USD 11.08.2018 66.9075 0.6219
USD ММВБ  
EUR 11.08.2018 76.6760 -0.1490
EUR ММВБ  
Нефть($) 25.09.2018 81.95 +0.64
Нефть(p) 25.09.2018 5483.07 +93.39

Сироп, вода и секретный ингредиент: как делают Coca-Cola

Санкт-Петербург.ру побывал на заводе Coca-Cola Hellenic, изучил процесс производства напитков — от «Колы» и «Спрайта» до натуральных соков и присутствовал на открытии музея знаменитого напитка.

Секретный рецепт

 

Как известно, Coca-Cola изобрел фармацевт Джон Стит Пембертон в Атланте, штат Джорджия, весной 1886 года. Напиток был задуман как лекарственное средство на основе трав и сахарного сиропа и продавался в аптечных автоматах. Но через два года после изобретения фармацевт Пембертон продал права на производство газировки. С тех пор ее рецептура менялась, эволюционировала и форма бутылочки. В течение ста с лишним лет состав популярной Coca-Cola оставался тайной даже для большинства сотрудников компании. Но в 2011 году секрет был раскрыт ведущими американского радиошоу This American Life, которые нашли снимок рукописи рецепта. Оказывается, он был опубликован еще раньше, в 1979 году, в американском издании Atlanta Journal-Constitution.

Вот что выяснили американские радиоведущие. В состав сиропа — основы газировки — входят: жидкий экстракт листьев коки, лимонная кислота, кофеин, сахар, вода, сок лайма, ваниль, карамель и так называемый секретный ингредиент Merchandise X7. В его составе содержатся спирт и разнообразные масла: апельсиновое, лимонное, коричное, масло мускатного ореха, кориандра, эфирное масло цветов апельсинного дерева. Тогда представители компании Coca-Cola не прокомментировали, правдивый ли это рецепт, но и не опровергли слухи.

Но это история про американскую «Колу». Как утверждают сотрудники петербургского завода Coca-Cola Hellenic, в России выпускают уникальный напиток, который несколько отличается от зарубежных аналогов. Дело в том, что все компании-представители Coca-Cola во всех 28 странах своего присутствия закупают сырье и материалы у локальных поставщиков. Россия — не исключение: сегодня более 95% ингредиентов закупаются у отечественных поставщиков. Исключение составляют основа напитка, оборудование, крышки для стеклянных бутылок и термоусадочная пленка с печатью.

 

Как устроено производство «Колы» в Петербурге

 

Завод Coca-Cola Hellenic находится на Пулковском шоссе. По дороге из аэропорта можно видеть знакомый красный логотип над комплексом невысоких построек. Что же происходит внутри них? По конвейерной ленте бегут цветные бутылки, то толпятся, то разбредаются, как люди у метро, и, наконец, оказываются в полиэтиленовых упаковках, как в вагонах. Те в свою очередь замирают на финальной точке конвейера, робот-лапа кладет на них картонный лист, сверху — еще один вагон, потом еще один лист, еще и еще, и многоэтажная конструкция из бутылок отправляется на склад.

Петербургский завод работает уже почти 20 лет: в январе 1996 года с конвейера сошла первая партия. Здесь организовано производство не только напитков, но и пластиковых бутылок. Сейчас на заводе изготавливают в общей сложности 65 тыс. пластиковых бутылок в час и выпускают напитки: Coca-Cola, Coca-Cola Zero, Fanta Orange, Fanta Mandarine, Fanta Strawberry, Sprite, питьевую воду Bon Aqua, тоники Schweppes Bitter Lemon, Schweppes Mojito и Schweppes Tonic.

Впервые Coca-Cola представили в России задолго до начала ее производства здесь. В 1980 году шла подготовка к летним Олимпийским играм в Москве, символом которых был тот самый Олимпийский Мишка. Долгое время по Москве ходили слухи, что по телевизору во время Олимпиады будет транслироваться американская реклама. Вместо нее Московский завод безалкогольных напитков выпустил несколько партий заграничной газировки в алюминиевых банках с олимпийской символикой. В 1994 году в Москве открылся первый в России завод по производству безалкогольных напитков Coca-Cola. Сегодня такие заводы есть не только в столице и Петербурге, но и в Московской области, Орле, Самаре, Екатеринбурге, Ростовской области, Новосибирске, Красноярске и Владивостоке.

