USD 23.11.2024 102.5761 +1.8963
USD ММВБ 00:05 100.6798  
EUR 23.11.2024 107.4252 +1.3490
EUR ММВБ 00:05 106.0762  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Илья Бортнюк: Выступление на фестивале «Стереолето» – это уже знак качества

Как привезти в Россию культовых зарубежных артистов, как угодить взыскательной петербургской публике и что следует не пропустить на «Стереолето» в этом году.

Фестиваль «Стереолето» отпразднует свое 15-летие в компании более сорока групп, среди них - мировые звезды Sigur Rós и Cristal Castles. Темой юбилейного опен-эйра стало море, которое является неотъемлемой частью Петербурга, такой же, как Эрмитаж или Мариинский театр. В список ста символов Северной столицы уже давно вошло и «Стереолето». Об особенностях фестиваля за несколько дней до события «Санкт-Петербург.ру» поговорил с его основателем и продюсером Ильей Бортнюком. 

Илья, в какой момент вы почувствовали, что «Стереолето» – долгоиграющий проект, событие, которое вы будете проводить год за годом? Или это стало понятно сразу после первого фестиваля?

- Если честно, когда я делал первый фестиваль, то не думал о том, что он будет иметь продолжение. Но то, что проект живет 15 лет, – это, конечно, здорово. Это говорит о том, что мы все-таки up today – меняемся, растем, стараемся делать событие, интересное в том числе и новой публике. Тот, каким я сам был 15 лет назад, и сейчас – это совершенно разные люди. С фестивалем та же история.

Вначале «Стереолето» развивалось в формате ночного клубного фестиваля, а сейчас это большое мероприятие под открытым небом, рассчитанное в том числе на семейную аудиторию. Как и почему произошла смена формата?

- Фестиваль стал дневным через семь лет, в 2009-м, когда стало понятно, что ночной формат сужает аудиторию. Я сам на подобные ночные вечеринки не хожу уже давно. Нельзя забывать, что у тех, кто ходил на первые наши фестивали, уже выросли дети - им по шестнадцать лет. То есть это новая аудитория. Моей дочери пятнадцать, и она ходит на «Стереолето». Она родилась, когда состоялся первый фестиваль.

«Стереолето» - состоявшийся бренд, который знают тысячи людей, его репутации доверяют. Громкое имя способно обезопасить проект в кризис или оно не дает никаких гарантий?

- Если говорить о спонсорах, у нас в этом году с их стороны интерес даже больше. Уже не мы их ищем, а они сами к нам приходят. Это, на мой взгляд, большое достижение, - есть репутация, есть интерес. Если обратиться к покупательской способности, то да, она снизилась. Но мы привозим культовых артистов, поэтому люди все равно идут на фестиваль. У нас не очень дорогие билеты – даже меньше, чем на сольные концерты некоторых исполнителей. На прошлогодний концерт 5’nizza цена была от 2,5 тыс. рублей. А у нас 2 300 рублей за двадцать групп, включая Cristal Castles и ту же 5’nizza.

Группа 5’nizza 
Фото: САРАФАН PR
 

С чем вы связываете такое оживление спонсоров? Может, как раз с кризисом?

- Конечно. Они думают о том, как более эффективно потратить рекламный бюджет. Многие понимают, что возможности фестиваля (в том числе нашей рекламной кампании в соцсетях) шире, чем наружной или рекламы на ТВ. Здесь легче и адресно работать с аудиторией. Аудитория «ВКонтакте» уже в прошлом году превысила аудиторию «Первого канала». По сути, в России сейчас это главное средство массовой информации.

За два последних кризисных года фестивалю удавалось заработать?

- Конечно, мы зарабатываем. Я не настолько богатый человек, чтобы делать фестивали в минус. Если бы у меня был маленький нефтяной заводик – я мог бы развлекаться, делать фестивали без оглядки на прибыль. Но так как это основная моя деятельность – я должен на этом зарабатывать. Наш доход - небольшие деньги, которые уходят на аренду офиса, зарплаты, налоги и так далее. А итоговый результат связан с тем, как ты построишь саму работу - каких артистов привозишь, как работаешь с рекламой, как экономишь, - а не только от того, сколько ты продал билетов. По этому критерию сложно что-то сопоставлять. В 2015 году у нас не было Sigur Rós, поэтому по сравнению с прошлым годом мы продали гораздо больше билетов уже сейчас и продадим еще.

У малого творческого предпринимательства (к этому виду бизнеса относятся кафе, бары, клубы, фестивали) в кризис появляется больше возможностей, чем у крупного. Потому что у нас всегда есть поле для маневров, мы можем быстро что-то менять, корректировать. В отличие от больших компаний, которым, чтобы сделать что-то новое, нужно полгода согласовывать. Например, в прошлом году у нас было в заявках 5-7 фудтраков, сейчас их уже 50. Это направление бизнеса развивается. В этом году по наполнению фудкорта мы не сделали ни одного предложения - просто сложился пул, который мы включили в работу. Уже две недели всем отказываем, потому что мест давно нет.

Основатель и продюсер фестиваля Илья Бортнюк

То есть кризис не приговор?

- Кризис есть, и финансовая и экономическая ситуация в стране, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но это не значит, что нужно опускать руки и ничего не делать.

Вы обращаетесь за поддержкой к властям?

- Обращаемся, нас поддерживает комитет по культуре. Мы уже вошли в категорию «культурная достопримечательность Петербурга», и проходим по документам в этой категории - а не как простой фестиваль. При этом, каждый год подавая заявку, деньги мы получаем не всегда: сегодня нам выделяют средства, завтра помощи может и не быть.

Сейчас там очень хорошее руководство, по крайней мере, нас слушают и пытаются помочь. Не со всеми составами комитета по культуре так было. Поэтому надеемся, что и дальше все будет развиваться в этом же ключе.

Из-за чего фестиваль может провалиться – в результате столкновения с плохой погодой, политическими событиями, кризисом, полтергейстом?

- Это очень опасный и непредсказуемый бизнес. У нас были сложные ситуации. К примеру, нам пришлось отменить один день фестиваля – мы смогли спасти ситуацию, когда перенесли концерт в клуб. Но это был полный disaster – все случилось из-за урагана. Когда проводишь событие на открытом воздухе, всегда есть риски. А погода в Питере, к счастью, изменчива. Знаете, как в Исландии говорят, если сейчас плохая погода - подожди 15 минут. Здесь примерно так же. И еще мы живем в такой стране, где всегда все может вообще отмениться.

То есть вы готовы ко всему?

- У меня просто нет другого выхода. Одно время я занимался ресторанным бизнесом. Когда ввели санкции, продукты подорожали в два раза, люди стали меньше ходить по заведениям. Закрылось 30% ресторанов, включая мой. Что можно сделать? Мы все под ударом. Никто не защищен ни от чего.

Экономическая ситуация во многих странах намного более надежная и стабильная. И люди понимают, что у них есть будущее. Здесь оно тоже, конечно, есть, но никто не знает, что там дальше будет. То есть мы находимся в зоне риска, но это не мешает нам делать свое дело.

Фото: САРАФАН PR
 

Важная особенность любого долгоиграющего проекта в том, что ему нужно подстраиваться под реалии времени – меняться, попадать в тенденции. Но при этом хороший фестивальный проект должен сохранять свое лицо, характер. Как это удается делать «Стереолету»? Что в фестивале пришлось изменить за последние годы, под что пришлось подстроиться, а что вы никогда не поменяете?

- Конечно же, главная составляющая концепции фестиваля - музыкальная. Здесь всегда есть место компромиссу, но одновременно я стараюсь придерживаться своих взглядов. Всегда нужен хэдлайнер, на которого пойдут люди. Но важно, чтобы хэдлайнер не был номинальным. Есть артисты, которые однозначно соберут аудиторию. Но если это группа, которая давно и много выступает на фестивалях в России, – то не хочется ее приглашать, так как не будет новизны. Как если бы я включил в состав «Сплин» или «Ленинград», я бы гарантировал себе количество людей на фестивале. Это не значит, что я не готов их пригласить вообще. Мне нравится и та, и другая группа, а с «Ленинградом» мы долго работали. Я уверен, что они когда-нибудь выступят на «Стереолете», но уже не в этом году.

Одна из наших отличительных особенностей состоит в том, что половина выступающих – неизвестные, но крутые группы. Этот принцип останется неизменным. Люди приходят и открывают для себя новые коллективы. И это очень важно, потому что фестивалей, которые так делают, мало – «Усадьба джаз» и «Дикая мята». Остальные ориентированы на звездных артистов – например, фестивали Park Live или НАШЕСТВИЕ. В том числе благодаря тому, что мы работаем с девятью культурными центрами, консульствами, «Стереолето» может осуществлять такую просветительскую работу.

Плюс, естественно, «Стереолето» поддерживает российских музыкантов. У нас есть сцена «Звук вокруг», где выступают только наши артисты, мы им даем серьезный шанс показать себя, делаем им хорошее промо. У многих групп после фестиваля начинает стремительно развиваться музыкальная карьера. То есть это уже такой знак качества – выступление на фестивале «Стереолето».   

В этом году на «Стереолете» на четырех сценах выступит более сорока коллективов из разных стран. Как проходит отбор музыкантов?

