USD 21.07.2017 59.0823 -0.1595
USD ММВБ 08:17 58.95950  
EUR 21.07.2017 68.0037 -0.2725
EUR ММВБ 08:17 68.5030  
Нефть($) 20.07.2017 49.31 0.70
Нефть(p) 20.07.2017 2913.35 +33.61
Честер Беннингтон. In the end Картина дня: пенсионеры и дроны В Госдуме хотят запретить россиянам пользоваться мессенджерами по решению суда Присоединение Крыма к России впишут в школьные учебники
Марина Жданова
Под камнем сим…
Экскурс в историю петербургских кладбищ.
Есть в Петербурге такое место (точнее, несколько мест), где собралось совершенно уникальное общество. Здесь встретились самые сливочные сливки, здесь вершители судеб, здесь властители дум, здесь пленительные женщины и герои, писатели и поэты, художники и музыканты, ученые и политики, короче, лучшие из лучших. Вот только присоединиться к столь прекрасной компании никто не спешит, хотя и избежать этой участи никому не под силу. Речь, конечно, идет о кладбищах.

Интерес к старым могилам — вовсе не удел одних лишь мрачных готов. Рассматривая старинные надгробия, можно многое узнать об эпохе, моде, истории, архитектуре. Конечно, прежде всего, это символ любви и почтения к усопшему, последняя дань уважения живых мертвому. Образы, украшающие надгробия, практически никогда не являются просто декором, а имеют сакральный смысл. Зная их аллегорический язык, мы можем многое узнать о жизни покойного. Прогуляемся же по старым петербургским погостам, послушаем, о чем поведают камни.
Голова Адама

Человеческий череп — символ, постоянно встречающийся на старых петербургских могилах, и жутковатое напоминание каждому о том, что все смертны, что жизнь — лишь миг, и очень скоро каждый будет вот так ухмыляться безгубым ртом и смотреть на мир пустыми глазницами. Так да не так. Изображение черепа должно не пугать нас, а напротив, дарить надежду. Дело в том, что на могилах изображен череп ветхозаветного Адама, того самого, который так неудачно доверился жене. По одному из апокрифов он был похоронен на Голгофе, где позже был распят Иисус Христос. Кровь Сына Божьего буквально омыла череп первого грешника, дав всему человечеству надежду на спасение и вечную жизнь.

Традиционно голову Адама располагали под крестом и изображением Голгофы. Именно таким образом оформлены могильные плиты супругов Ржевских, одних из самых старых захоронений Петербурга. Но иногда можно столкнуться и с необычным решением этого символа. Так, над веселыми черепами на надгробии отца и сына Пуколовых порхают бабочки — символы бессмертных душ. Изящное решение на надгробии А. Е. Демидовой. Традиционный череп украшает венок из роз — символ вечного блаженства, воскресения. Очевидно, что здесь похоронена очень молодая девушка. Череп с розами — это так по-девичьи. Ну а следующий череп с одного из надгробий Александро-Невской Лавры, похоже, принадлежал Дарту Вейдеру.
Всевидящее око

Изображение глаза, чаще всего вписанного в треугольник и окруженного лучами солнца, знаком каждому, кто вертел в руках доллар. В плоскости христианской мифологии трактовка этого символа довольна проста: равносторонний треугольник означает триединое Божество, глаз — провидение, а сияние — неприступную славу.

«Всевидящее око» — это древний дохристианский символ. В нашей иконографии его появление в конце XVIII века связывают с деятельностью Павла I по распространению масонства в России. Масоны называли око «лучезарной дельтой». Для них это знак просвещенности, напоминающий масону о всеведении Творца, «Великого Архитектора Вселенной». Часто на надгробиях рядом с этим символом ставилось изображение мальтийского креста.
Масоны, в свою очередь, позаимствовали его из ренессансной символики. Посмотрите, например, на картину ученика Леонардо да Винчи, Якопо Понтормо, «Ужин в Эммаусе» — все то же око в треугольнике, окруженное сиянием над воскресшим Иисусом. Причиной распространения этого образа в эпоху Возрождения была мода на египетские символы, чему способствовало открытие в 1419 году «Иероглифики» египетского писателя Гораполлона. В древнеегипетской мифологии «око Уджат» («око Гора») — символ воскрешения Осириса после того, как его сын Гор дал ему проглотить собственный глаз. Видимо, в период Ренессанса произошла трансформация идейной сущности символа, а затем и его внешнего вида.

