Чиновники называют повышение пошлин на "автомобильный сэконд-хэнд" одной из мер, направленных на преодоление финансово-экономического кризиса. Об этом решении стало известно еще в канун нового года, что вызвало акции протеста автомобилистов по всей стране. Особенно бурно бунтовали на Дальнем Востоке и в Калининградской области, где подержанные иномарки - основа всего автопарка, да и жизни как таковой. Ну, а в Санкт-Петербурге многие автоэксперты просто недоумевают каким образом эта мера может помочь отечественной автопромышленности.
"Я крайне отрицательно отношусь к тому, что сделало наше правительство, потому что не считаю, что частные проблемы отдельных автомобильных компаний нужно перекладывать на плечи своих граждан, - заявил руководитель петербургского отделения Федерации автовладельцев России Алексей Шумак. - Это решение принято в пользу интересов одного известного гиганта отечественного автопрома, который как выпускал "тазики", так и продолжает их выпускать. Естественно, их автомобили в большинстве своем никому не нужны. Но повышать пошлины в условиях кризиса, мне кажется, неправильно в отношении граждан".
Подобной точки зрения придерживается и председатель комиссии Законодательного собрания Петербурга по транспорту Игорь Риммер. "Я вообще за то, чтобы защищать отечественную промышленность и автомобильную в том числе, возможно даже путем повышения тех же пошлин, но ведь при этом нужно и повышать качество выпускаемой продукции, а об этом никто не говорит", - отметил он.
Действительно, складывается ощущение, что представители российского автропрома через правительство элементарно продавили столь непопулярное решение. В условиях кризиса гиганты российского автопрома пытаются использовать ситуацию себе на благо. Об этом свидетельствует и введение субсидий по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тыс. руб., и при этом они должны быть только российского производства. Это постановление также вступило в силу с января 2009 года. Опять же, основная цель — это поддержка российской автомобильной промышленности и восстановление потребительской активности населения. В общей сложности на эти цели планируется выделить порядка 173 млрд руб. Гигантская сумма бюджетных средств, направленная не совсем понятно на что.
По идее автопром должен не только неуклюже копировать формы, но и обеспечивать внутреннее содержание. Подобные же меры в своей долгосрочной перспективе могут дать эффект совершенно обратный ожидаемому — снижение конкурентоспособности порождает технологическое отставание, которое, откровенно говоря, и сейчас имеет место быть. Поэтому пока что российские автомобили продолжают оставаться объектом всеобщих шуток и анекдотов. Народную любовь, как известно, за рубли не купишь, поэтому многие специалисты считают, что те, кто и раньше не покупал, например, "Жигули" - тот и сейчас их приобретать не будет.
Наивно полагать, что для роста продаж достаточно оградить внутренний рынок и сделать кредиты на отечественные автомобили доступными. По данным аналитиков агентства "Автостат", на основе анализа, сделанном по данным производственных планов российских автозаводов и данных по продолжительности новогодних каникул, объемы производства автомобилей в России в первом квартале 2009 года могут снизиться на 40-60% по сравнению с 2008 годом. Эти цифры появились.
Что касается новых автомобилей импортного производства, то здесь тоже интересная ситуация. Юридические лица, которые и занимаются поставкой новых иномарок, тоже привыкают жить по повышенным ставкам. Для них пошлины повысились не столь критично, всего лишь на 5%. Но практически все российские дилеры сразу заявили, что автомобили теперь подорожают примерно 6%. Тем не менее, именно в условиях кризиса этот сегмент автомобильного рынка наиболее стабилен.
Причина — проста. В той ситуации, когда неизвестно, что произойдет завтра — люди предпочитают вкладывать свои сбережения в то, что будет всегда в цене, а это, как правило, либо недвижимость, либо дорогие автомобили бизнес-класса. Если взять статистику, то рынок продаж новых иномарок в Санкт-Петербурге в 2007 году по отношению к 2006 году вырос на 59% (по России - на 63%), при том, что в категории элитных автомобилей типа Аudi и Mercedes темпы роста прибавили в продажах около 40. А по итогам 2008 года сегмент новых автомобилей зарубежного производства в Петербурге показывает аналогичные темпы роста по отношению к 2007 году, что и массовый сегмент. Эти статистические данные лишь подтверждают, что эта категория наиболее устойчива к тем или иным процессам на российском автомобильном рынке.
Другая популярная категория, так называемые "пятилетки": т.е. импортные пошлины на легковые автомобили со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет. Стоимость таможенных пошлин на эти автомобили выросла в четыре раза. Если рассмотреть эту ситуацию на конкретном примере, то приобретение достаточно популярной во времена кризиса малолитражки "Toyota Vitz" трех годичной давности производства, обойдется на таможне в 3 тыс. евро. Для сравнения — раньше за такой автомобиль пришлось бы выложить таможенникам всего 850 евро. Теперь стоимость пошлины становится дороже стоимости самого автомобиля, купленного на японском аукционе. Но даже в этом случае человек, который привык ездить на иномарках вряд ли пересядет за "баранку" российского авто, какими бы кредитами его не соблазняли. Те, кто может себе позволит новый зарубежный автомобиль — купят его даже, а может и особенно в условиях кризиса.
В целом, все эти меры со стороны правительства говорят лишь об одном — российские власти научились применять лишь ограничительные меры в пользу отечественного производителя для улучшения конкурентоспособности на автомобильном рынке страны. Вот только кто от этого выиграет большой вопрос. В условиях финансового кризиса люди просто так дорогостоящие вещи покупать не будут - если вкладывать деньги, то по необходимости и во что-нибудь серьезное. Под второе уж точно не попадают автомобили российского производства.
Денис ПЕТРОВСКИЙ