— Нам часто задают вопросы: кто вам делал компьютерную графику, сколько ее у вас? У людей даже сомнений нет, что она должна быть. А ведь это совсем необязательно. Есть масса способов снять кино без графики, тем более если это серьезное историческое кино, рассчитанное на переживания зрителя. Графика все равно будет резать глаз. Никто не умеет делать графику, чтобы это не было заметно.
В фильме «28 панфиловцев» нет компьютерной графики, вообще нет, мы пошли по другому пути — комбинированные съемки. Что это значит: снимаются два живые футажа, которые потом монтируются. То есть мы не рисуем танк, мы его создаем в реальности, снимаем и потом монтируем. Такие кадры, в отличие от графики, никогда не устареют. Через пять лет посмотришь фильм с графикой и видно, что все это «дерибас». А с футажами такого не будет, они всегда будут живыми.
Мы и дальше будем пытаться делать так. Так делает Кристофер Нолан, он все снимает вживую. Даже для «Интерстеллара» он построил все декорации. Наш оператор, Никита Рождественский, говорит здравую вещь: «Если ты видишь, в фильме есть что-то, что снять нельзя, то это должна быть графика». Вот летит вертолет, камера пролетает через вертящиеся лопасти, вживую такого точно не снять. Но все эти красивости – они зачастую не нужны. Они нужны в «Матрице», потому что действие фильма происходит в искусственной, виртуальной реальности. Но когда такие кадры в «Сталинграде»… зачем нам это видеть? Люди, которые были очевидцами этой истории, они не видели всего этого, не переживали. Ну и так далее. Когда ты не используешь графику, ты волей-неволей лишишься голливудских приемов. Ограничение – это всегда преимущество.