Свадьба – это самый счастливый и долгожданный день для двух влюбленных. Для Надежды Леденцовой и ее команды Ledentsova wedding agency свадьба – это полгода кропотливой работы. Уже на протяжении четырех лет они организуют торжества в Петербурге на любой вкус, делая главный праздник молодых красивым и запоминающимся. Под руководством агентства Леденцовой проходит также самая популярная в городе свадебная выставка, успешно действующая с 2014 года, и первая свадебная премия, которую этой осенью вручат уже во второй раз. Это бизнес, где знают, как сделать из работы праздник.
Надежда, расскажите, что такое свадебное агентство и зачем в него обращаться?
– Свадебное агентство – это компания, которая занимается организацией свадеб. Свадебные агентства на Западе образовались уже давно, но в России они, пожалуй, представлены только последние 5-6 лет. Сейчас молодожены приходят к тому, что эти услуги необходимы, чтобы решить огромное количество проблем: где найти ресторан, какого выбрать ведущего. Чтобы сделать свадьбу, которую не стыдно будет показать гостям, которую можно будет вспоминать и гордиться через многие годы, и обращаются в свадебное агентство. Ведь там работают квалифицированные люди, которые уже не первый раз делают мероприятие и знают, каких порекомендовать специалистов, какие сложности могут возникнуть, какие есть подводные камни, как сэкономить, а на чем, наоборот, ни в коем случае экономить нельзя, как сделать красивую картинку. Именно для того чтобы сохранить нервы, подсказать правильный путь, необходимо свадебное агентство.
Когда люди задумываются о бизнесе, первое, что приходит в голову – это кофейня или франчайзинг. Как вы пришли к свадебному агентству, как привлекали средства?
– Дело в том, что в каком-то другом бизнесе сумма входа довольно велика, что касается свадебных агентств, то здесь она минимальна. Поначалу нет необходимости снимать офис, нанимать сотрудников, на первых этапах даже не нужно официального оформления. Поэтому агентств сейчас возникает много. Очень многие девочки после организации собственной свадьбы так вдохновляются и не понимают, зачем сидеть на скучной работе, когда можно встречаться с молодоженами, ходить по ресторанам, дегустациям, заказывать цветочки и т. д.
фото: vk.com/ledwed
Что касается меня, то сначала в голову пришла именно идея бизнеса, а не свадебного бизнеса. Потому что достаточно долгое время я работала в строительной компании, была руководителем отдела и имела сотрудников в подчинении. В какой-то момент я почувствовала, что достигла своего потолка, что хочется самостоятельно управлять своей жизнью, самостоятельно руководить. И, главное, я поняла, что могу принести больше пользы, работая самостоятельно, нежели на наемной работе. Тогда и начала подыскивать для себя какие-то варианты бизнеса, но не все нравилось, не все было понятно, не все подходило.
После того как я организовала собственную свадьбу, поняла, что переделала бы некоторые вещи. Я не почувствовала себя принцессой, я почувствовала себя организатором: носилась с телефоном, принимала шары, торты. Это было достаточно тяжело, возникла усталость, но уже через несколько месяцев мне захотелось повторить эти хлопоты и попробовать себя в подобном бизнесе, тем более без больших затрат. Я создала группу «ВКонтакте», затем сайт, и каким-то чудесным образом ко мне пришел первый клиент, которому я поставила очень низкую стоимость. Первое мое мероприятие прошло очень успешно, молодожены были благодарны и оставили приятный отзыв. Именно они подарили мне стимул, заразили энтузиазмом - я смогла оставить наемную работу и всецело занялась свадебным агентством.
У вас такая говорящая фамилия, не зря агентство назвали своим именем, это не псевдоним?
– Это настоящая фамилия – фамилия мужа. Раньше фамилия была другая, и работала я в серьезном офисном центре. Как только вышла замуж, сменилась фамилия, и профессия моя стала совершенно другой, и жизнь сложилась по-другому. Имя наносит серьезный отпечаток на деятельность и жизнь человека.
фото: vk.com/ledwed
Помимо организации свадеб вы создаете еще и свадебную выставку SPB WED EXPO. Какую цель она преследует?
