Мы пьем Неву
Как и 300 лет назад, сейчас жители Петербурга пьют воду из Невы. Только раньше воду черпали из реки напрямую или покупали у водовозов, а сейчас мы открываем дома водопроводный кран. Постоянно действующему городскому водопроводу уже исполнилось 155 лет. В момент создания он был частным, снабжал только небольшую часть левого берега Невы в районе начала нынешнего проспекта Чернышевского, и забираемая напрямую вода из реки совершенно не очищалась. Сегодня городская водопроводная сеть протянулась почти на 7 тыс. км, работает без перебоев 24 часа в сутки 365 дней в году, и эту воду можно пить прямо из крана, не опасаясь заражения тифом или холерой. К слову сказать, центральный водопровод Петербурга за период в 155 лет не работал только два дня – 25 и 26 января 1942 года, когда в блокадном Ленинграде было полностью выключено электричество.
Устойчивая система
Сегодняшняя система водоснабжения Санкт-Петербурга – это комплекс взаимосвязанных инженерных сооружений, обеспечивающих бесперебойную подачу потребителям питьевой воды. В состав комплекса входят 9 водопроводных станций, 198 повысительных насосных станций, сеть трубопроводов протяженностью 6938 км.
Из Невы забирается около 98% воды, которая проходит обработку на 5 наиболее крупных водопроводных станциях: Главной водопроводной станции (ГВС), Северной водопроводной станции (СВС), Южной водопроводной станции (ЮВС), Волковской водопроводной станции (ВВС), Водопроводных очистных сооружениях (ВОС) Колпино.
Весь город поделен на три зоны водоснабжения: Южную, Северную и Центральную. Южная зона обеспечивает водоснабжение Московского, Фрунзенского, Красносельского, Кировского, Колпинского и Пушкинского районов, а также левобережную часть Невского района и часть Петродворцового района. Центральная система обеспечивает водоснабжение Центрального, Адмиралтейского, Василеостровского и Петроградского районов, части Московского и Кировского районов. Северная система отвечает за Выборгский, Калининский, Красногвардейский, Курортный, Приморский районы и правобережную часть Невского района.
Хлорка - это миф
Вопреки расхожему мнению, использование жидкого хлора для обеззараживания питьевой воды в Петербурге полностью прекращено с июня 2009 года. Причиной отказа стало отнюдь не вредное воздействие хлора на организм, а опасность при транспортировке баллонов с хлором по городским улицам. Вместо него сейчас используется гипохлорит натрия, его дезинфицирующее действие основано на том, что при растворении в воде он точно так же, как хлор, образует хлорноватистую кислоту, которая оказывает непосредственное окисляющее и дезинфицирующее действие. На водопроводных станциях Петербурга после обеззараживания питьевой воды гипохлоритом натрия также применяется ультрафиолетовая обработка воды. Наш город стал самым первым мегаполисом в мире, где была применена двухступенчатая технология очистки питьевой воды – химическая и физическая. Вторым таким городом в мире стал Нью-Йорк.
Качество питьевой воды
Проверка качества питьевой воды в нашем городе осуществляется на 174 контрольных точках по 86 показателям. Одних только групп показателей насчитывается восемь: обобщенные, органолептические, химические, микробиологические, паразитологические, вирусологические, гидробиологические и показатели радиационной безопасности. Уровни контроля качества включают в себя оперативный технологический контроль с использованием автоматических анализаторов online и систем автоматического непрерывного мониторинга, лабораторный контроль, контроль со стороны независимой организации – Центра исследования и контроля качества воды, а также контроль со стороны Роспотребнадзора.
Раки и улитки
На всех городских водозаборах для контроля состояния воды в реке Неве – наряду с приборным контролем используется система биомониторинга, разработанная учеными Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности Российской академии наук. Состояние воды в Неве контролируют речные раки. Раки «работают» в «Водоканале» с декабря 2005 года. Их рабочие места – на всех городских водозаборах. На Юго-Западных очистных сооружениях контролировать качество очистки сточных вод также помогают раки: в зимнее время года – это речные раки, а летом – австралийские (более теплолюбивые). А следить за составом дымовых газов, выходящих с завода по сжиганию осадка на Юго-Западных очистных сооружениях, помогают улитки. Все животные-биоиндикаторы не подменяют собой методы приборного и лабораторного контроля, а дополняют их.
Материал создан при поддержке ОАО Банк ВТБ |
|