USD 27.04.2024 92.0134 +-0.1180
USD ММВБ 18:10 91.5267  
EUR 27.04.2024 98.7187 +0.0108
EUR ММВБ 18:10 97.8826  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00
Жителей Петербурга заверили, что дома не перестанут прогревать вплоть до 9 мая ЗакС Петербурга внес в Госдуму законопроект о штрафах до 500 тысяч рублей за рекламу интимных услуг Петербуржцам рассказали, когда начнется период отключения горячей воды Призывникам в Петербурге начали отправлять повестки
Михаил Грачев
Андрей Шальопа: «28 панфиловцев» - самобытное русское кино, лишенное голливудских штампов
Режиссер фильма «28 панфиловцев» рассказал «Санкт-Петербург.ру» о том, как показать свой фильм Путину, о «мразях конченых» Мединского и о своей киноленте.
фото: Валя Романова
Премьера фильма «28 панфиловцев» состоится 24 ноября 2016 года. Можно, даже не посмотрев трейлер, смело утверждать, что фильм получился особенным. Сначала далеко не самый известный режиссер Андрей Шальопа сумел краудфандингом собрать 35 млн рублей, побив все существующие в РФ рекорды. За два месяца до премьеры фильм посмотрели президент России Владимир Путин и лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. А потом разгорелась жаркая полемика вокруг истории о панфиловцах, лежащей в основе сюжета. Дошло до того, что в одном из разговоров с журналистами министр культуры Владимир Мединский ненадолго превратился в главу ведомства из знаменитого анекдота «Алло, это прачечная?»: заголовки СМИ пестрели его громким «мрази конченые», а резкое высказывание комментировали все кому не лень.

Сам Шальопа живет в Купчино. Невысокий, но крепкий мужчина 44 лет, которому невероятным образом удается совмещать в себе приятную человеческую простоту, но при этом быть весьма интеллигентным, сходу соглашается общаться на «ты». Перед тем как начать интервью, предлагает выпить чаю с тортом и познакомиться поближе. Спустя полчаса разговора «за жизнь» и «за искусство», мы все-таки приходим к обсуждению фильма и его предыстории.
Как так вышло, что «28 панфиловцев» стал тем фильмом, который показали Путину?
— Показ готовил Мединский. Приглашение было сделано очень заранее. Кроме того, президент приезжал на «Ленфильм», где ему показывали, как проходит обновление студии и все эти новые технологии. Мы с нашей лентой тоже были представлены на этой выставке. По ходу президентской экскурсии Мединский остановил Путина у нашего стенда, рассказал ему о картине и предложил посмотреть. Путин ответил, что история интересная, потому он с удовольствием принимает предложение. А дальше оставался только вопрос о том, как все это реализовать.

Фильм смотрели в одной из резиденций Назарбаева. Все очень логично, ведь между Казахстаном и Россией потепление, к тому же история русско-казахская, часть денег выделило министерство культуры Казахстана. Путин тогда приехал туда с рабочим визитом всего на день, и внутри этого дня выделили время для просмотра. Я прибыл накануне, привез фильм. На самом показе меня не было, но это, скорее, накладка, чем какая-то строгая закрытость. Я думаю, у Мединского было желание представить президентам режиссера картины. Но это не беда, главное, что они посмотрели фильм, и он им понравился.
фото: AKORDA.KZ
То есть реакцию президента ты не видел?
— К сожалению, нет. Мне было бы очень интересно самому послушать и поговорить с обоими президентами, они же помимо всего прочего просто зрители, которые впервые увидели мой фильм.
И все же до того, чтобы президент лично посмотрел фильм, доходит очень редко. На твой взгляд, почему Путину показали именно «28 панфиловцев»?
— Это особая история, где все складывается один к одному. Во-первых, это первый и единственный народный проект, а для президента посмотреть кино, которое снял народ, – чрезвычайно важно. Государство в данном случае поддержало народную инициативу, и я этому очень рад. Это много говорит о состоянии нашего государства. Есть народная воля, и правительство идет ей навстречу и поддерживает историю. У меня нет никаких связей в правительстве. Вот кто я такой? С точки зрения всей киношной тусовки – никто. Ни с кем не знаком, особо нигде не засветился. Но я и мои коллеги оказались людьми, которым пожертвовали 35 млн рублей, теми, в кого поверил народ. Это очень хорошо, что россияне поддержали созидательную инициативу. Я не рассчитывал на такую поддержку.

