«Такая красивая и такая злая!» Эти слова были сказаны мне. Между прочим, в который раз. На рынке Depo я стояла у прилавка и выбирала сухофрукты. Оторвавшись от продавца, который рассказывал мне, что и откуда приехало и сколько стоит, я увидела, что меня буквально в упор снимает оператор с большой камерой на плече.
– Что вы делаете? – спросила я.
– Вас снимаю, – ответил он.
– А вы спросили у меня разрешения?
– А что вы мне сделаете?
– Вы нарушаете закон.
– Ну вызовите полицию, пусть меня арестуют.
Что тут скажешь, когда человек сам понимает, что он неправ, но не желает извиниться и остановиться?
«Извините, – сказала я продавцам. – Я не буду ничего сейчас покупать. Я вернусь позже, когда тут не будет камеры». Тут оператор и произнес эти слова, которые, наверное, должны были ранить меня в самое сердце: «Такая красивая и такая злая!»
Во-первых, я прекрасно понимаю, что это – манипуляция. Эти слова можно сказать любой женщине, она растает от комплимента, улыбнется и ситуация решится полюбовно. Во-вторых, эти слова всегда вызывали во мне тихую агрессию. Они как будто должны были пристыдить меня, имея подтекстом – ты же красивая, чего тебе еще надо, радуйся своему счастью, будь добра. И в этом я вижу ущемление моего женского достоинства: красота – это как бы мое главное качество, и я как бы выиграла в жизни, если она у меня есть, а остальное – ум, желание справедливости, нежелание нарушения моих прав не так важно.
В-третьих, эти слова несут, по-моему, дискриминацию по внешним признакам. А вот если ты не красива, то ты можешь быть злой, и твоя злость оправдана потому, что ты вот такой уродилась несчастной – некрасивой. И кажется, в понимании некоторых это синонимы – несчастная и некрасивая. Разве может быть счастлива некрасивая женщина? Нет, конечно. Более того, она должна понимать: когда она будет отстаивать свои права, ее возмущение (читай: злоба) будет списано на нее внешность. А это значит, что она промолчит, чтобы не чувствовать себя уродиной ущербной.
Прокрутив в голове все это в течение нескольких секунд, я произнесла: «А вы мужчина – глупый и некрасивый».
Он обиделся, перестал меня снимать и ушел. В тот момент я была феминисткой. Но гендер для меня существует. И женские праздники – тоже. Я поздравляю всех женщин. Все женщины – красивые, добрые и злые.