На сегодняшний момент в Русском музее представлено всего 10 работ Рериха в одном из проходных залов. И до конца года новых выставок не планируется, хотя 2009 - юбилейный год - 135 лет со дня рождения Н.К.Рериха.
Обозреватель "Санкт-Петербург.ру" решил проанализировать ситуацию и ответить на вопрос, почему музей так редко выставляет творения Рериха, которые являются достоянием российского народа.
Во-первых, можно предположить, что выставлять картины Рериха для музея невыгодно. Выставка не наберет большого количества зрителей и не окупит расходы на ее организацию. Но предыдущий опыт говорит обратное. Как рассказал председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Эдуард Томша, практика показывает, что интерес к творчеству Рериха огромен. Выставки собирают большое количество посетителей - как непосредственно поклонников Рериха, которые приезжают, чтобы увидеть картины из других городов и стран, - так и просто петербуржцев и гостей города, которым интересно творчество этого выдающегося человека.
Во-вторых, предположим, что у музея нет необходимого помещения для проведения столь масштабной выставки. Однако опять, если обратится к прошлому, такие выставки были. Получается, при желании выделить зал возможно.
Примечательно, что в Петербурге периодически проходят передвижные выставки картин Рериха. Картины предоставляет Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, который находится в Москве. Такие выставки проходили в городе три раза: во Всероссийском музее Александра Сергеевича Пушкина в 2005 году, а также музее Державина и русской словесности его времени в 2007 и 2008 годах. Передвижные выставки Центра организует не только в Северной Столице, а во многих городах России и за рубежом. За последние 10 лет всего было проведено около 270 выставок. В Центре считают такие мероприятия необходимостью, ведь бесценное культурное наследие Рерихов является общественным достоянием. Таким образом, выставки — это единственная возможность показать "живые" картины непосредственно зрителю.
Конечно, организация передвижных выставок - дело сложное и затратное. Картины необходимо бережно перевозить. И поиск выставочных залов дело не из легких: чтобы сохранить творения, их необходимо выставлять в помещениях с определенной влажностью и температурой. А вот переместить картины из запасников в один из залов Русского музея все-таки не столь хлопотный с точки зрения логистики процесс.
Скорее всего, ответ на заданный в начале нашего повествования вопрос можно найти в рассказе Эдуарда Томша. Когда он несколько лет назад пытался добиться выставки картин в Русском музее, ему ответили, что "для Вас это "РЕРИХ", а для нас это просто Рерих, такой же, как, например, Врубель".
Таким образом, становится понятно, что руководство Русского музея придерживается точки зрения, что великих художников много, количество выставочных помещений ограничено и выделять Рериха среди остальных нет никакого смысла. Его картины можно выставить, например, во время очередного юбилея - через 5-10 лет.
Отметим, что решение о том, какие картины выставлять, принимает дирекция Русского музея. Ежегодно определяется выставочный план на год, в котором обозначены выставки художников и сроки их проведения. В пресс-службе музея рассказали, что повлиять на выставку тех или иных картин возможно, но необходимо официальное обращение в дирекцию Русского музея в период формирования выставочного плана. Правда тогда непонятно, почему доводы представителей Центра Рерихов не повлияли на дирекцию, и выставка так и не была организована.
И объективно и субъективно, Рерих - значимая для Петербурга личность. Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры - художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель.
Творческое наследие Рериха огромно — более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения — книги, очерки, статьи, дневники. И родился Николай Рерих в Петербурге. Здесь учился в Университете и Академии Художеств, более 10 лет был директором школы Императорского Общества поощрения художеств, в 1909 году стал академиком Российской Академии Художеств. Так что невольно становится жаль, что Петербург, обладая бесценными картинами, которые известны во всем мире, хранит их в запасниках.
Получить долгожданный доступ к картинам не удалось даже представителям Международного Центра Рерихов. А что говорить об обычном горожанине? В таком случае, получается, что "культурное наследие", "народное достояние", является не совсем народным...
Наконец, если посмотреть на проблему более глобально, то ситуация с выставками картин Рериха является лишь частным примером той печальной ситуации, которая сложилась в музеях нашей страны. В запасниках хранятся шедевры мирового искусства, которые попадают в выставочные залы раз в десять лет во время очередного юбилея художника и из "народного достояния" превращаются в "недоступные мифы и легенды". Такая ситуация кажется неправильной, а выход из нее можно найти лишь при обоюдном желании и взаимодействии властей, поклонников творчества художников и дирекции музеев, чего в данный момент времени, к сожалению, не происходит.
Ирина РОЖКОВА