USD 18.04.2024 94.3242 +0.2500
USD ММВБ 00:05 94.0338  
EUR 18.04.2024 100.2787 +0.3446
EUR ММВБ 00:05 99.9540  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Писатель Михаил Лялин — воплощение реализма с примесью мистических деталей

02 Апреля 2008, 15:50

О том, как его за творчество выгнали из дома, почему его герои такие самобытные и какая связь между ним и Достоевским, корреспонденту "Санкт-Петербург.ру" в своем первом интервью рассказал автор романа "Солдаты армии ТРЭШ", писатель Михаил Лялин.

Несмотря на то, что книга "Солдаты армии ТРЭШ"  считается модной среди нынешней читающей молодежи, ее автор до сих пор не общался плотно с журналистами. О том, как как его за творчество выгнали из дома, почему его герои такие самобытные и какая связь между ним и Достоевским, корреспонденту "Санкт-Петербург.ру"в  своем первом интервью  рассказал писатель Михаил Лялин.


Тексты Лялина запоминаются жестким реализмом, несколько юношеским скептицизмом и некоторой озлобленностью на мир. Тем не менее, при личном знакомстве он не производит впечатления человека нереализовавшегося: Лялин молод и вполне доволен собой. В начале интервью  писатель сразу же просит перейти на "ты"  и, оробев, признается, что это его первое интервью.

- Расскажи, когда ты начал писать?

- Начал писать я довольно-таки поздно. Я учился в школе в специфическом районе — Калининском- и точно знал с 5 класса, где в школе продавали коноплю. Отсюда и мое школьное окружение. Наверное, поэтому  я и не очень любил читать.Все изменилось, когда я пошел на подготовительные курсы в СПбГУ. Я тогда поступал сразу на несколько факультетов, потсупив, в итоге, на экономический факультет.. На курсах русский язык нам тогда преподавал Владимир Иванович Коньков. И именно он и научил меня писать, по крайней мере,  приличные сочинения.
Первый рассказ я написал на 1 курсе. Тогда я вообще в первый раз ручку в руки взял, что бы что-то написать. Помню тот день, когда у меня возникла идея "Солдат армии ТРЭШ".  Иду под аркой дома и думаю: "А вот почему бы не выйти сейчас тройке закадычных друзей. К примеру, выходят они и говорят друг другу : "А спорим…". "ТРЭШ" так и начался этими словами. Сначала идея была не оформлена. Я писал  небольшие истории, и потом это складывалось  в приличную историю, и за полгода я сумел сделать вот такое цельное произведение.
Я напечатал на принтере, сброшюровал и отдал в переплетную мастерскую несколько экземпляров  романа. Потом стал рассылать книгу по адресам издательств.Я не знал никаких писателей, не имел никаких контактов, и, тем более, связей. Когда  показал "ТРЭШ" своему отцу, у нас с ним был сильный конфликт. Ну а потом все получилось как-то спонтанно. Я был на даче. Утром мою посуду, и тут звонит отец, который был против книги, и говорит, что мне нужно приехать в город, так как меня хотят издавать. Так все и закрутилось.

- К какому литературному стилю ты сам себя отнесешь?

 - Наверное, к какому-то реализму с примесью  мистических деталей. Я  обращаю большое внимание на детали и сны героев, и включаю их обычно в повествование. Мало того, мне тут сказали, что они лучше всего у меня и выходят.  Не знаю даже, почему.

 - Возможно, твое творчество как-то связано с Достоевским? Ведь сны — это его сильная сторона.

 - Здесь есть своя история, которая случилась буквально на днях. Наверное, читатели подумают, что я глупый какой-то, но я у Достоевского читал одно произведение - "Преступление и наказание", и то - в школе. Виктор Тихомиров, "митек, художник, писатель и кинорежиссер  недавно посоветовал мне прочитать "Записки из подполья". Когда читал, я просто находился в полнейшем шоке. Если бы в школе мы проходили это вместо "Преступления и наказания" Достоевского, мы любили бы его и литературу, в целом, гораздо больше. По крайней мере, я Достоевского теперь уважаю (смеется).

 - Кого из  писателей предпочитаешь?

 - Мое знакомство с литературой не как с замученной годами мумией, а как с живой и полной сил женщиной началось с современных писателей. В первую очередь, это Пелевин. В 1999 году мой крестный на даче зачитывал нам отрывки из "Жизни насекомых". Мама думает, что, видимо, с того времени я стал задумываться о писательстве. Тогда я понял, что быть современным писателем вполне  возможно. Пелевин стал для меня открытием. Я  "GENERATION П" прочел, наверное, раз шесть. Пелевин держит определенную планку. Потом я начал перечитывать мировую литературу, от Маркеса до Мураками и Коэльо. И сейчас я не брезгую "популяром".

 - Откуда берешь таких самобытных героев?