Лично мне эта история нужна как представителю народа, я обычный зритель, обычный гражданин. Люди пожертвовали деньги на фильм об очень значимом и легендарном для народа подвиге. Как оказалось, это было то, что нужно не только мне. Когда министерство культуры давало нам грант, мы были людьми, у которых за спиной три дивизии, 34 тыс. жертвователей. Это особый случай. Это совместное кино, где сошлись усилия народа, представителей искусства и двух государств. Мединский видел фильм, и он мог оценить, насколько это необычное кино, он мог понять, что ленту можно показать президенту. Самобытное русское кино, лишенное голливудских штампов. Вот так.
Не боишься, что полный отказ от штампов может негативно сказаться на зрительской любви?
«Есть проституция – это набор приемов. А есть любовь – там приемов нет, и они там не нужны. Киноштампы – это чистая проституция»
— Все просто. Есть проституция – это набор приемов. А есть любовь – там приемов нет, и они там не нужны. Киноштампы – это чистая проституция, и это работает плохо. Они рассчитаны на молодых зрителей, тех, кто еще не наелся ими. Голливудское кино – это аттракцион, который перестал быть искусством, и вдобавок ко всему стал низкосортным, дешевым.
«28 панфиловцев» сняты без компьютерной графики, что тоже очень отличает ленту от других. Почему решили воздержаться?
— Нам часто задают вопросы: кто вам делал компьютерную графику, сколько ее у вас? У людей даже сомнений нет, что она должна быть. А ведь это совсем необязательно. Есть масса способов снять кино без графики, тем более если это серьезное историческое кино, рассчитанное на переживания зрителя. Графика все равно будет резать глаз. Никто не умеет делать графику, чтобы это не было заметно.

В фильме «28 панфиловцев» нет компьютерной графики, вообще нет, мы пошли по другому пути — комбинированные съемки. Что это значит: снимаются два живые футажа, которые потом монтируются. То есть мы не рисуем танк, мы его создаем в реальности, снимаем и потом монтируем. Такие кадры, в отличие от графики, никогда не устареют. Через пять лет посмотришь фильм с графикой и видно, что все это «дерибас». А с футажами такого не будет, они всегда будут живыми.

Мы и дальше будем пытаться делать так. Так делает Кристофер Нолан, он все снимает вживую. Даже для «Интерстеллара» он построил все декорации. Наш оператор, Никита Рождественский, говорит здравую вещь: «Если ты видишь, в фильме есть что-то, что снять нельзя, то это должна быть графика». Вот летит вертолет, камера пролетает через вертящиеся лопасти, вживую такого точно не снять. Но все эти красивости – они зачастую не нужны. Они нужны в «Матрице», потому что действие фильма происходит в искусственной, виртуальной реальности. Но когда такие кадры в «Сталинграде»… зачем нам это видеть? Люди, которые были очевидцами этой истории, они не видели всего этого, не переживали. Ну и так далее. Когда ты не используешь графику, ты волей-неволей лишишься голливудских приемов. Ограничение – это всегда преимущество.
Что, кстати, думаешь о «Сталинграде»? Истории у вас разные, но тематика одна.
— Если смотреть с точки зрения киноискусства, то эта лента вполне имеет право на жизнь. У меня к «Сталинграду» есть только одна претензия: это название. «Сталинград» – это не шутка, это слово, которое выжжено в сердцах наших людей. Если ты называешь фильм «Сталинград», то ты делаешь это не просто так. Это ответственность. Ты говоришь: «Мой фильм называется «Сталинград», и я сейчас расскажу об этом историю». Люди пришли на это название, и это не честно. Но само кино – да, здорово, красиво. Федор выразил, что хотел.
фото: 28panfilovcev.com
У вас бюджет почти в 20 раз меньше, чем у «Сталинграда». Не сложно было со сравнительно небольшим бюджетом?
— Когда слишком много денег на проекте, избыточно много, это очень плохо. Это делает работу невыносимо тяжелой. Огромное количество творческих задач пытаются решить деньгами. А нужно искать новые пути, новые решения. Ограничения бюджета – это дно, на которое ты опираешься и на котором крепко стоишь. В редких случаях большой бюджет приводит к хорошим результатам.

Общий бюджет картины порядка 150 млн рублей. Это не маленькие деньги, и на них можно снять хорошее кино. Ну был бы больше бюджет, можно было бы сделать съемочный процесс чуть более комфортным, взять вагончики подороже. Можно было бы больше платить нам: Никите, Киму (Ким Дружинин — сорежиссер «28 панфиловцев», Никита Рождественский — оператор – прим. ред.) и мне. Мы очень дорогие специалисты, и у нас должны быть очень большие зарплаты, но они у нас были маленькие.

