Российские ретейлеры начали снимать с полок чистящие и моющие средства иностранных компаний.
Сегодня стало известно о том, что у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возникли претензии к продукции таких компаний, как Henkel, Procter & Gamble, Colgate-Palmolive и «Невская косметика».
Предписания вызваны несоответствием российским нормам безопасности. Так, средство Fairy Platinum для мытья посуды, стиральные порошки Persil Expert Sencitive и моющее средство "Пемос детский" не удовлетворяют требованиям Роспотребнадзора, хотя и производятся на российских предприятиях.
Требование изъять эти товары из ассортимента получили торговые сети "Ашан", Metro Cash & Carry и магазины Х5 Retail Group - "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель".
Сообщения о том, что некие продукты изымаются из-за нарушений требования законодательства, появляются на страницах СМИ с завидной регулярностью. И если испанский хамон, французские устрицы и итальянское прошутто рядовой россиянин итак не часто видел на своем столе, то уж рижские шпроты и знакомый всем с советских времен финский плавленый сыр «Виола» оплакивает практически каждый.
Подписанный легкой рукой Владимира Путина запрет на продовольственный импорт даже спустя год обсуждается рьяно. Кто-то, называя себя патриотом, стойко сносит жизнь без условных оливок и пармезана, кто-то маленькие продуктовые радости привозит из-за границы в чемодане – благо в ручную кладь власти еще не сунулись. А кто-то, поддерживая курс на импортозамещение и даже опережая его, придумывает новые способы борьбы с запрещенкой (как будто горящих на костре персиков мало).
Так, на прошлой неделе все СМИ облетела новость о совместном рейде петербургских казаков и шоумена Стаса Барецкого в гипермаркет торговой сети «Ашан» в поисках зарубежной продукции. Барецкий рвал пивные банки зубами, а казаки, создавшие специальный патруль для поиска санкционных товаров, методично сметали с полок все, на чем обнаруживали надпись на иностранном языке. Правда, найти «санкционку» им так и не удалось.
Аналогичные действия намерены выполнять и активисты «Молодой Гвардии Единой России», которые создали в Купчино штаб по выявлению запрещенной продукции.
Неожиданное предложение поступило и от Ассоциации текстильщиков России – наравне с сельхозпродукцией уничтожать и контрабандную одежду.
Вся эта вакханалия импортозамещения вызывает только один законный вопрос: зачем сознательно загонять себя в отечественные рамки? Итак на устах у старшего поколения вертится «как в СССР», у младшего – «уподобляемся КНДР». Если принимаемые законы еще можно объяснить волевыми решениями президента, затыкающего дыры внешней политики моцареллой и фуа-гра, то стремление российского народа потреблять белорусский сыр и китайские фрукты не объяснишь, пожалуй, ничем.
А без белорусского сыра, бразильской курятины и чилийского картофеля России будет обойтись довольно сложно, так как под каждой второй русской этикеткой скрывается какая-нибудь западная компания, открывшая свой завод для русских. Отечественная продукция сегодня – это миф, по крайней мере, производства, способные накормить, одеть и вылечить (если помните, Министерство промышленности и торговли РФ подготовило законопроект, который ограничивает закупку гигиенических и медицинских товаров из-за границы) целую страну, а не только свой регион.
Бывший главред Санкт-Петербург.ру Юлия Земскова испытала на себе тяжести жизни на отечественной продукции в прошлом году – еще в начале истерии по импортозамещению. После долгих походов по магазинам и ресторанам в поисках своего-родного, она сделала простой вывод – выжить на отечественной продукции можно, жить – нельзя.
Даже невеликая по объему доля собственных производств в России базируется на импортном оборудовании. Без иностранной техники не выживут даже компании, имеющие собственное производство в России. Наше оборудование перестали производить в 1991 году, когда разрушили научно-промышленную базу. Нет института разработчиков, нет предприятий, производящих эту машинно-строительную продукцию. Кроме того, в России нет заводов, которые производят упаковку, к примеру, для декоративной косметики.
Энзимы и отдушки для всех русских стиральных порошков, зубной пасты и средства для мытья закупаются за рубежом. К примеру, в лаборатории ЗАО "Аист" смогли найти только два порошка, созданных на полностью отечественном сырье, - оба оказались для ручной стирки.
Вся современная русская декоративная и уходовая косметика создается с использованием импортных ингредиентов. Да и ту найти сложно – к примеру, «русский» Art-Visage в Петербурге нужно хорошо поискать.
К тому же, русская продукция проигрывает Западу в дизайне и рекламе. У европейских компаний сильные бренды. Оборотные средства идут на продвижение и на обновление дизайна. Этот процесс у них налажен в два раза лучше.
Если российские производства перейдут на полностью русское сырье и оборудование, то станут неконкурентоспособными. Хотя, если в России такими же темпами будут запрещать ввоз продуктов, медицинских препаратов, цветов, а в скором времени – вероятно и одежды, то конкурировать попросту будет не с кем.