– Сейчас наша основная направленность – это именно свадебная выставка. Потому что, поработав несколько лет как агентство, я стала понимать: летом есть мероприятия – есть заработок, зимой провал. Поэтому было принято решение начать заниматься свадебной выставкой. Этот бизнес пошел очень хорошо.
Изначально цель была популяризировать свое агентство, сделать его на рынке более престижным, популярным и привлечь большое количество молодоженов. Но через какое-то время стало понятно, что выставка – это полноценный независимый от агентства бизнес.
Ощущаете ли вы на себе особую социальную роль?
– Таковую роль я ощущаю именно как организатор свадебной выставки. Потому что в агентство обращается гораздо меньший сегмент людей, чем тот, который посещает свадебную выставку, – это средний и выше среднего классы. А выставка как раз направлена на помощь огромному количеству людей различного материального положения в выборе услуг.
На выставке молодожены за один день могут познакомиться с последними свадебными трендами, новинками свадебной моды, флористики и декора. Им не нужно договариваться о миллионе встреч в разных концах города и тратить свое время. Здесь они приходят в одно место и помимо того, что развлекаются - дегустируют торты, угощаются шампанским, смотрят шоу-программу, – еще и знакомятся со специалистами и имеют возможность выбрать себе самые интересные услуги, которые представлены сейчас на рынке. Именно здесь я чувствую некую социальную ответственность. Я понимаю, что это мероприятие нужно, оно помогает.
фото: spbwedexpo.ru
На выставке представлены и другие свадебные агентства. Вы не чувствуете конкуренции по отношению к ним или осознаете, что занимаетесь общим делом?
– Я абсолютно не чувствую конкуренции, поскольку в хорошем смысле не воспринимаю их как конкурентов, а отношусь к ним исключительно как к участникам своего мероприятия. Моя задача сделать их участие максимально эффективным и комфортным. У нас всегда дружелюбная атмосфера, и я очень этому рада.
В городе были попытки создать премию в области свадебной индустрии, но именно ваша SPB WED AWARDS увенчалась успехом и закрепила за собой статус первой и единственной свадебной премии в Петербурге. Как думаете, почему?
– Благодаря свадебной выставке нас любят и знают, что мы хорошие организаторы. Мы много лет в этом бизнесе, поэтому люди нам доверяют. Первая церемония награждения состоялась в прошлом 2015 году. Поначалу мы, конечно, тоже столкнулись с трудностями: не всем участникам рынка, особенно ТОПовым, был понятен статус мероприятия, не все ему доверяли, не все хотели принимать участие. Некоторые занимали выжидательную позицию: как мероприятие пройдет, кто в нем поучаствует, стоит ли мне в нем участвовать, мой ли это уровень. Это один из самых сложных проектов, несмотря на то, что он некоммерческий. Но мы рады, что справились. Сейчас свадебная премия имеет большую популярность и вызывает огромный интерес у представителей свадебной сферы города. Многие коллеги благодарят нашу команду за то, что мы взяли на себя такой большой труд и создали проект, двигающий свадебную индустрию вперед.
Какие проблемы и сложности существуют в свадебном бизнесе, и что стоит учитывать тем, кто только входит в эту нишу?
– Нужно учитывать, что на первом этапе нет смысла снимать офис, нанимать сотрудников и вкладывать большие деньги. Нужно просто пробовать и не ожидать, что сразу придут большие гонорары. Я как организатор выставки общаюсь с большим количеством специалистов и вижу, как молодые девушки делают свадебные агентства, очень часто работая бесплатно, за отзывы, за создание портфолио.
Никто не отменял кризис. Например, в этом году значительно уменьшилось количество свадеб. Молодожены, которые раньше могли себе позволить идти в агентство, теперь все делают самостоятельно, экономят буквально на всем. Поэтому клиентов стало меньше во всех сегментах. Так, прежде чем делать такой бизнес, особенно сейчас, нужно очень хорошо подумать, потому что бросить свою наемную работу легко, а получить хороший выхлоп в свадебном бизнесе – сейчас довольно-таки сложно.
фото: spbwedawards.ru
Почему берете на себя организацию не более 20 свадеб в год?
