Кто-то говорит, что Россия давно перестала быть самой читающей страной в мире. Кто-то уверен, что в стране - кризис издательского бизнеса и книготорговли. А кто-то берет и запускает в кризис – экономический ли, образовательный ли – неважно – литературный проект. «Санкт-Петербург.ру» побеседовал с создателем проекта «Литературно», журналистом и редактором Анной Колесниковой о новом формате СМИ, реалиях краудфандинга, старте в кризис и, конечно, о Бродском и Довлатове.
Для начала вопросы информационного характера. Просветите нас и наших читателей, что это за проект и каковы планируемые сроки запуска? Кто основатель и сколько человек сейчас задействовано в проекте?
- Идея проекта «Литературно» возникла около года назад. С журналистом Ариной Буковской мы обсуждали, как было бы хорошо, если бы существовал разносторонний путеводитель по книжному миру с удобной литафишей, новостной лентой, книжными анонсами. Нам не хватало обобщающей информации о книгах, писателях и особенно о литературных мероприятиях. Киноафиша есть, театральная есть, литературной нет. Либо не устраивала подача этой информации.
Сошлись на том, что книжный сталкер нужен всем - и читателям, и писателям. И поняли, что нам самим было бы интересно этим заниматься. Промониторили рынок: все верно, ниша пустует.
Сейчас проект на старте: «Литературно» начинает сотрудничать с издательствами, писателями, книжными площадками. Развиваются сообщества в соцсетях, идет сбор средств на создание портала, формируется команда. Сегодня проектом занимаются четыре человека. К разработке сайта мы планируем приступить весной, но конкретную дату назвать пока сложно – зависит от успехов краудфандинга. Именно с помощью «народного финансирования» мы запускаем проект.
Сооснователь и координатор проекта Анна Колесникова
Авторские тексты, рерайты, готовые обзоры от издательств - откуда вы будете брать контент?
- Конечно, будут полноценные авторские тексты - обзоры, рецензии, статьи, интервью с писателями. Однако формирование новостной ленты в режиме нон-стоп не обходится без использования контента других СМИ, с указанием источника, разумеется.
Непременно - сотрудничество с издателями. Мы уже сотрудничаем с такими издательствами, как «Альпина Паблишер» и «Питер».
Будут и другие форматы. «Литературно» ориентируется на живой диалог. Отсюда идея создания интерактивной афиши литературных мероприятий: каждый читатель в любой момент сможет узнать, где поговорить о книгах, где получить автограф, где посмотреть на съемки «литературного» фильма, сможет выразить мнение о событии и добавить в афишу свое. Отсюда и надежда создать независимую площадку, где писатели, книгоиздатели и критики могли бы свободно высказываться, дискутировать, находить компромиссы. Мы считаем это важным.
Ну, и планируются всякие полезные «мелочи» вроде регулярно обновляемой таблицы литературных конкурсов по дедлайнам: такого писательского сервиса, как и читательской афиши, пока нет.
Сколько денег требуется на запуск проекта и на что конкретно они будут направлены?
- Первое, на что нужны средства, - сам сайт. Функционал планируется сложный. Мы подробно разработали структуру портала, есть черновики всех страниц. Рассмотрели массу вариантов соотношения цены и качества услуг веб-разработчиков и выбрали студию. Нам предоставили смету: 150 тыс. рублей. На краудфандинговые отчисления, налоги и некоторые затраты по акциям уйдет еще около 40 тыс. Поэтому заявленная сумма - 190 тыс. После создания сайта «Литературно» начнет работу, на раскрутку, конечно, потребуется время. Определенные ресурсы у нас есть. Но если мы соберем больше заявленных 190 тыс, деньги пойдут на поддержку портала – вознаграждение труда контент-редактора и журналистов, техподдержку.
Черновик главной страницы сайта "Литературно"
Как вы поверили в краудфандинг? Или это решение было чем-то вроде последнего шанса собрать необходимую сумму?
- Решение возникло как-то сразу, во многом благодаря положительному опыту коллег. Краудфандинг – это ведь не только и столько деньги, сколько хороший маркетинговый инструмент, позволяющий протестировать проект еще до начала работы: выявить сильные и скорректировать слабые стороны, сформировать лояльную аудиторию, наладить контакты с прессой, привлечь спонсоров, набрать команду, найти партнеров.
Даже десять рублей взноса делают крауд-акционера кем-то вроде соучредителя, он уже относится к проекту по-другому, как к своему: следит за новостями, высказывается, что-то предлагает. Сегодня и крупные компании все чаще запускают проекты с помощью краудфандинга, чтобы убедиться в их жизнеспособности.