- Это сложный и длительный процесс. Многих артистов мы хотим видеть, а они не могут выступить. Или это гораздо дороже, чем мы можем себе позволить. Есть музыканты, которых я очень хотел бы привезти, но они не попадают в общую концепцию, картинку. Из ста артистов, которых хочется пригласить, получается привезти всего несколько. Зато каждый раз это очень крутые музыканты.

Насколько сложно договариваться с иностранными артистами? Как удается заполучить таких хэдланеров, как Sigur Ros и Сrystal Castles?

- Общаемся с ними заранее – за год. Сейчас проведем фестиваль, и уже в сентябре начнем новые переговоры. Фестивалей огромное количество, особенно в Европе. Если ты хочешь привезти на летний фестиваль в Россию хорошего иностранного музыканта, этим надо озаботиться в сентябре-октябре.

Выступление Ивана Дорна на «Стереолето-2015»
Фото: САРАФАН PR
 

Кого очень хочется привезти, но не получается?

- Таких много. В первую очередь, это Бьорк. Но это вряд ли случится, потому что у нее такой гонорар, что мы сможем привезти ее, только если я найду 70% бюджета фестиваля, – а это большие деньги. 

Еще есть много симпатичных относительно новых групп. Но для того чтобы такой коллектив привезти из другой страны, нужно, чтобы нам кто-то помог. Поэтому тут важно сотрудничество с культурными институтами, консульствами, которые оплачивают дорогу, что, в общем-то, уже неплохо.

Самый первый фестиваль «Стереолето» был по большей части электронным - тогда была волна лаунджа. А как вы можете охарактеризовать нынешнюю музыкальную моду?

- Я не могу сказать, что сейчас есть какая-то ярко выраженная мода. Если говорить про живую музыку – то это скорее движение в сторону гаражного рока. Музыка стала очень эклектичной. Я не очень разбираюсь в новых стилях, слушаю совершенно разную музыку, мне неважно, какого она жанра.

Вы год от года привозите разные группы, видите реакцию зрителей, на каких-то сценах собирается больше людей, где-то меньше. На что сейчас публика хорошо реагирует?

- Всегда по-разному. Не могу предугадать, что будет в этом году. Знаю только, что много людей придет на некоторых русских артистов.

Как вы работаете с таким взыскательным и избирательным слушателем, как петербургский? Это тоже каждый раз риск?

- Я живу здесь и более-менее понимаю, что происходит вокруг. Ситуацию с музыкантами, которых мы привозим, мы много анализируем, изучаем. Да, питерская публика более избирательная, более тяжелая на подъем.

Даже чем в Москве?

- Да. В Москве аудитории, особенно молодой, раза в три-четыре больше. Если бы у нас был такой фестиваль, как «Пикник Афиши», на него приходило бы от силы 5-7 тыс. человек. Но чтобы 30 тыс. пришло даже при хэдлайнере типа Blur или Franz Ferdinand – такого здесь не будет.

В этом году фестивалю 15 лет. Есть ли у «Стереолето-2016» какая-то юбилейная особенность, помимо морской тематики?

- Для меня эта особенность – выступление Sigur Rós.

Sigur Rós
Фото: САРАФАН PR
 

На ваш взгляд, ради каких участников, помимо хэдлайнеров, стоит прийти на фестиваль и почему?

- Я бы отметил группу Repetitor из Сербии. Они молодые, дикие, в хорошем смысле этого слова, у них есть такой, что называется, очень естественный драйв, когда коллектив еще не думает о славе, деньгах. Очень рекомендую итальянцев Joycut. Шикарные ребята Skip & Die - очень крутая танцевальная группа, у них в музыке намешано столько стилей - от байли фанка до болливуд-фанка. Очень классный коллектив Echo & Tito feat. Malox – три в одном: клезмер, электроника и хип-хоп. Из наших исполнителей, конечно, нужно идти на «Нож для Фрау Мюллер» и Pinkshinyultrablast. Впрочем, и те, и другие на самом деле популярны. Большинство людей спрашивают, когда будет Sigur Rós и Pinkshinyultrablast - и не накладываются ли их выступления. Pinkshinyultrablas - одна из самых известных групп из Питера за рубежом. Еще очень интересны Hann with gun и Антоха МС.

Хотите ли вы расширять географию фестиваля? «Стереолето» побывает когда-нибудь в других городах, помимо Москвы?

- Да, мы надеемся на это. Здесь вопрос правильной коммуникации с партнером. Важно найти в городах адекватных организаторов. Если такие появятся – будем работать.

Фото: САРАФАН PR

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Клуб молодого пассионария

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы