, обязано стремиться (в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия) к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при этом, был минимальным.
Гражданин, причинивший минимальный вред при применении оружия, может оказаться в ситуации, когда правонарушитель продолжает противодействие при задержании. В этом случае у обороняющегося появляется право обезвредить противника, т.е. применить повторно оружие или другие меры принуждения, лишь бы при этом не превысить мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ).
Однако следует воздержаться от повторного применения огнестрельного оружия, если задерживаемое лицо ранено и не вооружено. В подобной ситуации можно применять другое оружие (газовое, холодное и др.), не причиняющее ранений. Нежелательно повторно применять газовое оружие в пределах зоны поражения в период действия слезоточивых веществ.
Оказать доврачебную помощь
Практика показывает, что многие безосновательно считают себя специалистами в различных областях, в частности, в медицине. Такие заблуждения особенно опасны, тем более, если надо действовать быстро и безошибочно, поскольку нет времени консультироваться или ждать помощи извне. Поэтому необходимо иметь минимальный запас знаний об оказании доврачебной помощи потерпевшему или лицу, которое само причинило вред, связанный с нанесением телесных повреждений, ранений с использованием оружия. Для этого можно пройти специальные курсы или изучить нужные приемы с помощью специальной литературы. Мы же рассмотрим само понятие "доврачебная помощь", обязанности по ее оказанию и право на такую помощь.
Общее понятие "оказание медицинской помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии" обозначает лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненым, больным для быстрейшего восстановления их здоровья. При этом различают:
а) доврачебную (первую) помощь, которую оказывает себе сам пострадавший (самопомощь), а также другие лица непосредственно на месте причинения вреда;
б) скорую медицинскую помощь в медицинском пункте, куда с места происшествия был доставлен потерпевший;
в) квалифицированную медицинскую помощь, которую оказывают врачи определенного медицинского учреждения.
В данной статье речь идет лишь о доврачебной помощи.
В законодательных актах и иных документах отсутствует общепринятое понятие "оказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии в результате причинения ему вреда вне лечебного учреждения". В большинстве случаев подобные действия обозначаются как "скорая и неотложная помощь", "первая медицинская помощь", "доврачебная помощь" и т.п.
О "скорой и неотложной медицинской помощи" упоминается в документах международного права. Она определяется как комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического и психического здоровья пациента, угрожающих его жизни или здоровью (4), и включает оказание скорой и неотложной медицинской помощи в случае нанесения телесных повреждений с помощью оружия. Последние могут быть причинены не только преступнику, но и потерпевшему, а также третьему лицу.
Доврачебную помощь необходимо оказывать любому нуждающемуся в ней, в том числе и иностранному гражданину. В соответствии со ст.2 Соглашения "Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников СНГ", принятого 27 марта 1997 г., скорая и неотложная медицинская помощь в случае применения оружия или других силовых методов оказывается беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме всем гражданам на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями независимо от организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм их собственности. С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью и стала возможной его транспортировка, оказание медицинской помощи иностранным гражданам осуществляется на платной основе.
Некоторые законодательные акты в категоричной форме предусматривают обязанности некоторых должностных лиц в рассматриваемой ситуации. Так, в принятых VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности (1990 г., Гавана) рекомендациях "Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка" сказано, что в случаях, когда применена сила или огнестрельное оружие (т.е. причинено ранение), должностные лица, ответственные за поддержание правопорядка, "обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в кратчайшие сроки". Такими лицами могут быть сотрудники правоохранительных органов (органов внутренних дел, прокуратуры и т.п.).
В соответствии с международными рекомендациями в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, которые обязывают должностных лиц в случае причинения вреда преступнику оказывать ему медицинскую помощь. Это касается военнослужащих, сотрудников милиции, службы медицины катастроф и других должностных лиц. Частным детективам и охранникам также предписано обеспечивать доврачебную помощь лицам, получившим телесные повреждения в результате принуждения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами" и Положением о Всероссийской службе медицины катастроф (утверждено постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 195) принята федеральная целевая программа "Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 гг." (утверждена постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г.). Программа предписывает обеспечить разработку и производство для массового использования населением в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций бытовых медицинских аптечек, включающих в себя набор средств, необходимых для оказания доврачебной помощи при травмах, ожогах, отравлениях.
