В Северной столице одновременно с праздничными курантами Кремля должен подорожать проезд в общественном транспорте. За билет придется платить на 3 рубля больше: 31 рубль – в метро, 28 рублей – в автобусах, троллейбусах и трамваях.
Петербуржцы активно обсуждают появивишуюся новость в блогах и соцсетях. Соотнося цену и качество, жители города на Неве приводят в пример устройства метрополитенов в других странах. Тихие поезда без машинистов, лифты в метро, развитая система абонементов, sms-билеты, дефибрилляторы при сердечных приступах и прочее. «Если у нас собираются вновь поднимать цены, то почему бы и не поднять уровень общественного транспорта, как в Европе?» - проходит лейтмотивом вопрос по форумам.
Лондон
Юлия Габорне-Моксар в 2012 году предпочла пасмурному Петербургу туманную столицу Великобритании. Почти каждое утро по дороге на работу у нее проходит в лондонском Undeground – старейшей подземке в мире. Первая линия метрополитена там открылась в 1863 году. Путешествовать под Лондоном, по ее словам, удовольствие не дешевое – в среднем на билеты уходит 100 фунтов стерлингов в месяц (8 200 рублей).
«Цена во многом зависит от зон, в пределах которых ездишь. Но меньше 5,9 фунтов (483 рубля) в день точно не потратишь. Можно приобрести абонемент на 30 дней, но он выходит еще дороже – в среднем где-то в 150 фунтов (12 тысяч рублей), годовой – в 2 тысячу фунтов (164 тысячи рублей), - говорит она. - Несомненных плюсов английского метро много. Это развитая сеть станций, находящихся близко друг к другу. Можно доехать в любую часть города. Это продуманное место для инвалидов или пассажиров с грудными детьми: одна часть платформы имеет возвышение, чтобы коляска могла заехать. Я уже не говорю, что на каждой станции есть лифты – опускаешься на станцию прямо с улицы».
По словам Юлии, метро в Англии хоть и удивляет своей продуманностью, но это не самый надежный вид транспорта. «Каждый день случаются неожиданные задержки в прибытии составов из-за ремонтных и профилактических работ на линиях. Также метро не функционирует во время плохой погоды, потому что рельсы частично проходят по поверхности (оверграунд) и их заливает водой. Но выбирая между петербургским и лондонским, я предпочту все-таки the Tube ("подземка" - прим.ред.)», - заключает Юлия.
Берлин
Берлинский метрополитен появился почти на полвека позже английского, но на сегодняшний день он считается одним из самых удобных. Так, на всех станциях помимо эскалаторов и лифтов располагаются медпункты с дефибрилляторами – в случае если у кого-нибудь из пассажиров произойдет сердечный приступ.
Ольга Слотина – еще одна петербурженка, которая поехала искать счастье за пределами страны. Она уже два года живет в Берлине. Пробки на улицах столицы Германии, говорит она, редкость, потому что жителям удобно и приятно пользоваться метро. «Первое, что поражает в местном метрополитене, в отличие от петербургского, – отсутствие турникетов и любых других видов контроля оплаты проезда на входе или выходе, - рассказывает Ольга. - Власти рассчитывают на честность пассажиров при оплате проезда. Но контролеры регулярно проходят с рейдами по поездам».
По ее словам, добраться из одного конца Берлина в другой можно максимум за час. Станции расположены примерно в 1–2 км друг от друга и довольно плотно покрывают город. За счет четкого расписания и небольшого такта между поездами вагоны почти не бывают переполнены. В будни метро работает до 3 ночи, в пятницу и все выходные — круглосуточно.
«К слову, однократный проезд, по сравнению с Петербургом, в Берлине стоит достаточно дорого - 2,60 евро, но зато немецкие власти позволяют использовать билет в течение двух часов на любом виде общественного транспорта (не только метро, но и трамваи, автобусы и речные трамвайчики) и с любым количеством пересадок. Если ежедневно ездить на работу, то удобнее приобретать месячный проездной, который стоит 78 евро».
Для велосипедов в составах организованы специальные площадки. Не воспрещено передвигаться в метро и с собаками.
Париж
Искусствовед Карина Проничева 8 лет назад поступила в школу Лувра и переехала в Париж. Возвращаясь в Петербург, она нахваливает российский метрополитен – за пунктуальность. «В Париже каждый день случаются поломки, бывает, кто-то прыгает на рельсы или нападает на машиниста. Вне час пика поезда идут с интервалом до 12 минут. Поэтому рассчитать, сколько времени нужно на дорогу, трудно. Хуже всего работает синяя линия метро - это дорога в аэропорт, там ждешь по 25-55 минут, при этом поезд могут перенести на другой путь или вообще отменить без предупреждения, в итоге едешь на такси за 60 евро», - вздыхает она.
При этом парижское метро, как и столица Франции, считается довольно криминогенным местом. «На станции "Северный вокзал" постоянно происходят конфликты черных с полицией, периодически кто-то в кого-то стреляет. Станции "Шатле" и "Северный вокзал" вообще джунгли какие-то, - смеется Карина. - Однажды вечером возвращалась домой из кино. Две 15-летние девицы сильно меня толкнули и вылили мне на голову банку пива, а потом стали отпихивать к рельсам. Народу на перроне было достаточно, однако никто не стал помогать, все только отошли подальше. Я смогла нажать на тревожную кнопку – девушки убежали. Начальник станции мне сказал, что все видел, но ничего не мог поделать, и только сказал: «Но вы, конечно, можете написать жалобу».
Французский метрополитен, говорит Карина, также поделен на несколько тарификационных зон, а один билет стоит 1,7 евро. «Не на каждом входе в метро есть дежурный, и билеты часто приходится покупать в автоматах. Автомат бывает один на вход в метро и сломан, и вот тогда иди пешком до другого входа или станции. Очень неудобно, когда опаздываешь или когда ты - иностранец и не знаешь города. Кроме того, часть автоматов принимает только банковские карты, если у тебя наличные - не повезло. Есть и такие автоматы, которые принимают банковские карточки и мелочь: если у тебя нет карточки, надо заплатить 9,75 евро мелочью. Нет мелочи - не повезло. Наконец, если автомат работает и дежурный есть, это еще не залог успеха: ни тот ни другой не принимают купюры больше 20 евро. Если у тебя купюра 50 евро - не повезло. Вообще, если тебе пришлось ехать в парижском метро - то, прямо скажем, тебе не повезло», - предупреждает она.
Токио
Японцы сравнивают собственную схему метрополитена с микроплатой или очень замудренным иероглифом. Под столицей Страны Восходящего Солнца располагаются 290 станций метро, которые за один год пересекают 3,2 млрд людей. Чтобы все желающие смогли поместиться в вагонах, существует специальная должность по заталкиванию пассажиров в переполненные составы – осио.
«Да, действительно, несколько раз наблюдала, как эти осио заталкивали пассажиров. Со стороны это выглядит диковато, особенно когда можно подождать 10 минут и поехать в полупустом вагоне. Но таков ритм японцев, они используют каждую минуту», - говорит Екатерина Вайнер, которая в этом году окончит школу в Японии.
Впрочем, ездить в токийском метро она не любит, предпочитает JR - наземный монорельс. «В целом в метро все очень удобно, хоть схема метро и выглядит страшно - заблудиться в нем практически невозможно – из-за довольно понятных указателей, - говорит она. – В среднем стоимость разовой поездки обходится от 50 до 110 рублей. Сейчас я переехала поближе к месту учебы и в месяц на проезд трачу примерно 5 тысяч рублей, раньше уходило около 9 тысяч. Для россиян такая сумма может быть высокой, но у японцев и европейцев зарплаты намного больше».
Особенное отличие петербургского метро от токийского, по словам Екатерины, - поведение людей. «Приличные дяденьки, спящие на газетках - это норма. Некоторые могут спать стоя, засыпают мгновенно», - смеется она.
Москва
Московская подземка считается одной из самых красивых в мире. Несколько десятков станций столичного метро являются памятниками архитектуры. 13 станций столичной подземки оборудованы лифтами. После июльской катастрофы на перегоне между "Славянским бульваром" и "Парком Победы" заговорили о размещении 25 медпунктов на станциях.
Недавно в Москве повысили проезд до 50 рублей. Впрочем, москвичи предпочитают брать многоразовые карточки, при которых стоимость одной поездки снижается до 21 рубля.
Также там ввели в практику 90-минутный проездной. «Документ» позволяет владельцу неограниченное количество раз передвигаться в наземном транспорте и 1 раз в метро. Такое же новшество собираются ввести и в Петербурге, сейчас проходит опрос на сайте ГКУ «Организатор перевозок».
Петербург
В рейтинге пассажиропотока подземка Северной столицы занимает 4 место в Европе и 18 место в мире. Ежегодно под Северной столицей передвигаются 820 млн человек. Стоимость проезда у нас остается одной из самых низких в сравнении с другими метрополитенами. Десять лет назад один жетон в Петербурге стоил 8 рублей, в 2006-м – 10 рублей, в 2013-м губернатор Петербурга «заморозил» стоимость проезда, остановив ценник на 28 рублях.
Для иностранцев метрополитен в городе на Неве – прежде всего, произведение искусства. Недаром один из выпусков шоу Top Gear решили снимать именно в петербургской подземке, говорит пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель.
«У ведущих было соревнование – кто из них быстрее доберется на разном виде транспорта из одной точки Петербурга в другую, - вспоминает она. - Я сопровождала в метро Стига - неординарного молодого человека. Говорят, он никогда не снимает шлем с головы. Сказал, что восхищен мрамором, гранитом, мозаичным панно на наших станциях. В Европе же давно используются искусственные материалы».
Петербургский метрополитен обязательно обзаведется европейскими атрибутами – лифтами, тихими поездами и иными новшествами. Но не сейчас – когда будут деньги. «На это все нужны огромные средства. Для того чтобы построить лифт на центральных станциях, придется сносить исторические здания и размещать шахты. Делать это при строительстве новых станций? Когда-нибудь почему бы и нет, - рассуждает Юлия. – Но сейчас наша первоочередная задача: сделать такое же количество станций «шаговой доступности, как в Европе».
А ведь когда-то петербургский метрополитен задавал стандарты остальной России, в том числе Москве. Но времена изменились, соглашается Юлия Шавель. «Раньше все технологии и новшества появлялись в Ленинграде: автоведение (система частичного или полного автоматического управления поездом – прим.ред), турникеты, - говорит она. - В столице многое планируют. Каждый день у них что-то новое: то собираются вешать корзины для пожеланий, то оформлять станции в определенном стиле, те же медпункты... Ну, это Москва, они могут себе это позволить».