– Из-за большой занятости по свадебной выставке и свадебной премии. Если мы за что-то беремся, то хочется это сделать эффективно, качественно, чтобы не было стыдно за свою работу. Нет возможности пустить это на поток, этого и не нужно.
В вашей личной жизни что-то изменилось после создания агентства? Захотелось ли во второй раз провести свою свадьбу?
– Честно говоря, меня очень долго сопровождало чувство, что я хочу свою свадьбу еще раз. Хочу новую фотосессию, хочу другой ресторан, другой образ - все другое. Пока я не окунулась в эту сферу с головой. Я сделала много свадеб для своих клиентов, начиная от уютных камерных и заканчивая роскошными банкетами на самых лучших площадках города: свадеб было столько, что свою жажду красивого праздника я с лихвой окупила.
Какие были самые необычные запросы и капризы клиентов?
– Клиенты, которые обращаются в свадебное агентство, практически на 99% требуют к себе особенного отношения, у многих есть специфические запросы и пожелания. Был очень интересный заказ, когда к нам обратился клиент из Москвы, который хотел свадьбу-сюрприз для невесты. Они хотели приехать в Петербург, попрыгать по крышам, организовать романтическое свидание, покататься на лодке, пройти целый квест с огромным количеством сюрпризов. Приехали они в кедах и устроили хипстерскую свадьбу. Это было интересно, ведь нам нужно было продумать декорации на нескольких локациях, продумать все сюрпризы, сделать так, чтобы это все сложилось в одну красивую цепочку.
фото: vk.com/ledwed
Приходилось ли вам получать негативные отзывы? Что вы делаете, чтобы этого избежать?
– Подготовка к свадьбе проходит полгода, мы подбираем каждую услугу, каждого специалиста, работаем над каждой деталью, все согласовываем, поэтому не бывает, чтобы мероприятие по какой-то причине не понравилось. Бывают, конечно, какие-то сложности, больше связанные с работой исполнителей, задействованных в мероприятии, но мы все оперативно стараемся решить на мероприятии, не доводя до молодоженов.
Какая-то маленькая деталь, на которую молодожены не обратили бы внимания в обычной жизни, на свадьбе может очень испортить им настроение, поэтому мы стараемся максимально оградить молодых от переживаний и оперативно решить все сложности без их участия. Я люблю с ними пообщаться уже после свадьбы, рассказать, сколько могло бы быть косяков, если бы мы их вовремя не предотвратили, нежели беспокоить их в собственный праздник, ведь они должны себя чувствовать королевскими персонами. Мы вместе посмеемся и хорошо расстанемся, получим хорошие отзывы. Поэтому негативных отзывов, пожалуй, не было.
В следующем году вы празднуете первый юбилей. Агентство, выставка, премия: чего еще ждать?
– Кроме этого у нас есть курсы флористики – это очень интересный проект. С помощью профессионального преподавателя мы учим девочек делать букеты, бутоньерки, свадебное оформление. В следующем году будет свадебная выставка в Москве. Уверена, что у нас все получится. Это будет испытание для меня и всей команды, проверка на прочность, но неразрешимых задач не бывает. Чем серьезнее ставишь себе задачу, тем больше вероятность, что ты ее достигнешь.
фото: ledwed.ru/kursy-floristiki.html
Для вас агентство – это прибыль или праздник?
– Это, естественно, моя работа – проекты, на которых мы зарабатываем. Но я могу сказать, что никогда в моей жизни не было столько положительных эмоций, как сейчас. Я пришла в сферу собственного бизнеса, имея большой опыт работы в серьезных компаниях. Вся работа складывалась из выполнения должностных обязанностей с девяти до шести, за что я получала деньги на карту два раза в месяц. Здесь же настолько эмоциональный и интересный бизнес, что он занимает все время и внимание, а приходит такая колоссальная отдача, которую я ни с чем бы не сравнила. Я получаю огромное удовольствие от каждого реализованного проекта. Прошла очередная выставка – огромное количество поздравлений, положительных отзывов от молодоженов и участников. Это такое потрясающее чувство, что твой проект востребован. Каждая выставка – это словно мой День рождения.