Ангел

Еще один популярный образ для оформления могилы — ангел. Духовное существо, посредством которого Бог являет свою волю людям (в переводе с греческого «ангел» означает «вестник»). Это символ служения, чистоты, заступничества. Изображение ангела на могиле связано с легендой о том, что он охраняет место погребения и молится за упокой души умершего, а также является ее проводником. Напрашивается параллель с греческим богом Гермесом, проводником умерших в царство Аида. Основной атрибут ангелов — крылья, символизирующие их возвышенную природу.
В Библии существует целая классификация ангелов, и там встречаются, например, Престолы, изображаемые в виде колес со множеством глаз на ободьях. Однако на петербургских кладбищах такой экзотики, конечно, не встретишь. Большинство изображений ангелов относится к бесчисленному сонму безымянных ангелов-хранителей. Реже можно встретить образы архангелов Михаила и Гавриила. Михаил изображается с мечом, Гавриил — с трубой (символом Судного дня). На иностранных кладбищах, особенно итальянских, можно увидеть ангелов Возмездия, Войны и Апокалипсиса. У нас нет.
В Некрополе Александро-Невской лавры на нескольких могилах можно встретить скульптуры Гения Смерти. Это ангел, держащий в руке перевернутый факел, который символизирует погасшую жизнь. Свое происхождение этот образ ведет от античного бога смерти Танатоса, изображавшегося крылатым юношей.

Приход в моду классицизма позволил авторам надгробий запросто увязывать античные и христианские символы. Вот, например, детская головка крылатого херувима, являющаяся олицетворением души, чаще всего размещаемая на углах карнизов и постепенно трансформировавшаяся в античные маски.
Саркофаг и урна

Сама форма надгробия заключает в себе определенную символику. Саркофаг (по-гречески — «пожиратель праха») символизировал смертность и тленность земного бытия. В древнегреческой и римской цивилизациях так называли известняковый камень особой природы, который по легенде имел свойство в течение сорока дней уничтожать заключенное в нем тело умершего. Постепенно это название стало общим для любых гробов, из какого бы камня их ни делали.
Урна (ваза) — символ траура, вместилище праха усопшего. Этот элемент надгробия напоминает о древнеримском обычае сжигать трупы и помещать их в вазы подобной формы. Обычно урна изображается покрытой тканью и цветочными гирляндами. Драпировки символизируют скорбь и траур. Венок (цветочная гирлянда) является древним дохристианским символом, означающим победу, славу и признание. Разновидностью урн считаются вазы-светильники, из горловины которых рвется пламя, что являлось символом бессмертной добродетельной души, подымающейся к Небесам, к Вечности.

Сейчас урны, как и в Древнем Риме, служат для хранения праха кремированного. Как элемент современного надгробия они практически не встречаются.

Иногда урна выступает и в качестве атрибута символико-аллегоричной композиции с плакальщицами. Плакальщицы обычно изображались в виде женских фигур в длинном одеянии с покрытой головой и служили символом тоскующей души. Они либо склонялись к урне, либо обнимали ее. В руках изображался венок (как символ Вечности), а у ног — перевернутый факел (символ погасшей души, физической смерти). Плакальщицы были очень популярным надгробным памятником начала XIX века. Успехом этого образа мы обязаны знаменитой мастерской Агостино Трискорни, где был создан один из вариантов этой скульптуры, которая пользовалась феноменальным успехом не только на столичных, но и на провинциальных кладбищах. Полагаю, стоил такой памятник дешевле, чем уникальная композиция, и привлекал массу желающих. В Александро-Невской лавре можно встретить немало «трискорниевых плакальщиц».

Еще один сюжет, повторяющийся от могилы к могиле — барельеф, изображающий плакальщицу с книгой (Библия) на фоне креста у жертвенника с пылающим огнем. Это изображение, хит мастерской П. Мадерни, символизирует христианскую Веру.

Спящий человек

Сон с древних времен считался тонкой нитью, границей между жизнью и смертью. Скульптурное изображение покойного в виде спящего человека ведет свою историю от этрусских надгробий. Чаще оно представлено образами спящих детей, символизирующих безвременную смерть невинного ребенка. Изображения уснувшего взрослого человека характерно скорее для западноевропейского искусства. В Петербурге сохранились всего два таких надгробия. Одно из них находится на Лазаревском кладбище — надгробие Рейссига, первоначально захороненного на Волковском лютеранском кладбище. Видимо, потому что для глаза российского обывателя такая форма надгробия уж очень непривычна, чей-то пытливый ум «состряпал» шикарную легенду. Дело в том, что Карл Иоганн Христиан Рейссиг, который являлся майором лейб-гвардии Семеновского полка, изображен на своем надгробии в военной форме, спящим, уютно завернувшись в плащ. Согласно легенде, он уснул на посту и был разбужен проходящим мимо Николаем I. Увидев императора, заставшего его за столь малопочтенным на посту занятием, Рейссиг мгновенно умер от разрыва сердца.