Часто бывает так, что люди вкладывают очень много денег во что-то, а потом не используют. Тот же «Сталинград» - они построили роскошные декорации, это шедевральная работа художников. Но, по-моему, они особенно ей не воспользовались, и в итоге заменили много чего графикой. Так бывает довольно часто. Это мое личное досужее мнение, возможно, через какое-то время оно изменится. Я не исключаю, что ошибаюсь, но мне кажется, что для хорошего кино нет необходимости в огромном бюджете.
фото: 28panfilovcev.com
Что скажешь про «конченых мразей» Мединского в сторону тех, кто утверждает, что история про панфиловцев вымышленная?
— Министр сказал это в гневе, но я его прекрасно понимаю. До сих пор я сохранял спокойствие, в разговорах с журналистами, в эфирах, но внутри себя, бывает, рассуждаю в таких же выражениях. Потому что, когда я читаю новости на BBC, что Путин пытается реанимировать старый советский миф, я не могу использовать другие слова. Мой коллега Ким сказал: «Как министр, наверное, он сказал слишком резко, но как мужик сказал правильно». Я придерживаюсь того же мнения.
Ты уже вкратце высказывался относительно шума, что история вымышленная. Все-таки был подвиг или панфиловцы — красивый миф советских газетчиков?
— Подвиг был, в этом нет никаких сомнений. Если более-менее в этом разобраться, все становится очевидно. Разговоры о том, что подвига не было, – это либо глупость, либо обман. Мне, например, люди иногда пишут: «Зачем вы снимаете вранье о том, чего не было?», а я отвечаю: «Не ведитесь на заголовки, попробуйте сами разобраться». Жаль, но это уже мем, а мемы живут годами…
«У правды всегда есть две стороны, и одна может сделать человека сильнее, а другая слабее.«Правдолюбов» очень волнует вторая, потому что они сами слабые и хотят это оправдать»
Началось с того, что Сергей Мироненко, руководитель Госархива, который и закрутил всю эту историю, опубликовал скан доклада военной прокуратуры, однако документ уже очень давно есть в сети. Самое смешное, что этот доклад никак не противоречит подвигу, его нужно просто внимательно прочитать. Но он десять страниц, ну кто будет читать это до конца? Люди не могут посмотреть полторы минуты видео. В этой истории есть только заголовок, мол «развенчан миф». И это опасно, что многие читают заголовки, не пытаясь разобраться в вопросе, или ограничиваются «Википедией», где наверняка сам же Мироненко написал, что это миф. Даже если бы подвига не было, то все равно нет смысла махать этим знаменем. Про Ивана Сусанина мы тоже знаем из легенды. Он увел поляков в болота и умер там. А кто тогда рассказал о его подвиге? Мы о многом знаем не доподлинно, но для нас это не имеет значения.
Панфиловцы – это фольклор.
— Совершенно верно. Его нет смысла трогать. Эта легенда в сердцах и ее оттуда никак не выжечь. Противники покричат и успокоятся. Это часть нашего генетического кода. А кино, которое мы сняли, все это только укрепит. Эта история появилась в 41 году, ее перепечатывали везде. Статей было много. Люди сначала узнали, что их было 28, потом фамилии, потом что пять из них выжили. Позднее, уже после войны, у выживших героев неоднократно брали интервью, показывали по советскому ТВ, они общались с курсантами в военных училищах. Памятники героям стоят. В общем, все эти развенчания – это глупости, на которые нужно просто перестать реагировать.
На фото: консультант Артем Кокин (первый слева), режиссеры Андрей Шальопа (второй слева) и Ким Дружинин (третий справа), актерский состав. фото: 28panfilovcev.com
Вполне вероятно, что Мироненко искренне считает, что борется за историческую правду.
— Есть такая псевдоценность «якобы» исторической правды, которая, как мне кажется, появилась во время перестройки. И тогда действительно было, что рассказать. Возникла мода на «правду», а мы ведь толком-то не разобрались, что такое правда, тем более историческая. Вот смотри: есть газета «Красная звезда», выпуск 1941 года. Там статья про 28 панфиловцев. Правда - что вышла газета. А что там написано, мы доказать не можем, и так с любым документом. На его основании мы можем сделать предположение, и не больше.

Кроме того, есть правда, которая не нужна и не интересна. Мы же не всегда говорим о себе всю правду, и даже не потому, что скрываем что-то, нет. Это просто никому не интересно и не нужно. И это касается истории в том числе. У правды всегда есть две стороны, и одна может сделать человека сильнее, а другая слабее. «Правдолюбов» очень волнует вторая, потому что они сами слабые и хотят это оправдать. Лично мне это кажется неинтересным. Есть те, кто в мемуарах писали о том, что война – это время слабостей и предательства, есть те, кто писал, что на войне в людях просыпались герои и выходили на свет их лучшие качества. И то, и то правда. Но меня укрепляет правда о сильных, я считаю себя потомком героев.

Я узнал, что по истории о 28 панфиловцев ничего не сняли, и был очень удивлен. Ведь она просится на экран. Потом будут ремейки.
Я зритель, что мне ждать от этого фильма?
— Я не буду говорить, чего тебе ждать. Я думаю, что тебе будет очень интересно от начала до конца посмотреть эту историю. В своем фильме мы ответили на некоторые вопросы, но вообще «28 панфиловцев» – это рассказ, история.
Вы же не просто сняли экшн по мотивам исторических событий, правильно?
— Нет, конечно. У нас весьма выраженная позиция, это все чувствуется в фильме, и все ответы там есть. Я вообще считаю, что это очень здорово, когда автору произведения удается поставить вопрос. Правильно поставленный вопрос, как правило, содержит и ответ.
фото: 28panfilovcev.com
Как думаешь, оправдает ли себя проект с точки зрения краудфандинга?
«Я верю в зрителя. Наш зритель, он умный. Разговоры о том, что зритель не поймет, – это полная чушь»
— Мне кажется, успех неизбежен. Посмотрим. Я верю в зрителя. Кино и зрелищное, и глубокое. Наш зритель, он умный. Он все способен оценить. Разговоры о том, что зритель не поймет, – это полная чушь. Если фильм действительно классный, то он живет долго. Он должен быть как хорошая книга, которую можно перечитывать и перечитывать.
Главное – это поддержка народа. Когда мы только-только стали искать прокатчика, уже было 2 млн просмотров трейлера на YouTube. Для трейлера российского фильма это очень большая цифра.

Кассовый успех - это то, что приходит с прокатом. В наше время прокат – одноразовый и очень короткий промежуток времени, если речь не о «Титанике».
Будут зрительские слезы?
— Плачут не от того, что кого-то жалко. Собачка там умерла… Я от другого плачу в кино. В нашем фильме, мне кажется, есть такие моменты.
Народ пожертвовал вам 35 млн рублей. Тебе многим пришлось пожертвовать ради фильма?
— Чтобы написать сценарий, нужно время, и отнимать его пришлось у семьи. Я работал, а в свободное время занимался панфиловцами, и когда домашние радуются, что папа приехал, а папе нужно писать сценарий или письма инвесторам… Это тяжело, конечно. Когда проект, на котором я работал, закрыли, я остался без работы на три месяца, и вот я сидел писал сценарий фильма. Тогда, в 2009-м, было очень трудно поверить, что все сложится, но моя жена в меня поверила, и это привело к сегодняшнему результату.

Моя жена – очаровательная женщина и очень начитанный образованный человек, с прекрасным вкусом. Она первый человек, которому я показывал свой сценарий. Если бы ей не понравилось, все пришлось бы переделывать. Меня очень укрепило, когда она прочитала и сказала: «Это круто».
Что бы ты сказал зрителям перед фильмом?
— Хороший вопрос, я очень много об этом думал, потому что грядут премьеры, и надо будет что-то говорить… Во-первых, конечно, хотелось бы поблагодарить всех и каждого лично, начиная от жертвователей и заканчивая всеми участниками съемочного процесса. Я бы с удовольствием перечислил всех по именам, но это очень длинный список. У нас только съемочная группа 360 человек. Это наша общая победа, и тех, кто снимал, и тех, кто в нас поверил. А предвосхищать фильм словами… Думаю, нет. Это самодостаточная цельная история. Фильм все расскажет.
Премьера фильма «28 панфиловцев» состоится 24 ноября. Посмотреть картину можно будет в большинстве кинотеатров РФ.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
В Петербурге перед началом майских праздников растет спрос на официантов и мангальщиков Петербургские ученые создали "умную" одежду, вырабатывающую энергию Петербуржцы с трудом находят поликлиники, где можно привиться от коронавируса Пистолет, из которого школьник отрыл стрельбу на Науки, оказался пластмассовым
Фонтан "Луч" в парке 300-летия обворовали прямо перед началом летнего сезона "Премии, уважение, признание": петербуржцы рассказали, что их больше всего мотивирует работать Петербуржцам рассказали, каким категориям граждан следует ограничить употребление бананов В Петербурге в начале апреля наблюдается аномальное количество снега
На Невском проспекте за 14,7 млн рублей установят вазоны с декоративными яблонями В Петербурге любитель гонок уходя от погони устроил ДТП и остановился только после предупредительного выстрела Владимиром Путиным был подписан указ о проведении в Москве Международной выставки-форума "Россия" В Комтрансе рассказали об изменениях в законодательстве, связанных с зонами платной парковки в Петербурге

 
Made on
Tilda