 - Если говорить о "Солдатах армии ТРЭШ", то это мои университетские приятели.  У всех героев есть свои прототипы. Есть даже прототип меня — я считаю себя в этой троице Тесаком. Хотя потом  уже я узнал, что в Москве, оказывается, есть скинхед по кличке Тесак. Его, кстати, сейчас хотят посадить или уже посадили. Мне всегда нравилось такое проявление жизни: круг замкнулся. Я никогда не общался с этими ребятами, а они существуют реально. Главный герой  - это мой лучший друг, который живет в Гатчине. Но то, что герои списаны с нас, не означает, что мы делали то же самое. Это все выдумано.

- Как проходит работа над книгой?

- Идея книги, как таковая, возникает неожиданно. Я не думаю о книге и не работаю каждый день. Когда  накатывает — пишу. За последний год я написал  от силы  десяток рассказов, и сейчас приступаю к работе над повестью.  Последняя идея у меня возникла, как всегда, внезапно. Я шел по улице, а в лицо дул ветер со снегом. И как-то моментально возник сюжет. Возможно, ветер принес. Я даже не знаю. Ну, а вообще - встал, почесался, посмотрел - посуды куча, обед не готов... Ладно, думаю, поработаю немного  -  на кухне, там стул очень жесткий и сидеть расслаблено просто невозможно. Вспоминаю, что написал вчера. У меня есть план произведения, разбитый по эпизодам. В схеме в рамочки обведено то, о чем я должен упомянуть в том или ином эпизоде. Пишу я на компьютере. Я  достаточно ленивый человек, так что уже забыл, как это - писать ручкой. По-моему, те, кто пишут на машинке или от руки принципиально -  это просто люди, которым нечем больше похвастаться. Это то же самое, как если бы изобрели ручку, а ты до сих пор выбиваешь иероглифы на камне.

 - Ты связываешь свое будущее с литературой?

 - Тут я могу похвастаться. В настоящее время я живу на авторский гонорар за вторую книгу.  Да,  литература меня кормит. И даже больше.  Когда я получил гонорар, я купил рамочку, взял 50 рублей из общей суммы (сначала хотел взять 5 тысяч, но понял, что потом, когда остальные деньги закончаться, буду вытаскивать их из рамки и постоянно разменивать) и написал под ними, что это мой первый приличный гонорар. Почему первый приличный? Я за "ТРЭШ" получил 100 долларов.
Мне сложно сейчас что-то говорить по поводу будущего. На данный момент я учусь в аспирантуре экономического факультета СПбГУ.  Мне остался там 1 год. Возможно, буду преподавать, ну и писать, конечно. По крайней мере, меня радует, что я не ввязался в гонку за постоянной прибылью и материальными благами, как остальные ребята. У меня есть какая-то внутренняя свобода. Я понимаю, что у меня есть день, и сколько я за него сделаю — все мое. Меня никто не заставляет.  Поэтому мне хотелось бы связать свою жизнь с литературой.  И есть предпосылки к этому. Я вижу, как ситуация вокруг меняется. Гонорары писателей стали расти.  Мою новую книгу "Ржавчина" уже хотели напечатать 2 крупных издательства. И это потому, что этот рынок стал развиваться. Появились профессиональные литературные агенты, как например, "Гумен и Смирнова", которые и продали мою "Ржавчину".

 - Считаешь ли ты себя популярным?

 - Среди девушек - да (смеется). Ну что значит, популярен?  Популярен — это тираж 50 тыс. У меня пока в разы меньше. Единственное, меня поразило как-то, - что мою книгу продают в ларьке у Финляндского вокзала.  Ладно, в магазине, но в ларьке...! Это народное признание, что ли. Сейчас книгу вывесили в сеть. Это радует меня дополнительно.  Я вообще выступаю за бесплатное распространение литературы. Хотя, издателям это не понравится.

- Над чем сейчас работаешь?

 - Роман "Ржавчина"  - на подходе к магазинам. Выйдет к книжной ярмарке в ЛенЭкспо, то есть в конце апреля.  Эта книга — мой ответ графу Монте-Кристо, потому что месть — это ржавчина,  которая изъедает душу.  В настоящий момент работаю над повестью "Acarina Ixodidae". Это будет что-то вроде ужасов с примесью мистики и сумасшествия. Мой ответ "Сиянию". Окончательная форма этого произведения сформировалась под воздействием "Записок из подполья" Достоевского. Повесть даже открывается цитатой из этой книги.

- Как ты думаешь, какой он, твой читатель? Какая твоя целевая аудитория?

 - Это ребята моего возраста, или помладше, которые хотят узнать о жизни немного больше.  Мне хочется заставить своего читателя думать. Предоставить ему факты и дать возможность осмыслить их самостоятельно. Вот и все, что мне нужно.


Беседовала Ксения ЧЕПИГА

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Архив

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы