Первым нормативным актом, регулирующим деятельность правоохранительных органов (военно-революционные комитеты и чрезвычайные комиссии) по осуществлению контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ, стал изданный Сове-том Народных Комиссаров 10 февраля 1918 г. <Декрет о сдаче оружия>, обязывающий все население сдать находящееся у него оружие, в том числе и холодное. Основной задачей, поставленной перед соответствующими органами, являлось изъятие у населения оружия (исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всяко-го образца...). За укрывательство оружия, задержку и противодействие сдаче его виновные подвергались лишению свободы на срок от 1 до 10 лет.
Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, а лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не отбиралось только у членов партии по представлению комитетов РКП(б), но они могли иметь не более одной винтовки и одного револьвера. При этом оружие не обезличивалось, а закреплялось за владельцем.
Контроль за хранением и использованием огнестрельного оружия осуществлялся военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями.
В начале 20-х годов к выполнению этой функции стала привлекаться и милиция. Декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920г. <О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним> на милицию совместно с ВЧК возлагаются функции по осуществлению контроля за выполнением правил выдачи и хранения оружия. Предусматривалась административная и судебная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия. Судебная ответственность предусматривала наказание на срок не ниже 6 месяцев.
28 июля 1920г. принят Декрет <Об охоте>, которым ограничивался круг лиц, имеющих право на охотничьи ружья. Вы-дача удостоверений на право охоты производилась органами народного Комиссариата земледелия, а регистрация оружия и учет боеприпасов - органами НКВД.
С мая 1922г., с принятием первого Уголовного кодекса РСФСР, вводится уголовная ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220 предусматривала лишение свободы от 7 месяцев до 1 года). В дальнейшем ответственность за незаконное хранение оружия неоднократно усиливалась. Там же была предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил и обязательных постановлений, регламентировавших открытие и эксплуатацию типографий (принудительные работы или штраф до 300 рублей золотом).
Декретом СНК РСФСР от 9 июля 1924 г. более подробно были перечислены виды оружия и боеприпасов, разрешенные к об ращению. Торговля огнестрельным оружием предусматривалась с разрешения органов милиции и ОГПУ. В том же году впервые постановлением В ЦИК СССР в целях установления на всей территории СССР единообразного порядка все находящееся в пределах СССР оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества подразделялись на три категории: <А>, <Б> и <В>. Значение по-становления заключалось в том, что оно позволило изъять из оборота оружие военного образца (боевое).
Дальнейшему развитию разрешительной системы способствовали принятые в 1927г. постановление ВЦИК и СНК от 3 сентября и постановление СНК РСФСР от 8 октября: более подробно распредели-ли компетенцию структурных подразделений административных отделов и соответствующих органов ОГПУ по контролю за оборотом оружия. В них содержались нормы, предоставляющие права на выдачу разрешений и регистрацию нарезного охотничьего оружия районным административным отделениям и волостной милиции. Характерно, что разрешение на при-обретение, хранение и пользование оружием выдавалось без ограничения срока.
В промышленных районах приобретение, хранение и пользование огнестрельным нарезным охотничьим оружием допускалось без получения особого разрешения, но с обязательной последующей регистрацией. Приобретение, хранение и пользование охотничьим, как огнестрельным (нарезным и гладкоствольным), так и холодным, оружием лицам, лишенным избирательного права, запрещалось.
Формы и методы административного надзора по проведению в жизнь указанных правил были определены в специальной инструкции. Отделом строевой и наружной службы Главного управления милиции СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. разрешение на приобретение, хранение и пользование нарезным охотничьим оружием стало вы-даваться сроком на три года.
В связи с изданием положения о рабоче-крестьянской милиции постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1 января 1932 г. были внесены изменения в уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации. Это не могло не отразиться на деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия. Так, например, постановлением СНК РСФСР от 1 7 февраля 1932 г. был установлен новый порядок приобретения, хранения и использования охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих средств. Милиция выдавала соответствующие разрешения и осуществляла контроль за соблюдением установленных правил.
В середине 30-х годов объектом разрешительной системы стало холодное оружие. Правовой основой было постановление ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. Оно предусматривало упорядочение изготовления и сбыта холодного оружия и устанавливало административный надзор НКВД за выполнение этих правил.
Главным управлением милиции НКВД СССР была издана инструкция, в соответствии с которой ношение холодного оружия разрешалось лишь лицам, которым оно было необходимо по роду деятельности. Продажа холодного оружия осуществлялась под наблюдением милиции и только через магазины государственной и кооперативной торговли. Необходимо отметить, что милиция проводила в то время значительную работу по выявлению и изъятию холодного оружия, привлечению к ответственности лиц, нарушавших установленные правила его приобретения.
Таким образом, в середине 30-х годов сложилась определенная система правового регламентирования оборота оружия.