На месте причинения вреда в результате применения оружия гражданами могут оказаться должностные лица, которые охраняют правопорядок. Такие лица, например, сотрудники милиции, в случаях применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в силу служебного долга обязаны "обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи" (5). Указанная обязанность есть и у других лиц, поддерживающих правопорядок (6).
Наряду с этим приняты законодательные акты, которые обязывают как должностных лиц, так и рядовых граждан в случае происшествий, в результате которых причинен вред здоровью людей, оказывать доврачебную помощь. Характерным примером является оказание доврачебной помощи в случаях дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ предусмотрено обучение участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел РФ и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в ДТП. Медицинская помощь таким лицам заключается в оказании им доврачебной помощи на месте происшествия, во время следования в лечебное учреждение и в лечебном учреждении при переносе больного.
В соответствии с законом "О безопасности дорожного движения" и приказом Минздравмедпрома РФ от 20 августа 1996 г. N325 "Об утверждении аптечки первой помощи (автомобильной)" в обязательный обиход водителей транспорта введена аптечка первой доврачебной помощи, в которой всегда должны быть перечисленные в приложении к указанному приказу лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также правила оказания первой само- и взаимопомощи.
Таким образом, при оказании доврачебной помощи после применения оружия граждане могут воспользоваться помощью других лиц: сотрудников правоохранительных органов и частных охранных структур, граждан, имеющих право на управление транспортными средствами, медицинских работников и других лиц.
Помощь может потребоваться не только медицинская. Например, потерпевший или правонарушитель оказался беспомощным и не может передвигаться в связи с причинением ему вреда такого вида, при котором доврачебная помощь не требуется. Это может быть лицо с явными признаками инвалидности, человек преклонного возраста и т.п. В данном случае может понадобиться уведомить родственников такого лица - родителей, супруга, совершеннолетних детей и других лиц, проживающих вместе с потерпевшим. Сделать это необходимо как можно быстрее, особенно в холодное время года, если потерпевшее лицо находится вне помещения. Но предварительно необходимо точно установить личности пострадавшего и лиц, которых следует информировать.
Если не удастся получить указанные сведения, применивший оружие должен сообщить об этом в органы внутренних дел по месту жительства.
Важно отметить, что в соответствии со ст.125 УК РФ гражданин, применивший оружие, причинивший при этом телесные повреждения и оставивший без помощи лицо, которое "сам поставил в опасное для жизни или здоровья состояние", может быть привлечен к уголовной ответственности.
Выражение "опасное для жизни или здоровья состояние" означает, что лицо, к которому было применено оружие, лишено возможности принять меры к самосохранению в результате ранения, алкогольного опьянения, старости, болезни или вследствие иного беспомощного состояния.
Преступление считается оконченным с момента оставления в опасном для жизни или здоровья состоянии лица, к которому было применено оружие, без помощи независимо от того, предотвратила бы или нет оказанная помощь возможную смерть или иные тяжкие последствия для пострадавшего.
Несение ответственности за оставление в опасном для жизни и здоровья состоянии наступает только в случае, если лицо, применившее оружие, могло оказать помощь пострадавшему, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии. При отсутствии такой возможности в конкретной обстановке ответственность исключается (например, если нападавший сам находился в беспомощном состоянии).
Сообщить в органы внутренних дел
Одно из важнейших требований Закона гласит: гражданин о каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, должен сообщать незамедлительно (не позже суток) в органы внутренних дел по месту применения оружия.
В Законе речь идет только о случаях причинения вреда здоровью человека с применением оружия и ничего не говорится о случаях причинения смерти или материального ущерба собственнику. Представляется целесообразным информировать органы внутренних дел во всех случаях: при причинении смерти правонарушителю, нанесении вреда здоровью или материального ущерба. Уведомлять необходимо не только органы внутренних дел, но в случае необходимости и органы власти. А при причинении телесных повреждений и органы здравоохранения, т.е. при необходимости вызвать "скорую помощь" или сообщить в поликлинику, больницу, пригласить врача для оказания медицинской помощи.
Охранять место применения оружия
Это важное требование. Оно обусловлено необходимостью собрать доказательства правомерности применения оружия. При указании места применения оружия гражданину следует определить его таким образом, чтобы обеспечить сохранность всех деталей, имеющих значение для определения правомерности применения оружия и раскрытия преступления. Границы обозначаются ясно выделенными подручными указателями и знаками.
Для сохранения обстановки применения оружия оттуда удаляются все граждане на такое расстояние, чтобы они не могли уничтожить или повредить следы и вещественные доказательства.
Надо иметь в виду, что никому, в том числе и лицу, применившему оружие, не разрешается перемещать какие-либо предметы или прикасаться к ним. На месте применения оружия нельзя курить, бросать окурки или другие вещи.
Особое внимание необходимо обратить на обеспечение сохранности и неизменного положения орудия преступления, следов пальцев рук, обуви, транспортных средств, пятен крови, волос, осколков стекла, окурков и т.п. При этом требуется гильзы и пули, используемые при стрельбе, не подбирать, оружие не чистить и не разряжать, а только поставить на предохранитель. В некоторых случаях должностное лицо, производящее осмотр места происшествия, может изъять оружие, из которого произведен выстрел. При этом названное лицо должно взамен оружия вручить применившему оружие протокол об изъятии с указанием причин.
Пройдите экспертизу
Во всех случаях применения оружия, особенно огнестрельного, лицу, его применившему, по возможности следует пройти экспертизу для выявления возможного алкогольного опьянения или употребления наркотических средств. Указанные мероприятия необходимы для того, чтобы при разбирательстве не возникло сомнений у лиц, занимающихся расследованием уголовного дела. В судебной практике известны случаи, когда оружие применяется не в связи с необходимой обороной или крайней необходимостью, а по причине алкогольного опьянения.
Установите свидетелей
В тех случаях, когда оружие применялось в присутствии очевидцев, лицу, применившему оружие, следует запомнить или записать их анкетные данные (фамилию, имя, отчество, место жительства, номер телефона и другие необходимые данные о каждом). Если на месте применения оружия оказались потерпевшие, то сведения о них в обязательном порядке должны быть зафиксированы и они, по возможности, должны оставаться на месте применения оружия до прибытия следственных органов.
Сообщать или не сообщать
Если применение оружия ограничилось только предупредительным выстрелом, подачей сигнала тревоги (вызова помощи) или использовано для иных подобных целей, то в соответствии с Законом (ст.24) гражданин не обязан сообщать о таком факте в органы внутренних дел. Однако следует знать, что в соответствии со ст.159 КоАП РСФСР стрельба из огнестрельного оружия: а)в населенных пунктах, б) в не отведенных для этого местах или в) произведенная с нарушением установленных правил наказуема в административном порядке. Следовательно, любой выстрел из огнестрельного оружия должен быть выявлен органами внутренних дел. А поэтому целесообразно о каждом применении огнестрельного оружия (независимо от того, причинен вред преступнику или нет) сообщить в органы внутренних дел по месту его применения в порядке, установленном ст. 24 Закона.
Кандидат юрид. наук, доцент
Академии управления МВД РФ Савелий М.Ф.
--------------------------
1. Подробнее см. Савелий М.Ф. Законные способы приобретения оружия //Законодательство. 1997. N 5. С. 85-88.
2. Подробнее см. Савелий М.Ф. Когда стрелять общественно полезно// Законодательство. 1998. N 2. С. 66-75.
3. Закон РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г., Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской ФЕдерации" от 11 марта 1992 г. и др.
4. Соглашение "Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств" от 27 марта 1997 г.
5. Закон РСФСР "О милиции". Ст. 12.
6. См., напр.: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации". Ст. 25
Tag: Оружие_Статьи_Оружие_самообороны_Применение_оружия_самообороны_Советы
Обсуди статью на форуме
Быстрый поиск: Оружие_Статьи_Оружие_самообороны_Применение_оружия_самообороны_Советы