Тема: Фукусима год спустя
Почти год назад, а именно 11 марта 2011 года, мир стал свидетелем ужасающей катастрофы, масштабы и последствия которой многие из нас до сих пор не в состоянии полностью осмыслить и оценить.
Тогда мощное землетрясение магнитудой в 9 баллов (получившее позже название Великого землетрясения Восточной Японии и ставшее четвертым по силе землетрясением в мире) вызвало гигантское цунами, ударившее по Стране восходящего Солнца. 20-метровая волна накрыла и разрушила до основания прибрежные японские города и унесла многие людские жизни – погибшими или пропавшими без вести считаются около 19 тысяч человек. Подземные толчки привели к серьезной аварии на атомной электростанции «Фукусима-1», расположенной на берегу Тихого океана. Под воздействием небывалой стихии была выведена из строя система охлаждения, что вызвало перегрев и оплавление топливных стержней, разрушение оболочек реакторов и, как следствие, – произошла утечка радиации. Разразилась экологическая катастрофа, которую специалисты из Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) отнесли к высшему уровню опасности по 7-балльной шкале ядерных событий (ИНЭС). В результате страшной аварии были эвакуированы более 150 тысяч местных жителей, а вокруг АЭС создана зона отчуждения.
В течение многих месяцев после трагедии весь мир с тревогой и надеждой следил за происходящим на аварийной «Фукусиме-1», ведь ситуация там складывалась, в буквальном смысле слова, взрывоопасная. Новости из Японии больше походили на военные сводки, и все мы, слушая их, верили и надеялись на чудо. И японское правительство, публикуя свои отчеты о происходящем, эту надежду в нас вселяло.
Но, как оказалось, все это время высшее руководство страны и представители Tokyo Electric Power Co («TEPCO») – оператора АЭС – вводило общественность в заблуждение, намеренно занижая масштабы случившегося. Об этом, в частности, заявили в подготовленном 400-страничном докладе специалисты независимой организации Rebuild Japan Initiative Foundation на основе опросов более 300 экспертов и участников событий, включая членов правительства.
Как случилось, что в Японии, одной из самых передовых и технически оснащенных стран, план действий при возникновении чрезвычайной ситуации на ядерном объекте оказался неэффективным? Ведь многочисленные системы защиты, установленные на АЭС «Фукусима-1», которые должны были предотвратить попадание радиации в атмосферу, одна за другой вышли из строя.
Почему, вместо того, чтобы сообщать людям о способах эвакуации и средствах защиты, правительство Японии неоднократно заверяло, что опасности радиационного заражения нет? Например, 12 марта 2011 года Генеральный секретарь кабинета министров уверял граждан, что утечки большого количества радиоактивных веществ из реактора не будет, и что люди, проживающие за пределами 20-километрового радиуса, ничем не рискуют. Однако через две недели всех граждан, проживающих в радиусе 20-30 километров от станции, призвали добровольно эвакуироваться.
В ситуациях, когда необходимо было принимать моментальные решения для урегулирования сложившейся ситуации, то и дело случались недоразумения, в результате которых людей иногда эвакуировали в районы не с меньшим, а большим уровнем радиационного загрязнения!
О том, что тяжелых последствий аварии на АЭС «Фукусима-1» можно было избежать, заявила комиссия МАГАТЭ, посетившая в июне прошлого года японские станции «Фукусима-1», «Фукусима-2» и «Токай-2». Эксперты обвинили руководство «TEPCO» в пренебрежении рисками, ведь в ходе расследования выяснилось, что еще в 2008 году компания на основании тестов знала о возможных губительных последствиях цунами выше 15 метров для «Фукусимы-1», однако не стала ничего предпринимать, посчитав, что такая волна просто не может возникнуть. Видимо, руководство компании-оператора так долго уверяло народ в том, что реакторы выдержат любое стихийное бедствие, что само поверило в это.
Авария на АЭС выявила глубокие проблемы в ядерной отрасли Японии. Об «особых» отношениях между «ТЕРСО» и государственными структурами, отвечающими за безопасность граждан, суть которых в том, что у компании-оператора АЭС имелись сильные рычаги давления на правительство в вопросах регулирования атомной индустрии, заявили и эксперты, расследовавшие причины катастрофы. Даже тогда, когда проблемы внутри «ТЕРСО» всплыли на поверхность, регулирующие организации не сделали ничего, что могло бы предотвратить повторение подобных инцидентов. Увы, такой подход к делу оказался фатальным в марте 2011 года. Именно неспособность японского руководства признать существующие риски и обеспечить адекватные меры безопасности в сфере атомной энергетики в конечном итоге обернулась трагедией, страшные плоды которой еще многие годы придется пожинать не только маленькой Японии, но и всем нам, живущим на нашей хрупкой планете.