Обрубленная колонна, сломанное дерево или цветок

С началом XIX века огромной популярностью стали пользоваться памятники в виде усеченной колонны на постаменте. Обрубленная или полуразрушенная колонна — старинный символ оборвавшейся жизни. Аналогией символики разрушенной колонны являлся образ сломанного дерева, ветви или цветка. Более того, эти символы иногда способны рассказать подробности о том, кто лежит в могиле. Так, деревце со сломанной верхушкой — напоминание об утрате главы семьи, сломанная веточка или цветок — потеря ребенка. Засохшее дерево символизировало смерть, а сломанное бурей напоминало о ранней кончине в расцвете сил.

Замечу, что сломанный цветок (чаще всего гвоздика) — один из немногих дореволюционных символов, который можно увидеть и на современных могилах.
Якорь

Вы, наверное, уже заметили любовь христианства к символам. Когда-то, в эпоху первых мучеников, когда церковь еще скрывалась в катакомбах, символы были вопросом выживания. Благодаря тайному языку символов привечали своих, защищались от врагов, передавали информацию. Одним из таких древних символов является якорь — замаскированный символ креста, означающий надежду. В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду (то есть Крест – прим. авт.), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6; 18-19). Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной.
Поэтому «якорь», будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова — Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, придавали ему значение «прочности» только дел земных.

Особенно часто встречаются якоря на могилах людей, связанных с морем, что логично. Так скульпторы одновременно рассказывают о профессиональной деятельности покойного и используют значимый христианский символ. Например, украшены этим символом могилы адмирала Чичагова и мореплавателя Лисянского.
Уроборос, песочные часы и Библия

Круг — символ Вечности. Очень часто его образуют венок и змея, глотающая свой хвост — это древнейший символ Уроборос.
Песочные часы символизируют срок, отмеренный человеку на земле. Иногда часы украшены крыльями — это образ быстротечности времени. Песочные часы — один из любимейших могильных сюжетов в XVIII веке. Встречался как отдельный композиционный элемент, так и в сочетании с другими символами.

Книга, являющаяся элементом оформления надгробия, — всегда Библия, часто ее изображают с крыльями — символом божественности.

Виды крестов

Крест — основной символ христианства, напоминание о божественном искуплении первородного греха. Он является олицетворением жертвы Христа, воскрешения и веры. В русской православной традиции надгробия в форме креста или его изображения на памятнике распространены повсеместно. Более того, крест — это единственная форма надгробия, перекочевавшая в наше время без существенных изменений.

Схимнический крест часто встречается на могильных плитах XVIII века. Ступени символизируют Голгофу, череп — голову Адама, вдоль креста изображены копье сотника Лонгина и трость с губкой, пропитанной уксусом.

Латинский крест — один из наиболее распространенных. Он представляет собой простой четырехконечный крест, символизирует человека с распростертыми руками и является прямым образом Страстей Христовых. На католических кладбищах такие кресты очень часто украшают изображениями венков или гирлянд из роз и лилий, что олицетворяет вознаграждение добродетели и чистоту. В лаврском некрополе встречаются аналогичные примеры.

Восьмиконечный православный крест является наиболее близким к форме креста, на котором распяли Иисуса Христа. Причем Христос нес на Голгофу четырехконечный крест. Подножие и титл прибили позже. Подножия не было, так как воины не знали до какого места на кресте достанут ноги Христа. Титл с надписью «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» также прибили после распятия. Наклоненная перекладина напоминает, что крест для каждого человека служит своеобразным мерилом его духовного состояния. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа еще более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Такая форма встречается чаще других.
P. S. Спасибо Наташе Другак за компанию в прогулках по кладбищам.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
В больницах Петербурга остаются трое пострадавших при теракте Петербуржцы стали тратить в магазинах больше денег В Петербурге дорожают огурцы и дешевеют груши В Петербурге изменилась схема заезда на центральный участок ЗСД
Съемки нового сезона сериала «Окрыленные» ограничат движение в центре Петербурга В отношении и.о. ректора университета Герцена возбуждено дело о растрате средств В Петербурге в апреле 2018 года откроют две новые станции метро УФАС: Смольный незаконно заключил контракт с компанией ГУИОН
Авария на теплосети оставила без горячей воды две высотки в Колпино Новым гендиректором «Силовых машин» стал Юрий Петреня Албин готов переехать на станцию метро «Беговая» для ускорения строительства Смольный одобрил строительство путепровода для "Аллегро" на Белоостровском шоссе

 
Made on
Tilda