Проект "Литературно" на краудфандинговой площадке. 10 февраля 2016
Как далее будет финансироваться проект? Каким образом вы планируете выйти на самоокупаемость и прибыль?
- Во-первых, определенные ресурсы у нас есть. Кроме того, «Литературно» активно ищет партнеров, готовых поддерживать проект. Рано пока об этом говорить, но наши поиски уже дают некоторые результаты. И, конечно, будет не обойтись без рекламы и инфопартнерства.
Почему вы решили выйти на рынок в кризисное время? Не боитесь?
- Кризис – это не так плохо. Без выхода из зоны комфорта не бывает роста. Для проекта «Литературно» сегодняшний кризис – дополнительная проверка на креативность и жизнеспособность. И, кроме того, в период переоценки ценностей что может быть актуальнее литературы?
С экономической же точки зрения никто ничем не рискует, краудфандинг – безопасная технология. При самом плохом раскладе деньги просто вернутся акционерам, при хорошем мы быстрее сделаем сайт, и при любом о нас узнают. Так что риска нет.
Кто из известных людей и каким образом поддерживает проект? Легко ли до них достучаться?
- Проекту помогли писатель Дмитрий Быков и режиссер Алексей Герман-младший. За что мы им очень благодарны. Достучались просто – через электронную почту. Дмитрий Быков согласился подписать свои книги, которые мы передадим людям, поддержавшим «Литературно».
Алексей Герман и продюсеры фильма «Довлатов» позволили организовать экскурсию на съемки. Это интересная акция, она привлекает внимание к проекту. Специально для картины «Ленфильм» воссоздает декорации Ленинграда 70-х: знаменитое кафе «Сайгон», редакции литературных журналов. Еще не понятно, кто будет играть Довлатова, это интрига, но в фильме точно примут участие многие известные актеры. Нам самим интересно побывать на съемках.
На роль Сергея Донатовича в фильме "Довлатов" пробовались молодой сербский актер Милан Марич и даже Иван Ургант.
То есть у вас есть и офлайновая сторона проекта – акции, экскурсии? Расскажите о них подробнее. Как это вписывается в формат?
- Краудфандинговая система предполагает, что людям, которые поддерживают проект, достаются разные бонусы. Это своего рода благодарность за помощь. Мы постарались сделать офлайновые акции интересными и разнообразными.
Кроме экскурсии на съемки фильма о Довлатове будут и другие, например, экскурсия в закрытую квартиру Иосифа Бродского в Петербурге - знаменитые «полторы комнаты» в Доме Мурузи, где поэт жил до эмиграции. Это уникальная акция: музей открывался только на день, просто так туда не попасть. Мы благодарны Фонду создания музея Иосифа Бродского за такую возможность.
В Москве вместе с теми, кто поддержал проект, мы собираемся ночью сходить в Булгаковский дом на театрализованное представление. Призрачный свет луны, «нехорошая квартира», Коровьев, сами понимаете.
Наш эксклюзив – двухдневная авторская экскурсия по Пушкинскому заповеднику «Михайловское»: вековые ели, «типично псковские дали», озера-реки, усадьбы-парки, лесные художники, «настоящая могила Пушкина» и единственный в России музей Сергея Довлатова. Мы там знаем и любим каждый куст, нам есть, что рассказать.
Ну, и другие акции: книги с автографами, книги без автографов, даже возможность самостоятельно взять интервью у любимого писателя.
Сооснователь проекта "Литературно" Арина Буковская
С какими сложностями в организации проекта вы уже столкнулись и что, как вы думаете, вас ждет в будущем?
- На самом деле ничего особенно сложного никому из нас делать не приходится: обычная организаторская и журналистская работа, причем интересная. Сейчас основная задача – сформировать команду. Ищем людей, которым действительно хотелось бы работать в окололитературной сфере и «раскачивать» именно такой проект. Отрасль не самая денежная, но, на наш взгляд, одна из самых интересных. Проект уже получил некоторую огласку, и к нам стали обращаться начинающие журналисты, которые тоже хотят заниматься «Литературно». Стараемся привлекать их к работе и смотреть, что получается. Но это небыстрый процесс.
А что касается будущего, хотелось бы, чтобы со временем проект «Литературно» стал объединяющей площадкой для читателей и авторов, издателей и критиков, где отражаются новости, ведутся дискуссии – таким местом встречи.