Сеть магазинов «Спасибо» в стиле лучших thrift store Америки и charity shop Англии успешно действует в Петербурге уже не один год. Модницы могут найти здесь и примерить под ретро-рок 80-х джинсы Victoria Backham, шляпы 60-х годов и туфли в стиле начала века. Но это больше, чем секонд-хенд, - у этих магазинов есть свой дух. Если, к примеру, в Великобритании благотворительные магазины невероятно популярны, а среди представителей любого класса считается хорошим тоном как приносить туда что-либо, так и покупать, то в России подобный проект еще только обживается. Как это, давать вещам вторую жизнь, помогать людям и при этом зарабатывать деньги, мы побеседовали с основателем сети благотворительных магазинов «Спасибо» Юлией Кулешовой.
Вам наверняка постоянно задают вопрос, что же такое благотворительный магазин. Попробуйте сегодня для читателей «Санкт-Петербург.ру» ответить на него как в первый раз.
- Основная задача благотворительных магазинов — превратить хорошие, но не нужные одним людям вещи в полезный ресурс для других. В то время как для России этот механизм достаточно инновационен, благотворительные магазины уже на протяжении 70 лет успешно работают в Англии, США и Австралии. На сегодняшний день только в Англии около 7000 благотворительных магазинов, которые собирают средства для бездомных, тяжелобольных детей, больных раком, брошенных животных, бедных. Общее среди различных благотворительных магазинов в разных странах – это работа с ненужными вещами, далее же система работает по-разному. К примеру, в той же Великобритании благотворительные магазины зачастую работают для привлечения средств в определенную организацию, мы же распространяем средства среди нескольких.
Юлия Кулешова
Сеть «Спасибо!» собирает одежду, обувь, книги, аксессуары, бывшие в употреблении. С апреля 2014 года мы устанавливаем в торговых центрах и культурных пространствах Петербурга специальные контейнеры для приема вещей. Около 90% вещей, попадающих к нам, распределяются между городскими благотворительными организациями разного профиля и раздаются нуждающимся в Центре выдачи вещей «Спасибо!». Порядка 10% от собранного продается непосредственно через сеть благотворительных магазинов «Спасибо!». Прибыль, остающаяся у магазина после покрытия всех расходов, перечисляется в городские благотворительные фонды. Непригодная к использованию одежда идет на переработку.
Как пришла в голову идея объединить понятия «бизнес» и «благотворительность», когда все вокруг стараются их разделить? Верите ли вы в бескорыстную благотворительность?
- Все началось в 2009 году. Проект начался как хобби, потом постепенно перерос в большое дело. В первый год зарплату у нас получал только продавец в магазине, все остальные были волонтерами. Но потом мы поняли, что так дело дальше не пойдет, мы просто закроемся: ни у кого больше не оставалось сил работать в благотворительном магазине по ночам и снова идти на обычную работу утром. И мы решили, что «Спасибо» должно быть не просто компанией волонтеров, а организацией, где люди делают действительно серьезные вещи и несут за это ответственность.
Я увлеклась изучением бизнеса, стратегическим менеджментом, и мы потихоньку стали перестраиваться. Отказались от работы с волонтерами и сделали весь процесс более системным и четким. Мы научились разделять социальную часть и бизнес. Моя логика проста: если есть деньги, можно реализовывать любые социальные проекты. Именно поэтому у меня есть цель постоянно увеличивать оборот, потому что, чем больше мы сможем выручить, тем больше пойдет на благотворительность.
Что касается мошенничества, то в благотворительной области его не больше, чем где бы то ни было. Единственная разница в том, что это более резонансно всегда.
С какого магазина все началось и как сеть развивается сейчас?
- Все началось с магазина на Восстания. Место было совершенно неудобным: во дворе, с кодовым замком, далеко от метро. Когда мы открывали наш второй магазин на Гороховой, 50, мы учли все минусы первого.
Сейчас в городе работают четыре магазина «Спасибо»: на Гороховой, в Ковенском переулке, на 8-й линии Васильевского острова и на Чкаловском проспекте. Также работает один Центр выдачи вещей. Контейнеры для сбора одежды можно найти во многих торговых центрах города, сейчас их 40, и мы планируем, что к концу года контейнеров станет около 80.
Адреса магазинов и контейнеров "Спасибо" |
В первом магазине мы продавали только то, что нам принесли. С каждым новым магазином мы понимали, что наша задача - наращивать прибыль, а ее можно получить разными способами. Со временем мы стали привлекать мастеров hand-made, дизайнерские вещи и работать с поставщиками.
Работать в магазине «Спасибо» может любой или есть какие-то критерии при отборе, все же магазин – благотворительный?
- Работать у нас может кто угодно. К примеру, в центре выдачи вещей работает Маша, которая пришла к нам из центра «Рауль», у нее инвалидность и она одинокая мама. Сперва Маша работала на подхвате, а потом мы взяли ее на постоянной основе. Также сейчас мы запускаем программу стажировок у нас ребят с аутизмом из центра «Антон тут рядом».
С какими благотворительными организациям вы работаете?
- Изначально мы помогали одному фонду «Детские сердца», он находится в Москве. Потом переключились на петербургские организации – «Ночлежку» и «Упсала Цирк», а затем перешли на концепцию микрофинансирования, когда мы разделяем перечисления на небольшие суммы денег разным не очень крупным организациям (фонд «Наташа», экологическая организация «Токсовские озера»). Еще у нас есть принцип, что каждый продавец можем сам выбрать фонд для перечисления процента со средств, которые он смог выручить за свои смены.
Вы даете рекомендации по открытию благотворительных магазинов в других городах и странах. Это франшиза «Спасибо», либо просто советы по открытию подобных магазинов?
- Это советы, так как благотворительный магазин довольно сложно тиражировать. Многие загораются идеей, потом слушают о том, через что им придется пройти, и отказываются от идеи. Однако есть и успешно функционирующие. Из тех, что хотелось бы назвать, – «Ласка» в Киеве и «Лавка радостей» в Москве.
Насколько мне известно, сегодня у вас еще есть проект по переработке вещей.
- Действительно, в конце сентября мы запустили собственную линию по переработке одежды. Вещи, не пригодные для дальнейшей носки или продажи, тоже получают вторую жизнь: из старого текстиля сделают регенерированное волокно, которое, к примеру, используют для набивки матрасов, утеплителей, звукоизоляции и т.д. Подготовка к открытию линии велась около года - нужно было изучить существующее оборудование, дождаться его из Китая, решить организационные вопросы. Сейчас линия работает на полную мощность.
И последний, наверняка простой, вопрос: чего больше вам приносит магазин «Спасибо» - прибыли или веры в людей?
- Говорить, о том, что у нас сумасшедшая прибыль, не приходится. Поэтому, конечно, веры в людей. Мало того, мы своим примером вдохновили многих. Так что этот проект открывает нам лучших людей и нас людям.
Фотоматериал: spasiboshop.org