 

Музей «Коки»

 

Идея открытия собственного музея на петербургском заводе родилась в компании давно, а поводом для ее развития стал конкурс студенческих проектов «Игры дизайнеров». Сотрудники музея, приглашенные в качестве членов жюри на этот конкурс, предложили студентам поработать с библиотекой имиджей Coca-Cola. В итоге проект музея разработали финалистки конкурса Ольга Маркина и Елена Светочева, студентки Университета технологии и дизайна.

Музей Coca-Cola небольшой — всего 43 кв. метра. Но в нем разворачивается целая история. Внешние стены у входа на экспозицию украшают граффити, изображающие главные достопримечательности Петербурга. На стенах рисовали молодые художники из творческого объединения «Дари добро» Роман Бурданов и Евгений Дворников.

Внутреннее помещение музея стилизовано под аптеку Джейкоба, в которой впервые стали продавать Coca-Cola. Самая интересная часть экспозиции — коллекция стеклянных бутылочек в витрине в виде грузовика «Рождественского каравана». Редкие экспонаты закупалась за рубежом, многое собрали сотрудники компании за 20 лет и часть предоставил коллекционер из Ростова Вадим Суворов. В числе бутылочек есть даже копии самых первых, в которых в XIX веке продавался напиток, еще будучи лекарством.

 

 

«Кола» и экономика

 

Пожалуй, главное впечатление от посещения завода Coca-Cola — не конвейер и не музей с причудливыми бутылочками, а ощущение, что это гигантская компания, для которой производство напитков — повод быть включенными в сложные экономические отношения. Coca-Cola Hellenic во многом заложила основу современного бизнес-пространства Петербурга. Присутствие компании на местном рынке в 90-е годы стало важным сигналом для других зарубежных корпораций. Система Coca-Cola — один из крупнейших российских иностранных инвесторов, вложивший в отечественную экономику до настоящего момента более 4 млрд долларов.

С 1928 года Coca-Cola поддерживает Международное Олимпийское движение, с 1978 — Чемпионат мира ФИФА и будет поддерживать Чемпионат мира по футболу, который пройдет в 2018 году в России.

В рамках сотрудничества Coca-Cola и Эрмитажа прошел конкурс молодых реставраторов и открытие новой реставрационной лаборатории. На сегодняшний день компания вложила порядка 1 млн долларов в проекты, связанные с Эрмитажем.

На пресс-конференции, посвященной 20-летию завода Coca-Cola в Петербурге, вице-губернатор Сергей Мовчан отметил, что завод приносит пользу не только бюджету города, но и его горожанам, в том числе — рабочими местами.

«Сегодня на петербургском заводе Coca-Cola Hellenic 735 рабочих мест — это в 3,5 раза больше, чем 20 лет назад, — отметил Сергей Мовчан. — На этом предприятии поддерживаются традиции. Сейчас Александр Ведоменко (генеральный менеджер Coca-Cola Hellenic по Северо-Западному региону. — прим. ред.) познакомил меня с человеком, который уже 20 лет работает на этом предприятии. Начинал он с помощника водителя машины продукции, а сейчас входит в топ-менеджеры предприятия. Это говорит о том, что здесь хорошо продумана кадровая политика: у людей есть всегда некие горизонты, к которым они могут стремиться». 

 

Фото: Михаил Григорьев 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    как Это сделано
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    Где найти самые старые деревья Петербурга

    «Санкт-Петербург.ру» рассказывает о деревьях в Северной столице, которым больше 300 лет. Они были свидетелями великих исторических событий, пережили революции и блокаду.

    Топ-7 популярных мест Петербурга для фотографий в Instagram

    «Санкт-Петербург.ру» выбрал красивые здания Северной столицы, в которых можно сделать идеальные снимки.

    Топ-5 кафе и баров Петербурга с необычным пивом

    Сливочное, фруктовое, с пюре манго и даже с нотками перца – «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, где в Северной столице попробовать пиво с нетрадиционными вкусами.

    Как это сделано

    написать письмо

    Сатанинский гриб и ложная лисичка: список грибов, которые могут убить

    «Санкт-Петербург.ру» рассказывает о грибах, которые лучше оставить в лесу.

    Проверено на себе

    Land Rover: 70 лет решений, предвосхитивших будущее

    Первый Land Rover создавали как временный антикризисный проект. Тогда его создатели не могли представить, какой успех ждет их детище из «самолетных крыльев».

    Гид по Петербургу

    Непарадная красота: топ-7 брандмауэров Петербурга

    «Санкт-Петербург.ру» рассказывает об истории неофициального символа города на Неве, из-за которого спорят власти, жители и художники.

    Пресс-релизы